Автор: Яковенко Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17
Населённый пункт: г.Рузаевка Р.Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-театральная деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование
"Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей...»
Б. М. Теплов
Одним из видов деятельности в детском саду является
музыкально-театральная направленность. Музыкально-
театрализованная деятельность – на мой взгляд, самая эффективная
форма музыкального воспитания, способствующая
формированию творческой личности ребенка. Основной целью
проводимой работы является раскрытие индивидуальных
возможностей детей в музыкальном и театральном творчестве,
развитие нравственных качеств личности ребёнка.
С удовольствием поделюсь опытом своей работы в этом
направлении.
В процессе музыкально-театральной деятельности решаются
следующие задачи:
воспитание устойчивого интереса к музыкальной и театрально-
игровой деятельности;
пополнение и развитие вокально-слуховых навыков,
музыкально-слуховых представлений;
подведение детей к созданию выразительных образов в
песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и
драматизациях, инсценировании песен и расширение
представлений о них;
формирование у детей стремления включать в
самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации;
стимулирование желания детей выступать перед
сверстниками, родителями.
Театрализацию в работе с детьми я использую с младшего
возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках
повадки животных, имитируют их движения, голоса. При этом
анализируют характер движения, интонацию: идет курочка или
маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся,
падают на землю. Также в работе использую упражнения по
психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча.
Стараюсь, чтобы дети могли передать настроение, меняли мимику (в
песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый
жук» - лица радостные).
Немаловажное значение в музыкально-театрализованной
деятельности имеет умение ребенка владеть голосом. Ведь с
помощью голоса можно многое выразить, о многом рассказать. И
здесь наша задача - стремиться развить у детей певческое звучание,
увеличить доступный для этого возраста объем
вокально-хоровых навыков. Для этого я использую специальные
упражнения – распевания (наиболее удобные фонемы: «а», «о», «у»
«и». «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», пропевая на одном звуке, затем в
восходящем движении поднимаясь по полутонам вверх и вниз).
Проанализировав значение этих гласных для голосового
аппарата, и
систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила,
качественные изменения в области чистоты интонирования,
правильного
формирования ротовой полости, расширения диапазона.
Уделяю так же время и работе над дыханием, ведь от него
зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно
быть свободным, равномерным и естественным и этому так же нужно
учиться.
Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной
деятельности
дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность
чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке.
Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают
сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской
деятельности.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности
усложняются. Мы переходим к драматизации сказок, музыкальных
сценок, хороводов с театральным сопровождением. Одним из
любимых видов театральной деятельности являются музыкальные
сказки-постановки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и
птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, мы применяем
двигательные импровизации, которые проводятся без
предварительной подготовки, с элементами ритмопластики: кошки
умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти
двигательные импровизации на практике оказались очень
эффективными. Они очень положительно повлияли на качество
исполнительской деятельности маленьких актеров. Работая над
актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка
прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка
обиделся.
С самого раннего детства нас сопровождали герои любимых
сказок:
Колобок, курочка Ряба, трусливый зайчишка и страшный серый волк.
Так
почему же любимые сказки не воплотить в настоящие? Другими
словами, оживить сказочных персонажей. Вот она изюминка будущей
музыкальной постановки.
Как же проводится работа над постановкой детского спектакля?
Располагая большой картотекой музыкальных сказок, нахожу
интересный сценарий.
И начинается кропотливая, но очень приятная подготовка к
постановке музыкальной сказки. Но не всё так просто. Сначала
подбираю текстовый и наглядный материал, который не только
пробудит желание слушать музыкального руководителя, но и найдет
эмоциональный отклик в душах детей. Материал, который станет
основой будущего сценария музыкальной пьесы.
Прежде всего, на занятиях с детьми, читаем и разбираем текст
сказки. При этом провожу беседу о характере главных героев и их
роли в сказке.
Затем выбираю детей, с которыми буду работать
индивидуально. А воспитатель помогает раздать детям текст роли в
выбранной сказке. Работая не первый год музыкальным
руководителем в детском саду отлично понимаю, кто из детей
прекрасно справится с ролью будущего героя. Обычно это активные
дети, которые быстро запоминают слова стихов и песен. Эти ребята
очень эмоциональны и артистичны. Но никто не останется в стороне!
Каждому найдется роль в соответствии с индивидуальными
возможностями: кто-то споет, кто-то поучаствует в танце.
Пока дети занимаются текстом, параллельно готовлю для
каждого персонажа своё музыкально-текстовое сопровождение и
подбираю музыкальный лейтмотив. Ведь музыкальная сказка – это
сказка, сопровождающая музыкой. Стараюсь тщательно подбирать
каждому герою музыкальное сопровождение, которое будет их
сопровождать на протяжении всей сказки. А дети, по их звучанию,
слышат свой выход на сцену.
Сколько эмоций и впечатлений! Каждый из героев хочет
показаться лучшим из артистов. Получить массу похвал от
музыкального руководителя и воспитателя. Но это только начало
работы. Впереди ежедневные репетиции.
Юные театралы знают что сегодня они настоящие артисты,
которые готовятся к выступлению. Они прекрасно понимают, что показ
их сказки ждут
ребята из других групп и они наверное, им даже чуточку завидуют.
Стихотворный текст выучен, музыкальные номера получаются. Но
не хватает артистам уверенности в себе. Хочется видеть наших
героев более решительными и эмоциональными. Этому помогают
встречи музыкального руководителя с детьми в индивидуальном
режиме.
На индивидуальных репетициях, дети более эмоциональны. Они
без
стеснения и торопливых фраз рассказывают свой текст.
Индивидуальные
занятия с детьми - это огромная помощь при создании сводных
репетиций.
Ребята ждут от музыкального руководителя новых впечатлений,
эмоций и творчества.
Большую роль в проведении музыкально-театральной
постановки играет красочное оформление музыкального зала, где
будет проводиться данное мероприятие. Я считаю, что немаловажную
роль в подготовке музыкального спектакля играет воспитатель. Он
становится первым и главным моим помощником: принимает участие
в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов, проводит
предварительную подготовку детей(тематические беседы,
рассматривание картин, чтение литературного произведения). Это
помогает более рационально использовать время на занятиях. В
подготовке к данному мероприятию нашему коллективу помогали
фантазия и любовь к художественному творчеству.
Вот и праздничное музыкальное представление! Зал украшен в
стиле сказочной поляны! Звучит таинственная музыка и на сцене
появляются долгожданные артисты, полные задора и хорошего
настроения! Затаив дыхание зрители встречают каждого героя
сказки...
Результативность опыта.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью
очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности -
пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д.
Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей
средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения,
я обратила внимание на следующее:
у детей значительно улучшилась способность к
импровизациям (песенным, инструментальным,
танцевальным).
дети стали активно пользоваться средствами
выразительности (мимика, жесты, движения);
повысилась эмоциональная отзывчивость, которая базируется
на умении различать чувства, настроения;
дети стали больше проявлять активность, инициативность;
у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые
качества
личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта).
дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни,
танцы, стихи;
дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной
деятельности.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что
система проведенной работы оказалась эффективной в моей работе с
детьми. Дети показывают свои достижения на праздниках и
развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным
артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием
творческих способностей детей средствами театрализованной
деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса
совместной творческой деятельности.