Напоминание

«Аутоагрессивное поведение подростков: теоретические аспекты и социальные последствия».


Авторы: Мазур Елена Александровна, Татаркин Степан Антонович
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДК"
Населённый пункт: Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Аутоагрессивное поведение подростков: теоретические аспекты и социальные последствия».
Раздел: среднее образование





Назад




АУТОАГРЕССИВНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ

Мазур Елена Александровна

Социальный педагог МАУ ДО «ЦДК»

АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ,

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение,

действие, направленное на нанесение физического или

психологического вреда, ущерба

Агрессивность – более сложная структура психологических

свойств человека, отражающая предрасположенность к

агрессивным действиям

Агрессивное поведение – серия агрессивных действий

Аутоагрессия

направленна на себя

(самоуничтожение,

саморазрушающее

поведение,

психосоматическое

заболевания)

Гетероагрессия

направлена на окружающих

(побои, угрозы, оскорбления,

ненормативная лексика)

Аутоагрессия

(автоагрессия, аутодеструкция, поворот

против себя) – проявление разрушительной активности,

нацеленной (осознано или неосознанно) на причинение себе

вреда в физической и/ или психической средах.

Под разрушительной активностью понимаются:

самообвинения,

нанесение травм

употребление энергетических напитков,

употребление ПАВ,

попытки суицида

ПРИЗНАКИ АУТОАГРЕССИИ

Аутоагрессия может возникнуть как сознательно – приходит

осознанное причинение себе вреда (нанесение порезов, суицидальные

намерения)

бессознательно (виктимное поведение, стремление к опасным видам

деятельности)

При наблюдении должны насторожить часто появляющиеся раны и

порезы, склонность носить одежду, максимально закрывающую тело,

стремление к уединению, раздражительность, случаи употребления

психоактивных веществ.

К прямым признакам аутоагрессии относятся: отказ от еды,

самостоятельное нанесение телесных повреждений (порезы, ожоги,

шрамы), суицидальные попытки.

ПРИЧИНЫ АУТОАГРЕССИИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вставка рисунка

Аутоагрессия у детей в младшем школьном возрасте – это попытка

управлять взрослыми. Проявляется как:

потребность во внимании (вызвать сочуствие у родителей,

заставить их пожалеть себя, хлопотать вокруг себя);

избегание проблем (например, получить возможность из – за

травмы не ходить в школу)

ПРИЧИНЫ АУТОАГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Аутоагрессия у подростков проявляется в тяжелой форме – нежелание

жить, а, может, и в конкретных попытках покончить с собой.

Такое поведение подростка – самозащита. Он просто не знает, как

нужно действовать. И родителям, и педагогам нужно направить

подростка в нужное русло.

СОСТОЯНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К МЫСЛИ О

САМОУБИЙСТВЕ

Низкая сопротивляемость к стрессу и чувство разочарования и

безысходности (недостаточное принятие реальности);

Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет

надежды на позитивные перемены в будущем);

Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ

«туннеля»);

Убежденность в том, что самоубийство решит все проблеммы

СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ

Пассивные суицидальные мысли – характеризуются

представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не

на тему лишения себя жизни: «хорошо бы умереть»,

«заснуть и не проснуться» и т.п. Они отражают внутреннюю

готовность к суициду.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.

Словесные признаки - человек

говорит о своем желании умереть

(возможно, разговоры о суициде

преподносятся как шутка):

«Я собираюсь покончить с собой»

«Я не могу так дальше жить»

«Я больше не буду ни для кого

проблемой»

«Тебе больше не придется обо мне

волноваться»

2.

Поведенческие

признаки

-

Пренебрежительное

отношение к своему внешнему виду, отказ ухода за собой,

частые

размышления

о

суициде,

поиск

адреналина

и

склонность к рискованным поступкам, равнодушие к некогда

любимым

занятиям,

избегание

социальных

контактов,

избавление от дорогих вещей, маниакальная тяга к чистоте и

порядку

(если

до

этого

человек

был

спокоен

и

не

раздражителен на счет беспорядка), чрезмерное употребление

алкоголя, таблеток без видимых на то причин.

3.

Вегетативные

признаки

-

Сонливость,

головные

и

мышечные

боли,

усталость,

ломота

в

теле,

нарушение

пищевого

поведения,

бессонница,

плаксивость,

затрудненность

дыхания,

резкие

изменения

пульса, повышенное артериальное давление,

ощущение боли за грудиной или в глазах,

нарушение менструального цикла, проблемы

с пищеварительно-кишечным трактом.

4. Эмоциональные признаки -

Постоянное чувство одиночества,

грусти, апатии, социальная

изоляция, пассивность,

замедленная речь, тоска, скука,

кардинальное изменение эмоций

(человек был экспрессивен, а стал

заторможенным), внезапные

приступы гнева, агрессии,

демонстративного поведения.

ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Истинный. Сведение счетов с жизнью — единственная цель, которую

преследует человек. Он действует не спонтанно, а все продумывает заранее.

Поэтому ему часто удается это сделать.

Демонстративный. Люди с таким типом суицидального поведения хотят

привлечь к себе внимание, чтобы быть услышанными, понятыми — они не

планируют умереть в действительности. Их действия, направленные на

совершение суицида, всегда демонстрируются окружающим — они надеются,

что их заметят и спасут, но это происходит не всегда. Поэтому летальные

исходы случаются нередко.

Маскированный. Такой тип суицидального поведения присущ подросткам,

которые не в состоянии совершить суицид и понимают, что самоубийство —

это не лучший выход. Но они предпринимают попытки скрытого сведения

счетов с жизнью. Это проявляется в увлечениях экстремальными видами

спорта, езде на высокой скорости, употреблении наркотиков, участиях в

драках.



В раздел образования