Напоминание

Музыкально-театральная деятельность дошкольников


Автор: Яковенко Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17
Населённый пункт: г.Рузаевка Р.Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-театральная деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей...»

Б. М. Теплов

Одним из видов деятельности в детском саду является

музыкально-театральная направленность. Музыкально-

театрализованная деятельность – на мой взгляд, самая эффективная

форма музыкального воспитания, способствующая

формированию творческой личности ребенка. Основной целью

проводимой работы является раскрытие индивидуальных

возможностей детей в музыкальном и театральном творчестве,

развитие нравственных качеств личности ребёнка.

С удовольствием поделюсь опытом своей работы в этом

направлении.

В процессе музыкально-театральной деятельности решаются

следующие задачи:

воспитание устойчивого интереса к музыкальной и театрально-

игровой деятельности;

пополнение и развитие вокально-слуховых навыков,

музыкально-слуховых представлений;

подведение детей к созданию выразительных образов в

песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и

драматизациях, инсценировании песен и расширение

представлений о них;

формирование у детей стремления включать в

самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации;

стимулирование желания детей выступать перед

сверстниками, родителями.

Театрализацию в работе с детьми я использую с младшего

возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках

повадки животных, имитируют их движения, голоса. При этом

анализируют характер движения, интонацию: идет курочка или

маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся,

падают на землю. Также в работе использую упражнения по

психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча.

Стараюсь, чтобы дети могли передать настроение, меняли мимику

песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый

жук» - лица радостные).

Немаловажное значение в музыкально-театрализованной

деятельности имеет умение ребенка владеть голосом. Ведь с

помощью голоса можно многое выразить, о многом рассказать. И

здесь наша задача - стремиться развить у детей певческое звучание,

увеличить доступный для этого возраста объем

вокально-хоровых навыков. Для этого я использую специальные

упражнения – распевания (наиболее удобные фонемы: «а», «о», «у»

«и». «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», пропевая на одном звуке, затем в

восходящем движении поднимаясь по полутонам вверх и вниз).

Проанализировав значение этих гласных для голосового

аппарата, и

систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила,

качественные изменения в области чистоты интонирования,

правильного

формирования ротовой полости, расширения диапазона.

Уделяю так же время и работе над дыханием, ведь от него

зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно

быть свободным, равномерным и естественным и этому так же нужно

учиться.

Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной

деятельности

дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность

чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке.

Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают

сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской

деятельности.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности

усложняются. Мы переходим к драматизации сказок, музыкальных

сценок, хороводов с театральным сопровождением. Одним из

любимых видов театральной деятельности являются музыкальные

сказки-постановки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и

птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, мы применяем

двигательные импровизации, которые проводятся без

предварительной подготовки, с элементами ритмопластики: кошки

умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти

двигательные импровизации на практике оказались очень

эффективными. Они очень положительно повлияли на качество

исполнительской деятельности маленьких актеров. Работая над

актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка

прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка

обиделся.

С самого раннего детства нас сопровождали герои любимых

сказок:

Колобок, курочка Ряба, трусливый зайчишка и страшный серый волк.

Так

почему же любимые сказки не воплотить в настоящие? Другими

словами, оживить сказочных персонажей. Вот она изюминка будущей

музыкальной постановки.

Как же проводится работа над постановкой детского спектакля?

Располагая большой картотекой музыкальных сказок, нахожу

интересный сценарий.

И начинается кропотливая, но очень приятная подготовка к

постановке музыкальной сказки. Но не всё так просто. Сначала

подбираю текстовый и наглядный материал, который не только

пробудит желание слушать музыкального руководителя, но и найдет

эмоциональный отклик в душах детей. Материал, который станет

основой будущего сценария музыкальной пьесы.

Прежде всего, на занятиях с детьми, читаем и разбираем текст

сказки. При этом провожу беседу о характере главных героев и их

роли в сказке.

Затем выбираю детей, с которыми буду работать

индивидуально. А воспитатель помогает раздать детям текст роли в

выбранной сказке. Работая не первый год музыкальным

руководителем в детском саду отлично понимаю, кто из детей

прекрасно справится с ролью будущего героя. Обычно это активные

дети, которые быстро запоминают слова стихов и песен. Эти ребята

очень эмоциональны и артистичны. Но никто не останется в стороне!

Каждому найдется роль в соответствии с индивидуальными

возможностями: кто-то споет, кто-то поучаствует в танце.

Пока дети занимаются текстом, параллельно готовлю для

каждого персонажа своё музыкально-текстовое сопровождение и

подбираю музыкальный лейтмотив. Ведь музыкальная сказка – это

сказка, сопровождающая музыкой. Стараюсь тщательно подбирать

каждому герою музыкальное сопровождение, которое будет их

сопровождать на протяжении всей сказки. А дети, по их звучанию,

слышат свой выход на сцену.

Сколько эмоций и впечатлений! Каждый из героев хочет

показаться лучшим из артистов. Получить массу похвал от

музыкального руководителя и воспитателя. Но это только начало

работы. Впереди ежедневные репетиции.

Юные театралы знают что сегодня они настоящие артисты,

которые готовятся к выступлению. Они прекрасно понимают, что показ

их сказки ждут

ребята из других групп и они наверное, им даже чуточку завидуют.

Стихотворный текст выучен, музыкальные номера получаются. Но

не хватает артистам уверенности в себе. Хочется видеть наших

героев более решительными и эмоциональными. Этому помогают

встречи музыкального руководителя с детьми в индивидуальном

режиме.

На индивидуальных репетициях, дети более эмоциональны. Они

без

стеснения и торопливых фраз рассказывают свой текст.

Индивидуальные

занятия с детьми - это огромная помощь при создании сводных

репетиций.

Ребята ждут от музыкального руководителя новых впечатлений,

эмоций и творчества.

Большую роль в проведении музыкально-театральной

постановки играет красочное оформление музыкального зала, где

будет проводиться данное мероприятие. Я считаю, что немаловажную

роль в подготовке музыкального спектакля играет воспитатель. Он

становится первым и главным моим помощником: принимает участие

в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов, проводит

предварительную подготовку детей(тематические беседы,

рассматривание картин, чтение литературного произведения). Это

помогает более рационально использовать время на занятиях. В

подготовке к данному мероприятию нашему коллективу помогали

фантазия и любовь к художественному творчеству.

Вот и праздничное музыкальное представление! Зал украшен в

стиле сказочной поляны! Звучит таинственная музыка и на сцене

появляются долгожданные артисты, полные задора и хорошего

настроения! Затаив дыхание зрители встречают каждого героя

сказки...

Результативность опыта.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью

очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности -

пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д.

Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения,

я обратила внимание на следующее:

у детей значительно улучшилась способность к

импровизациям (песенным, инструментальным,

танцевальным).

дети стали активно пользоваться средствами

выразительности (мимика, жесты, движения);

повысилась эмоциональная отзывчивость, которая базируется

на умении различать чувства, настроения;

дети стали больше проявлять активность, инициативность;

у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые

качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта).

дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни,

танцы, стихи;

дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной

деятельности.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что

система проведенной работы оказалась эффективной в моей работе с

детьми. Дети показывают свои достижения на праздниках и

развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным

артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной

деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса

совместной творческой деятельности.



В раздел образования