Автор: Шкалыгина Дарья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 г. Южно-Сахалинска
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Спортивные традиции коренных народов Сахалина
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
ТЕМА: «СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА»
Автор
Шкалыгина Дарья Петровна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 16
Класс
4 класс.
Тема урока
Спортивные традиции коренных народов Сахалина.
Тип урока
Образовательно-обучающей направленности.
Цель и задачи
воспитательного
события
Цель:
Познакомить обучающихся с национальными видами спорта нивхов.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся представление о географическом положении своего края,
2. Развивать познавательную активность учащихся.
3. Воспитывать любовь к Родному краю и Родине.
Планируемые
образовательные
результаты
(достижения)
Личностные:
- Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
сформировать интерес к познанию Родного края, принятие ценности мира; умение понимать и выполнять задания;
дисциплинированность.
Метапредметные:
Формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, работать с текстовым и
иллюстративным материалом, осуществлять обобщение, делать выводы. Понимать задаваемые вопросы,
формулировать на них ответы, совершенствовать умение работать в группе.
Предметные:
Формирование знаний об истории родного края; об особенностях культуры коренных народов Сахалина. Умение
выполнять практические задания от учителя; уметь применять полученные знания в предмете «Окружающий мир».
Формы организации
обучающихся на уроке
Информационный блок, учебный диалог, практическая работа.
Перечень ресурсных
средств инвентарь и
др.)
Фломастеры, ножницы, нарты, переносная доска, набивные мячи, канат.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Формы и приемы организации
деятельности
I. Мотивация учебной деятельности, организационный момент
1.
Построение,
Приветствие.
Сообщение
задач
воспитательн
ого события.
Проверяет готовность к занятию.
Создает эмоциональный настрой на изучение
нового материала:
На фоне национальной музыки приветствие:
«Добрый
день,
ребята!
Рада
вновь
приветствовать вас на своем занятии и давайте
уже по сложившейся традиции для подъёма
настроения и бодрости духа, поприветствуем
друг друга как настоящие спортсмены!»
Предлагает послушать историю одного народа.
(См. Приложение 1).
Совместно с учениками формулирует задачи
воспитательного события.
Познавательные: анализируют
информацию по теме и задачам урока,
отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные: ведут обсуждение
по заданной теме, вступают в диалог с
учителем и одноклассниками
Регулятивные: совместно с учителем
формулируют цель и задачи урока
Приемы, мотивирующие процесс
учебной деятельности.
Приемы самоорганизации
обучающихся
2. ОРУ
Рассказывает детям о том, что жизнь коренных
народов Сахалина очень тесно была связана с
природой. Поэтому традиции, культура, быт
коренных народов всегда отражает их любовь
и бережное отношение к ней. А все
танцевальные движения, которые они
выполняют во время традиционных
праздников, очень похожи на движения
животных.
Предлагает детям выполнить разминку под
музыкальное сопровождение с использованием
движений нивхов.
Познавательные: закрепляют знания о
роли ОРУ на занятиях физической
культурой. Изучают новые виды
разминки.
Коммуникативные: учатся правильно
воспроизводить упражнения, которые
показывает учитель, развивают
способность сохранять доброжелательное
отношение к друг другу.
Регулятивные: организовывают
собственную деятельность, учатся
оценивать свои двигательные умения и
навыки.
Поточная форма работы.
Использование фитнес технологий
в процессе выполнения ОРУ.
II. Информационный блок
3. Краткая
информация о
предстоящей
работе.
Рассказывает детям о значимости
национальных видов спорта нивхов,
предлагает более подробно познакомится с
ними. Показывает последовательность
Познавательные:
выделяют и структурируют нужную
информацию по теме урока, анализируют
выполнение упражнения.
Использование
информационно-
коммуникативных технологий.
выполнения заданий (См. приложение 2).
Коммуникативные:
Строят продуктивное взаимодействие с
одноклассниками, стараются совместно
решить учебную задачу.
Регулятивные:
при выполнении упражнений учатся
оценивать уровень своих способностей.
III. Практический блок
4. Знакомство
со спортивной
историей
нивхов.
Предлагает ученикам познакомиться с
районами, где проживают нивхи,
познакомиться с национальными видами
спорта и выполнить упражнения вместе с
учителем, в которых нивхи показывают
высокие результаты.
(См. приложение 3).
Познавательные:
структурируют правильность
выполнения упражнений, выбирают
эффективный способ решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
строят продуктивное и доброжелательное
отношение с одноклассниками, учатся
находить адекватные способы поведения
и взаимодействия при выполнении
учебной задачи.
Регулятивные:
учатся регулировать свои действия,
корректируют двигательные действия
после его завершения на основе его
оценки.
Поточная форма работы.
Использование словесного и
наглядного методов, метод
целостного выполнения
упражнения.
IV. Итоги воспитательного события (рефлексия)
4.
Подведение
итогов
воспитательн
ого события.
Для полного анализа занятия и закрепления
полученных знаний задает детям вопросы:
Почему важно чтить традиции своей
семьи?
Важно ли помнить и знать историю
своего родного края?
Почему важно знать историю своей
Родины?
Проводит рефлексию «Гора»
(См. Приложение 4)
Коммуникативные:
Учитывают достоинства и недостатки,
отразившиеся на занятии, дискуссируют
с учителем по итогам урока.
Познавательные:
Осмысление итога урока: приёмы
техники передачи и ловли мяча в
пионерболе, а так же правила
пионербола.
Регулятивные:
Определяют смысл реализованных
Поточная форма работы.
Использование информационно-
коммуникативных и личностно-
ориентированных технологий.
учебных задач, оценивают свои
достижения на занятии.
Приложение 1
История одного народа.
Ребята, сегодня я хочу рас сказать вам историю одного народа. Однажды на наш остров Сахалин, когда здесь еще никто не проживал, в
зимнее время пришли люди. Они называли себя нивхами. Увидев, красоту, таинственность нашего острова, они решили здесь остаться.
Нивхи поселились у берега моря и у берегов рек, а основным их промыслом стали рыболовство, собирательство и охота. Они стали называть
себя люди Ых-Миф, что в переводе на русский язык значит люди Сахалина. Нивхи были очень мудрым, дружным и сильным народом, с
богатой культурой, обычаями и традициями. Одной из самых ярких традиций этого народа – спортивные состязания. Они часто приезжали,
друг к другу в гости, устраивали огромные спортивные праздники, где выбирали самых сильных, ловких и выносливых спортсменов. Со
временем остров начали заселять и другие люди, шло время, появились разные интересы и постепенно многие из нивхов стали забывать о
тех обычаях и традициях, которые так бережно передавались из поколения в поколение. Сегодня многие из них и не знают об истории
своего народа, о культуре и традициях. Хотя среди нивхов есть лучшие из лучших и в каждом районе, где они проживают, есть чемпионы, о
которых должны знать. Я хочу попросить у вас помощи. Давайте вместе воссоздадим спортивную историю нивхов, поможем вспомнить то,
что для них является бесценным.
Приложение 2
Этапы выполнения практических заданий.
Перед учениками в спортивном зале расположены три станции:
1. Охинский и Ногликский районы.
2. Тымовский и Смирныховский районы.
3. город Поронайск и город Южно-Сахалинск.
На каждом из предложенных этапов лежит информация и иллюстрации о национальном виде спорта, в котором данные районы
показывают высокие результаты. Задача детей познакомиться с предложенной информацией, выполнить за учителем данный вид
национального спорта и разместить на карте Сахалина иллюстрации в той части острова, где располагается тот или иной район.
Таким образом, этап за этапом ученики воссоздают спортивную историю нивхов по районам традиционного проживания коренных
народов.
Приложение 3
Прыжки через нарты.
Данный вид спорта является самым сложным у нивхов.
Одна из легенд гласит, что прыжки через нарты были придуманы после того, как одному из охотников удалось убежать от дикого зверя,
преодолевая лесные препятствия. Охотник был очень сильным и выносливым, убегая от зверя, он легко перепрыгивал через поваленные
деревья и ручьи. После этого случая нивхи решили придумать вид спорта, который смог бы их тренировать и готовить к опасным ситуациям
на охоте.
В настоящее время, есть нивхи, которые перепрыгивают более одной тысячи нарт без остановки!!!
Метание тяжести.
С помощью метания тяжести нивхи показывали свою силу. Данное упражнение было придумано для того, чтобы тренироваться перед
выходом на охоту и рыбалку. Раньше нивхи метали огромные камни, задача спортсменов заключалось в том, чтобы вытолкнуть камень как
можно дальше.
Нивхи метают тяжесть с разных положений - стоя, сидя, одной и двумя руками.
Перетягивание каната.
Так как нивхи живут у воды, основным их промыслом является рыболовство. Нивхи очень редко рыбачат на удочку, в основном они
используют огромные сети, при вытягивании которых требуется огромная сила и выносливость. Для тренировки этих качеств они
придумали вид спорта – перетягивание каната, который полностью отражает их промысел.
В 2020 году команда из поселка Смирных в количестве 6 человек, победила несколько команд, количество которых было гораздо больше.
Таким образом, они стали абсолютными чемпионами в данном виде спорта.
Приложение 4
Рефлексия «Гора»
В конце урока ученикам предлагается обратить внимание на плакат, где изображена Сахалинская достопримечательность «Три
брата»
Учитель кратко рассказывает, где располагаются «Три брата» и предлагает оценить себя и свое состояние с их помощью. Если
ребенок чувствует себя отлично и считает, что справился со всеми заданиями, то должен сделать отметку галочкой или первой буквой
своего имени над самым старшим братом. Если ему удалось не все в процессе занятия, то он делает отметку над средним братом, Если же
ребенок считает, что у него ничего не получилось, его отметка должна быть над младшим братом.
Приложение 5
Иллюстрации к практическим заданиям.