Напоминание

«Аутоагрессивное поведение подростков: теоретические аспекты и социальные последствия».


Автор: Мазур Елена Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДК"
Населённый пункт: Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Аутоагрессивное поведение подростков: теоретические аспекты и социальные последствия».
Раздел: среднее образование





Назад




«Аутоагрессивное поведение подростков: теоретические

аспекты и социальные последствия».

Суицидальное поведение — процесс, состоящий из нескольких этапов и

направленный на причинение себе вреда вплоть до смерти. Сначала

появляются мысли о суициде — человек представляет, как это будет,

продумывает способы расставания с жизнью. Затем они проявляются внешне

в действиях, совершение которых обычно завершается собственной смертью.

Но самоубийство можно предотвратить — для этого необходимо вовремя

распознать

симптомы

суицидального

поведения

и

обратиться

за

психологической или психиатрической помощью.

Типы суицидального поведения

Виды суицидального поведения по цели совершения самоубийства:

Истинный. Сведение счетов с жизнью — единственная цель, которую

преследует человек. Он действует не спонтанно, а все продумывает

заранее. Поэтому ему часто удается это сделать.

Демонстративный. Люди с таким типом суицидального поведения

хотят привлечь к себе внимание, чтобы быть услышанными, понятыми

— они не планируют умереть в действительности. Их действия,

направленные

на

совершение

суицида,

всегда

демонстрируются

окружающим — они надеются, что их заметят и спасут, но это

происходит не всегда. Поэтому летальные исходы случаются нередко.

Маскированный.

Такой

тип

суицидального

поведения

присущ

подросткам, которые не в состоянии совершить суицид и понимают,

что самоубийство — это не лучший выход. Но они предпринимают

попытки скрытого сведения счетов с жизнью. Это проявляется в

увлечениях экстремальными видами спорта, езде на высокой скорости,

употреблении наркотиков, участиях в драках.

По проявлениям суицидального поведения выделяют мысли о суициде,

планирование способов расстаться с жизнью, угрозы самоубийства и

попытки его совершения. Если появление мыслей о причинении себе смерти

должны лишь насторожить, то при планировании, угрозах существует

повышенный риск того, что человек действительно сделает это — ему

требуется помощь. При попытках суицида ее нужно оказывать немедленно.

Причины суицидального поведения

Причины суицидального поведения можно условно разделить на внутренние

и внешние. Ко внутренним причинам относят психические заболевания, при

которых у пациентов часто возникают мысли о суициде — иногда они

реализуются. Вот при каких расстройствах психики возможно совершение

самоубийства:

биполярное расстройство;

шизофрения;

депрессия;

нарушение пищевого поведения;

повышенная тревожность;

наркотическая, алкогольная зависимость.

Внешние факторы суицидального поведения:

буллинг (травля сверстниками);

физическое и психологическое насилие;

пережитое сексуальное насилие;

потеря близкого человека (родного, друга);

завершение отношений с человеком, к которому остаются чувства);

развод родителей (дети сложно его переживают);

тяжелые финансовые проблемы, большие долги (распространенная

причина суицида среди мужчин);

плохая способность к адаптации (потеря жилья, работы, выход на

пенсию и другие не самые лучшие периоды в жизни);

послеродовая

депрессия,

выкидыш,

мертворождение,

гибель

новорожденного и уже подросшего ребенка (это распространенные

причины самоубийства у женщин);

выявление тяжелого заболевания (например, онкологии, СПИДа) —

люди добровольно уходят из жизни, потому что не желают ожидать

участи;

судебные приговоры (лишение свободы на большой срок, присуждение

крупной денежной выплаты);

сексуальная ориентация, которая не принимается обществом, близкими

людьми.

Некоторые факторы личности увеличивают склонность к суицидальному

поведению. К таким относят отсутствие умения управлять стрессом и

навыков самостоятельного решения проблем, зависимость от чужого

мнения, агрессивность, импульсивность, низкая самооценка, любовь к риску

и экстриму. Основную долю тех, кто совершил суицид, составляют люди с

нарушениями психики, алкогольной или наркотической зависимостью или

имеющие таких родственников. Часто решение попрощаться с жизнью

принимают жертвы насилия, жестокого обращения, заключенные в местах

лишения свободы, пациенты со смертельными патологиями и те, у кого есть

доступ к оружию.

Как выявить угрозу?

В группу риска по развитию суицидального поведения входят подростки и

молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, а также пенсионеры после 60 лет.

Особую проблему в обществе представляет подростковый суицид. Поэтому

очень важно уметь распознавать симптомы, указывающие на возможность

совершения самоубийства школьниками и студентами — эта задача ложится

на

плечи

родителей,

психологов

и

педагогических

работников

образовательных учреждений.

Основные признаки суицидального поведения:

Повышение агрессивности — указывает на то, что человеку сложно

справляться со своими чувствами, переживаниями.

Снижение успеваемости, ухудшение поведения в школе — все это

указывает на появление у подростка проблем, которые он не может

решить и которые могут подтолкнуть его к суициду.

Изменение социального поведения — перед самоубийством (если

намерения истинные), люди желают уединиться, они избегают любого

общества.

Употребление наркотических веществ, алкогольных напитков —

многие рассматривают их как способ уйти от проблем, справиться со

стрессом. Но результат может быть диаметрально противоположным.

Отказ от видов деятельности, которые раньше приносили радость —

подросток бросает свои старые увлечения и не начинает заниматься

чем-то новым.

Симптомами суицидального поведения у людей старшего возраста являются

уединение, мысли о том, что они являются для родственников обузой. Они

часто винят себя в чем-то, стараются завершить все дела, составляют

завещание. Если речь идет о психически больном человеке, то он может

говорить о приближающейся угрозе — он может слышать голоса, которые

приказывают ему совершить что-либо, в том числе уйти из жизни.

Выявление суицидального поведения является частью оказания помощи

людям, которые переживают трудную жизненную ситуацию и не находят в

себе сил справиться с ней. Если вы заметили описанные выше признаки у

своего ребенка, друга или другого близкого человека, обязательно обратитесь

к

специалисту. Психологическая

консультация поможет

осознать,

что

проблемы решаемы, и одиночество обманчиво — окружающие люди готовы

прийти на помощь.

Диагностика суицидального поведения

Диагностика суицидального поведения подростков проводится клиническим

психологом или детским психиатром. Обычно к специалисту обращаются

родители,

которые

заметили

изменения

в

ребенке.

Для

выявления

суицидальных наклонностей врач использует следующие методы:

Беседа. Специалист спрашивает родителей, когда появились признаки

суицидального поведения, в чем они выражаются. Если ребенок сам

говорит о суициде, он беседует и с ним — спрашивает, почему

возникли мысли о самоубийстве, что его подталкивает к этому.

Психологические тесты. Опросники, разработанные специалистами,

помогают определить риск совершения суицида, понять, насколько все

серьезно.

Проективные методики. Они подходят для дошкольников и младших

школьников, которые не осознают своих суицидальных наклонностей.

Им предлагают закончить незавершенные предложения, нарисовать

рисунок — результаты анализируются психологом или психиатром.

По результатам обследования врач определяет сензитивные, истероидные,

возбудимые акцентуированные и эмоционально-лабильные черты. При

сочетании

импульсивности,

эмоциональной

неуравновешенности

и

депрессивного

настроение

устанавливается

высокий

риск

совершения

попыток самоубийства.

Клиника

VIEL

предлагает

уникальную

программу Ментальный

чек-

ап (Mental check-up) для детей старше 12 лет и взрослых (18+). Программа

включает комплексную психофизиологическую диагностику, направленную

на определение психофизиологической целостности, психического здоровья,

психологического состояния, исследований уровня реакции на стресс и

функциональности

высшей

нервной

деятельности

с

определением

дефицитов, дисбалансов и наличия или рисков появления психических

расстройств. Она делится на два направления:

профилактическую диагностику (превентивную), направленную на

выявление факторов риска, с целью дальнейшей профилактики.

диагностику

при

проявлении

симптомов

рисков

формирования

суицидального поведения. Требует проведения междисциплинарного

консилиума «Второе мнение», который не только позволяет с

математической

четкостью

поставить

диагноз

и

подобрать

качественную комплексную терапию.

Специалисты междисциплинарного консилиума VIEL определяют состояние

ментального здоровья человека основываясь на информации из следующих

источников:

клиническая беседа, методы психотерапевтического анализа;

данные анамнеза, эпигенеза;

заключения диагностики узкопрофильных специалистов: психиатр,

психиатр-нарколог, психотерапевт, клинический психолог, невролог,

сомнолог, кардиолог, эндокринолог, нутрициолог, сексолог, сомнолог;

клинико-психологические

исследования

и

психофизиологическая

диагностика:

патодиагностика,

диагностика

личности,

психофизиологического

статуса,

тип

нервной

системы,

уровень

функциональных

возможностей,

оценка

работоспособности,

диагностика влияния стресса, уровень адаптации;

нейродиагностика: диагностика высших психических функций (память,

внимание, мышление);

семейная экосистемная диагностика;

диагностика телесных паттернов;

диагностика

циркадных

ритмов

и

физиология

сна,

аппаратная

сомнография;

данные аппаратных и лабораторных исследований, в том числе

соматической

диагностики,

анализа

дисбалансов

и

дефицитов,

гормонального и иммунного статуса, спектральные анализы на ПАВ

(психоактивные вещества), аппаратные исследования ЭЭГ, ЭКГ, УЗИ и

БОС, БАК - Биоакустическая диагностика.

Лечение суицидального поведения

Выбор тактики лечения зависит от фазы суицидального поведения. Первой

является предсуицидальная фаза, когда человек только начал размышлять о

самоубийстве или уже начал его планировать. В это время проводится

коррекция суицидального поведения, которая включает в себя следующие

методы:

Психотерапия — метод коррекции эмоций и поведения пациента,

направленный на устранение комплексов, страхов, переосмысление

отрицательных действий, которые разрушают личность и вызывают

суицидальные

мысли.

Используя

логические

суждения,

врач

преобразует убеждения о безнадежности будущего, бессмысленности

настоящего, помогает переосмыслить ситуацию.

Медикаментозная

терапия

врач

назначает

не

только

антидепрессанты, но и витаминно-минеральные комплексы, так как

одной из причин депрессивного настроения может быть авитаминоз,

дефицит макро- и микроэлементов.

Психологические консультации с родителями — очень важно научить

самых близких людей правильно взаимодействовать с ребенком,

реагировать на его эмоции, поведение. Контроль над действиями

подростка необходим, но он не должен быть навязчивым.

Лечение в острой фазе (сразу после попытки самоубийства) проводится в

стационаре. В зависимости от степени тяжести и выбранного метода для

попытки

суицида

госпитализация

может

быть

добровольной

и

недобровольной. При тяжелых последствиях пациента размещают в палате

реанимации и интенсивной терапии, в которой он получает необходимую

помощь.

Подростки госпитализируются в обязательном порядке — их определяют в

государственное медицинское учреждение с возможности перевода в

частную клинику по запросу родителей и решения госучреждения. Там

пациент

находится

под

постоянным

наблюдением,

что

исключает

бесконтрольный прием лекарственных препаратов и совершение новых

попыток самоубийства. Проводится медикаментозная и психотерапия —

индивидуальная, групповая (для стимуляции социальной активности).

В постсуицидальную фазу продолжается лекарственная терапия, групповые и

индивидуальные сеансы психотерапии. В это время важно провести

качественную психофизиологическую диагностику, чтобы поставить верный

диагноз, если он не был определен ранее. Это нужно для правильного

подбора психофармакотерапии психических расстройств — если назначить

неправильные препараты, состояние пациента может ухудшиться вплоть до

совершения второй попытки суицида. Поэтому торопиться с постановкой

диагноза нельзя — лучше провести консилиум и получить “второе мнение”.

Профилактика суицидального поведения

Частота рецидивов суицидального поведения детей и подростков после

проведенного лечения составляет около 50% — чаще они случаются

пациентами

с

нарушениями

психики

или

теми,

кто

проживает

в

неблагополучных

семьях.

Риск

совершения

повторных

попыток

самоубийства можно уменьшить, если предпринимать профилактические

меры — для этого следует обратиться к услугам психотерапевта.

Предотвращать новые попытки суицида помогает проведение качественной

профилактической психодиагностики подростков. С ее помощью специалист

выявляет негативные состояния, которые спровоцировать суицидальное

поведение и своевременно проводит их терапию. В этом плане хорошо себя

показывает

семейная

психотерапия

это

когда

психотерапевт

одновременно работает со всеми членами семьи. Чтобы понимать, какие

методы нужно использовать, врач предварительно проводит превентивную

психофизиологическую

диагностику

самого

подростка

и

семьи

как

экосистемы. Частью его работы является составление индивидуальных

рекомендаций по профилактике суицидального поведения подростков (для

родителей).

Профилактика попыток суицида — одна из задач здравоохранения.

Уменьшить

количество

самоубийств

помогает

обеспечение

граждан

социальной

защищенности,

своевременное

оказание

психологической

помощи лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации, организация

видов деятельности, направленных на поддержание психического здоровья

людей.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения у подростков (для

родителей):

помогайте решать проблемы ребенка, которые касаются сохранения

психического и физического здоровья;

помогайте проводить анализ трудных ситуаций;

учите принятию ответственности за совершенные действия;

старайтесь строить доверительные отношения, чтобы дети не боялись

делиться не только достижениями, но и страхами, проблемами;

поддерживайте ребенка, когда он обращается к вам с конкретной

проблемой, отвечайте на возникшие вопросы, даже если они не очень

удобные;

не проявляйте иронию, если ребенку что-то не удалось в силу его

физической или моральной слабости, поддержите его решение решить

проблему.



В раздел образования