Автор: Гринцева Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская ООШ № 1"
Населённый пункт: г.Лодейное Поле Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока математики в 1 классе
Тема: "Число и цифра 7"
Раздел: начальное образование
Конспект урока математики в 1 классе
Тема урока: Число и цифра 7.
ФИО: Гринцева Надежда Анатольевна
Место работы: МКОУ «Лодейнопольская ООШ №1»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: математика
Класс: 1 класс
Тема и номер урока в разделе: «Число и цифра 7».
19 урок в разделе « Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0».
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Используемые технологии: деятельностного метода, технология личностного
ориентирования, информационно-коммуникационные технологии
(презентация), здоровьесберегающая технология.
Учебник: Моро М. И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова. – М.:
Просвещение, 2023.
Цель урока: познакомить с новым числом 7 и соответствующей ему цифрой.
Планируемые результаты:
Предметные:
создать условия для формирования представлений о числе и цифре 7,
формировать умение писать цифру 7, давать характеристику числу 7,
повторить числовую последовательность чисел от 1 до 6, совершенствовать
навыки устного счета, закреплять знание состава чисел, умение определять и
читать равенства, неравенства, сравнивать числа.
Метапредметные:
Познавательные:
формулирование познавательной цели,
поиск и выделение информации,
анализ с целью выделения признаков,
синтез, как составление целого из частей,
выбор оснований для сравнения,
классификации объектов,
установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
оценка действий партнера;
Регулятивные:
целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к
мобилизации сил и энергии,
воспитание интереса к предмету математика.
Личностные:
развитие учебно-познавательногo интереса к новому учeбному матeриалу и
способам решeния нoвoй задачи,
формирование способности к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности,
ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей,
воспитание любви к устному народному творчеству;
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование урока: доска, мел, сигнальные карточки, числовые веера, кассы,
карточки с изображением тучки и солнышка; презентация Power point;
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока
Содержание
деятельности
учителя
Содержание деятельности
обучающихся
Методические
комментарии
Время
1.Организационный
момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех
вас видеть. Предлагаю создать всем
хорошее настроение. Посмотрите на
солнышко. Слайд 3 .
- Улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг
другу. Подарите свои улыбки мне.
Садитесь.
Учитель напоминает детям о
правилах посадки.
- С помощью солнышка и тучки
покажите, какое настроение у вас в
начале урока?
Дети проговаривают:
Руки – на парте.
Ноги – на месте.
Локти – у края.
Спина – прямая.
Дети поднимают карточку с
изображением тучки или
солнышка.
30 с.
2.Минутка чистописания.
- Ребята, откройте тетради. Что вы
видите у себя в тетрадях?
- Назовите числа.
- Что вы можете сказать про этот
числовой ряд?
- Положите тетради с наклоном.
Запишите числовой ряд, соблюдая
закономерность, до конца строки.
Каждую цифру пишем правильно,
аккуратно.
- Обменяйтесь тетрадями.
Проверьте работу соседа по парте.
Похвалите, если он не допустил
ошибок.
- С помощью сигнальных карточек
оцените работу соседа.
Итог: 2 человека допустили по
одной ошибке.
- Молодцы! Думаю, в следующий
раз все будут внимательными и не
допустят ошибок.
-Мы видим числовой ряд.
- 1,2,3
- Каждое следующее число
больше предыдущего на 1.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Взаимооценка.
Ребята с помощью сигнальных
карточек оценивают работу
соседа (зеленый цвет – задание
выполнено верно; жёлтый цвет-
допущены ошибки, красный –
задание выполнить не удалось).
1,5
мин.
3.Актуализация знаний
а) Индивидуальная работа
Устный счет
2 ученика работают у доски
(заполняют пропуски.)
4-
[ ]
=3 4-
[ ]
=2
[ ]
-1=1
[ ]
+2=3
5-
[ ]
=4 3+
[ ]
=4
4 мин.
б) Фронтальная работа.
1) «Математическая разминка»
- Какое число следует при счете за
числом 5 (6);
- Какое число предшествует числу 5
(4);
- Какое число стоит между числами
4 и 6(5);
- Увеличьте 3 на 1(4);
- Уменьшите 4 на 2(2).
Учитель отмечает наиболее
активных учеников.
Итог: 2 человека допустили ошибки,
неверно определили число
предшествующее числу 5.
Учитель просит выйти к доске
ученика, показать на числовом
отрезке число, которое
предшествует числу 5.
- А теперь проверим, как ребята
выполнили задание на доске.
- Как называются эти записи?
Итог. Ребята выполнили задание
верно. Они заработали жетоны
Дети показывают ответы с
помощью числового веера.
Ученик показывает на числовом
отрезке число 4 и объясняет: при
счете число 4 мы называем
раньше, чем число 5, значит, оно
предшествует числу 5.
Дети с помощью сигнальных
карточек оценивают работу
учеников на доске.
- Это равенства.
«Молодец!»
- Решите задачи в стихах. Покажите
мне ответы.
1 задача:
Три цветочка у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько получилось? (5)
2 задача:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Пять сынков, а сколько дочек? (1).
3 задача:
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
(2).
4 задача:
Шесть птичек на веточке
Дружно сидели.
Вспорхнули вдруг две
И улетели.
Сколько птичек осталось(4).
-Молодцы. Справились с задачами
без ошибок.
Дети показывают ответы на
числовом веере.
4. Постановка учебной
задачи (проблемы)
- Ребята, посмотрите на доску и
скажите, в правильном ли порядке
расположены числа?
(На магнитной доске выложены
числа 0,1,2,3,4,5,6).
- Давайте хором прочитаем их в
прямом порядке.
-
А теперь прочитаем в обратном
порядке!
- Предлагаю поиграть в игру «Кто
самый внимательный?»
Учитель просит учеников закрыть
глаза и меняет местами числа.
-
Какие числа поменялись местами?
Самый внимательный выйдет и
вернёт их на место.
- Да.
Хором читают числа в прямом
порядке, затем в обратном
порядке.
0, 1, 3, 2, 4, 5, 6
Один ученик выходит к доске,
объясняет, что поменялись
местами числа 2 и 3 и возвращает
их на свои места.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6
Дети с помощью сигнальных
карточек оценивают работу
ученика на доске.
2,5
мин.
-
Давайте попробуем еще раз.
- Ребята, обратите внимание, что
добавилось в числовом ряду?
- Как вы думаете, для чего добавили
вопросительный знак?
- Ребята, а вы можете назвать число,
которое следует при счете за
числом 6?
- Найдите в кассах и покажите
цифру, которой обозначается число
семь?
-Ребята, как вы думаете, почему не
все смогли показать цифру 7?
1,0,2,3,4,6,5
Ученик выходит к доске,
объясняет, что поменялись
местами числа 0 и 1 и ставит их на
свои места.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6
Дети с помощью сигнальных
карточек оценивают работу на
доске.
0, 1, 2,3,4,5, 6, ?
- Добавился вопросительный знак.
- Возможно, у нас хотят спросить,
какое число будет следующим при
счете за числом 6.
Многие ученики ответили: «Да.
Это число7».
Дети испытывают затруднение:
5 человек показали не ту цифру.
- Мы ещё не изучали число 7 и не
знаем, как пишется цифра 7.
- Попробуйте сами определить тему
сегодняшнего урока. Слайд 4 .
- Какие цели мы перед собой
поставим? Слайд 5 .
- Тема урока: Число и цифра 7.
- Цели: Узнать как можно больше
о числе и цифре 7; научиться
писать цифру 7. (формулируют с
помощью учителя).
5.Физкультминутка.
- Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать. Слайд 6 .
Дети выполняют упражнения.
1,5
мин.
6. Открытие нового
знания
- Вспомним план, по которому мы
изучаем новое число. Слайд 7 .
- Ребята, перед вами цифра 7. На что
она похожа? Слайд 8.
-Посмотрите, на что еще похожа
цифра. Слайд 9 .
Ученики проговаривают все
пункты плана.
- Цифра 7 похожа на топор, на
клюшку, на косу, на кочергу, на
флажок.
- Еще цифра 7 похожа на
подъемный кран, на ныряющего
человека, перевернутая цифра
похожа на валенок, сапог и т.д.
10 мин
- Ребята приготовили нам веселые
стихи про цифру 7.Давайте их
послушаем. Слайд 10 .
Слайды 11,12 .
Заранее подготовленные ученики
читают стихи у доски:
1.Этой цифрой не смогу
Поработать на лугу.
На косу она похожа,
Но косить траву не может –
Не наточена совсем
И не косит цифра 7.
2. Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
3.Цифра семь – подъёмный кран
Заглянула в гости к нам.
4.Цифра семь стройна, тонка,
Вот – изящная нога.
Цифра семь – большая дама:
Сверху – модная панама.
5. На крыше флаг.
Вам видно всем?
Он так похож на цифру семь.
- Ребята, спасибо вам за такие
замечательные стихи.
- А мы переходим ко второму
пункту плана. Что мы будем делать
дальше?
- Совершенно верно.
Из скольки элементов состоит цифра
7? Назовите их. Слайд 13 .
Учитель показывает на
интерактивной доске:
- Начинаем писать волнистую
линию чуть ниже середины верхней
стороны клетки, доводим её до
верхнего правого угла клетки, а
потом прямую линию ведем на
середину нижней строки.
Посередине проводим
Ученики садятся на свои места.
Мы будем учиться писать цифру
7.
- Цифра 7 состоит из трёх
элементов: волнистой линии,
большой наклонной палочки и
маленькой горизонтальной
палочки.
Дети совместно с учителем (под
горизонтальную черту.
- Возьмите ручки в руки, пропишем
цифру в воздухе.
- Теперь напишем цифру в тетради.
Положите тетради с наклоном
(напоминание о правилах посадки).
Возьмите ручки. Обведите цифру по
точкам.
- Кто запомнил, как пишется цифра
7, пропишите ее до конца строки.
- Кто не запомнил, показываю еще
раз. Пишем цифру до конца строки.
- Найдите у себя цифру больше
всего похожую на образец.
Обведите её в кружок простым
карандашом.
- Посмотрите на числовой отрезок.
Какое место занимает число 7 на
числовом отрезке?
Слайд 14 .
- Запомним место числа 7 на
числовом отрезке.
- Ребята, а знаете ли вы, что 7 - это
не совсем обычное число?
счет) прописывают цифру в
воздухе.
Работа в тетради.
Примерные ответы:
- Число 7 стоит за числом 6.
- Число 7стоит правее числа 6.
- Число 7 стоит между числами 6
и 8.
- Нет.
В древности оно было окружено
большим почётом и уважением
.
Слайд 15 .
Когда-то 7 было самым большим
числом, больше него чисел не было.
Поэтому число 7 обозначало слово
«всё».
А ещё число 7 считали магическим,
считалось, что человек
воспринимает мир (свет, звук, запах,
вкус) через 7 отверстий в голове: 2
уха, 2 глаза, 2 ноздри и рот. Слайд
16 .
- А в вашей жизни, что связано с
числом с числом 7?
- У меня день рождение 17 мая, в
числе 17 есть цифра 7;
- Я живу в квартире №37, в числе
37 есть цифра 7;
- В номере моего телефона есть
цифра 7.
- Где мы ещё видим и встречаем
число и цифру 7? Слайды 17,18,19.
Ребята, в Америке можно увидеть
памятник с цифрой 7.
Слайд 20 .
- У радуги 7 цветов, в созвездии
Большой медведицы 7 звёзд, а ещё
7 дней в неделе, 7 названий нот и
т.д.
- Цифру 7 можно увидеть на
весах, на линейке, на термометре,
в календаре, на циферблате часов.
В соответствии с проектом
«Меркурий» Америка запускала в
космос космические корабли с
астронавтами на борту. В проекте
участвовали 7 астронавтов, поэтому
в монументе присутствует цифра 7.
- Число 7 издревле считают
волшебным числом. Оно часто
встречается в сказках, мифах
древнего мира. Например: семь
чудес света, у могучего Атланта
было семь дочерей, храбрый
Одиссей был в плену 7 лет.
Слайд 21.
- А какие названия сказок с числом 7
знаете вы?
Слайд 22 .
- «Волк и семеро козлят»,
«Белоснежка и семь гномов»,
«Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях», «Цветик-семицветик»
и др.
- В пословицах.
- Подумайте, а где ещё, кроме
сказок, встречается число 7?
- Давайте вспомним эти пословицы.
Слайд 23.
- Спасибо ребята. Как много мы с
вами вместе рассказали о числе 7.
- Давайте сделаем вывод, какое же
число 7?
- «Семь раз отмерь, один раз
отрежь», «Семеро одного не
ждут», «Семь пятниц на неделе»,
«На седьмом небе от счастья»,
«Семь бед – один ответ».
Примерные ответы:
- Число 7 раньше считалось
магическим, волшебным, оно
часто встречается в мифах,
сказках, пословицах, в Америке
есть памятник с цифрой 7.
7. Физкультминутка
(релаксационная)
Слайд 24.
- А теперь немного отдохнем:
Все легли, глаза закрыли.
Дети выполняют упражнения.
1 мин.
Мысли разные ушли.
Напряжение улетело
И расслаблено все тело.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Все встряхнулись.
Потянулись –
И друг другу улыбнулись
8.Первичное закрепление.
- Поработаем по учебнику. Откройте
учебник на странице 54.
- Какую цифру встречаем мы в
нижней части страницы?
- Посмотрите еще раз, как она
правильно пишется.
- Ответим на вопросы в учебнике,
пользуясь числовым отрезком:
- К шести прибавить 1 получится…?
- Как получили 7?
- Из семи вычесть 1 получится…?
- Как получили 6?
- Рассмотрите рисунок ниже. Как вы
думаете, какое будет задание?
- Объясните записи слева.
Работа с учебником.
- Цифру 7.
- 7 (хором).
- Сделали один шаг вправо от
шести к семи.
- 6 (хором).
- Сделали один шаг влево от семи
к шести.
- Объяснить записи по рисунку,
поставить недостающие числа в
равенства.
Ученики по очереди объясняют
равенства:
5 мин.
- Чем отличаются равенства справа
от равенств слева.
- Объясните их.
- Молодцы! Выполнили задание без
ошибок.
Отмечает наиболее активных
учеников.
- 5+1=6 – рыбак уже поймал 5
рыбок, ещё 1 рыбка у него на
крючке. Всего у рыбака 6 рыбок.
- 6+1=7 – у рыбака 6 рыбок, ещё 1
рыбка у кота. Всего рыбак поймал
7 рыбок.
- Равенства справа со знаком
«минус».
- 6-1=5 - из 6 рыбок, которые на
траве, кот утащил одну, осталось
5 рыбок.
- 7-1=6 - всего рыбак поймал 7
рыбок, кот утащил одну, осталось
6 рыбок.
9.Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
- Откройте учебник на странице 55.
Поработаем в парах.
-Рассмотрите рисунки. Определите,
какие равенства подойдут к рисунку
слева, а какие к рисунку справа,
обсудите в парах и самостоятельно
запишите в тетрадь.
Работа в парах.
Самостоятельная работа в
тетрадях.
Проверка.
Ученики по очереди выходят к
доске, записывают равенства с
объяснением:
- к рисунку слева подходит
равенство: 2+2=4 – ветку несут
2 муравья, им на помощь спешат
4 мин.
- Ребята, проверьте, у кого задание
выполнено так же как на доске.
- Просигнальте мне.
еще 2, всего 4 муравья.
- к рисунку справа подходит
равенство: 4+1=5 – на дыне
сидят 4 осы, к ним летит ещё
одна, всего около дыни 5 ос.
Самопроверка.
Самооценивание.
10.Включение в систему
знаний.
На доске записаны числа:
4…3 5…6
3…2 6…7
- Сравните числа, поставьте нужный
знак.
Учитель вызывает к доске ученика.
- Проверьте себя. Просигнальте мне.
- Как называются такие записи?
- Молодцы. С заданием все
справились.
Самостоятельная работа в
тетрадях.
Слабоуспевающие ученики
сравнивают числа, используя
числовой отрезок.
Проверка.
Ученик ставит знаки « >» или
«<».
Самопроверка. Самооценивание.
- Это неравенства.
2,5
мин.
11. Рефлексия учебной
деятельности.
- Ребята, наш урок подходит к
концу. Какие задания вам
показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными?
Почему?
- Оцените свою деятельность на
Ответы обучающихся.
Самооценивание.
1,5
мин.
уроке с помощью сигнальных
карточек (зелёный – все понятно,
желтый – есть затруднения, красный
– много непонятного.)
Большинство учеников показали
зеленый цвет, трое – желтый.
12. Итог урока.
- Подведем итог нашей работы.
- Какие цели мы ставили перед
собой?
- Как вы считаете, достигли ли мы
намеченных целей?
- Мне понравилось, как вы работали
на уроке. Хочу отметить наиболее
активных учеников (перечисляет).
Они получают за работу на уроке
жетоны «Молодец!».
- Покажите, с каким настроением вы
завершаете урок.
- Спасибо всем за урок.
Поблагодарите друг друга. Слайд 25
- Как можно больше узнать о
числе и цифре 7, научиться писать
цифру 7.
- Да. Достигли.
Оценивание учителем.
Дети поднимают карточку с
изображением тучки или
солнышка.
1 мин.