Напоминание

Бинарный урок: "Белки" с использованием интерактивных методов.


Автор: Лысенко Лариса Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Молодогвардейская средняя школа №7 им. героя Советского Союза О.В.Кошевого""
Населённый пункт: город Молодогвардейск, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Бинарный урок: "Белки" с использованием интерактивных методов.
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка бинарного

урока: «Белки с использованием

интерактивных методов»

1. Введение

Бинарный урок, объединяющий биологию и химию, позволяет комплексно

рассмотреть строение, свойства и функции белков. Использование интерактивных

методов повышает вовлечённость учащихся, способствует глубокому усвоению

материала и развитию критического мышления.

Цели урока:

Сформировать представление о белках как о высокомолекулярных

соединениях, их структуре и биологической роли.

Продемонстрировать взаимосвязь химических свойств белков и их функций

в живых организмах.

Развить навыки экспериментальной работы, анализа данных и командного

взаимодействия.

Методы обучения:

Интерактивная лекция с элементами дискуссии.

Лабораторный эксперимент.

Групповая работа с кейс-заданиями.

Игровые технологии (ролевые игры, викторины).

2. Теоретическая часть урока

2.1. Белки как биополимеры

Белки – высокомолекулярные органические соединения, состоящие из α-

аминокислот, соединённых пептидными связями. Их структура определяет

функциональное разнообразие:

Первичная структура

– последовательность аминокислот.

Вторичная структура

– α-спирали и β-слои, стабилизированные

водородными связями.

Третичная структура

– пространственная укладка полипептидной цепи.

Четвертичная структура

– объединение нескольких субъединиц

(гемоглобин).

Химические свойства белков:

Денатурация (разрушение структуры под действием температуры, кислот,

солей тяжёлых металлов).

Гидролиз (расщепление до аминокислот).

Цветные реакции (биуретовая, ксантопротеиновая).

2.2. Биологические функции белков

Ферментативная

(катализ биохимических реакций).

Структурная

(коллаген, кератин).

Транспортная

(гемоглобин).

Защитная

(антитела).

Регуляторная

(гормоны, например, инсулин).

3. Интерактивные методы обучения

3.1. Интерактивная лекция с элементами дискуссии

Приём «Вопрос-ответ»:

Учитель задаёт проблемный вопрос:

«Почему белки называют основой

жизни?»

Учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют ответы.

Метод «Микрофон»:

Каждый ученик кратко формулирует одну функцию белков, передавая

условный микрофон следующему.

3.2. Лабораторный эксперимент

Опыт 1. Денатурация белка

Цель:

Наблюдение изменения структуры белка под действием различных

факторов.

Ход работы:

1.

В три пробирки наливают яичный белок.

2.

В первую добавляют HNO₃ (ксантопротеиновая реакция).

3.

Вторую нагревают.

4.

В третью вносят CuSO₄.

Вывод:

Учащиеся фиксируют изменения, объясняют их с позиции

разрушения связей в белковой молекуле.

Опыт 2. Биуретовая реакция

Цель:

Обнаружение пептидных связей.

Реактивы:

Раствор белка, NaOH, CuSO₄.

Наблюдение:

Фиолетовое окрашивание подтверждает наличие пептидных

связей.

3.3. Групповая работа с кейс-заданиями

Кейс 1. Белки в медицине

Задача:

Объяснить, почему некоторые лекарства (например, антибиотики)

могут нарушать работу белков бактерий, не затрагивая белки человека.

Решение:

Учащиеся анализируют различия в структуре рибосом прокариот

и эукариот.

Кейс 2. Генетические заболевания

Задача:

Обсудить, как мутации в генах, кодирующих белки, приводят к

болезням (серповидноклеточная анемия).

Решение:

Анализ изменения свойств гемоглобина при замене аминокислот.

3.4. Игровые технологии

Ролевая игра «Суд над белком»

Роли:

o

«Адвокат» – аргументирует важность белков для жизни.

o

«Прокурор» – приводит примеры вредного воздействия (прионы,

токсины).

Итог:

Коллективное обсуждение баланса пользы и вреда.

Викторина «Угадай белок»

Учитель зачитывает описание функции, учащиеся называют белок

(например:

«Транспортирует кислород»

→ гемоглобин).

4. Интеграция химии и биологии

Бинарный подход позволяет раскрыть тему с двух сторон:

Химия:

Строение, реакции, методы анализа.

Биология:

Функции в клетке, роль в эволюции.

Пример связи:

Обсуждение ферментативных реакций включает:

o

Химический механизм (активный центр фермента).

o

Биологическое значение (ускорение метаболизма).

5. Контроль знаний

5.1. Тестовые задания

1.

Первичная структура белка определяется:

o

а) Последовательностью аминокислот.

o

б) Водородными связями.

o

в) Дисульфидными мостиками.

2.

Реакция, используемая для обнаружения пептидных связей:

o

а) Ксантопротеиновая.

o

б) Биуретовая.

o

в) Реакция Фоля.

5.2. Творческое задание

Написать эссе на тему

«Если бы исчезли все белки…»

с опорой на изученные

функции.

6. Заключение

Бинарный урок с интерактивными методами эффективен для усвоения сложного

материала. Сочетание теории, эксперимента и игровых элементов формирует

целостное понимание роли белков в природе.

Рекомендации для учителей:

Чередовать виды деятельности для поддержания внимания.

Использовать межпредметные связи для углублённого анализа.

Поощрять дискуссии, развивающие критическое мышление.



В раздел образования