Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА


Автор: Новокщенова Оксана Сергеевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г. Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С

БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Новокщенова О.С.

педагог- психолог МБУ ДО ЦДТ

Аннотация: Рассматриваются основные условия построения позитивных детско-

родительских отношений. Предлагаются эффективные психолого-педагогические методы и

приёмы

обучения

подростков

социальным

навыкам

построения

гармоничных

взаимоотношений.

Материал

может

быть

использован

в

разработке

программ

психолого-

педагогического сопровождения, в практической работе с подростками и взрослыми по

нормализации внутрисемейных отношений.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семья как базовая национальная

ценность, подростковый возраст, детско-родительские отношения, взаимоотношения с

близкими людьми, детско-родительские конфликты.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России семья является базовой национальной ценностью

и трактуется как «любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к

родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода» [3].

В настоящее время проблема взаимоотношения подростков и родителей

является актуальной и требует к себе интенсивного внимания с воспитывающей

стороны.

Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца. В подростковом возрасте формируется

система личностных ценностей, которые в дальнейшем будут определять

деятельность и общение подростка, отношение к людям, оценку себя и других.

Наряду

с

этим

такие

психологические

новообразования

как

«чувство

взрослости», стремление к самостоятельности, половое созревание и интерес к

противоположному

полу,

развитие

самосознания

и

потребность

в

самоутверждении порождают взаимное непонимание, детско-родительские

конфликты, уход в виртуальный мир, что негативно сказывается на общем

психическом развитии подростка. Возникает противоречие между ценностью

семьи и семейного воспитания для личности подростка и проявлением на

практике

признаков

разрушения

института

семьи,

недостаточностью

психологических

ресурсов

для

создания

и

сохранения

положительных

взаимоотношений как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

Изучение

и

формирование

детско-родительских

отношений

было

специально включено в содержание дополнительной общеобразовательной

программы кружка «Психология общения». Кроме того, мы расширили рамки

изучения взаимоотношений подростка от «отношения с родителями» до

«взаимоотношения с близкими людьми».

В ходе реализации программы решались следующие задачи:

показать

важность связей личности с окружающими ее близкими людьми в жизни

каждого человека; выявить особенности взаимоотношений подростка в семье;

рассмотреть основные условия построения и сохранения положительных

взаимоотношений с близкими людьми; создать условия для развития у

учащихся социальных навыков взаимодействия с близкими; разработать

психолого-педагогические рекомендации по формированию гармоничных

отношений.

Исследованием взаимоотношений подростка с родителями занимались

многие отечественные и зарубежные ученые: влияние семьи на социализацию и

адаптацию школьника (Баумринд), детско-родительские конфликты (Веймаус,

Аллэн), негативное влияние технических средств (телефона, гатжетов) на

взаимодействие детей и родителей (Барри, Сидотти), родительский контроль и

подросток (Хант, Гиттис) и др. [1].

В отечественной педагогике и психологии особенности внутрисемейных

отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.Б. Ковалева, О.А.

Карабанова

и

др.

Исследования

последних

десятилетий

подтверждают

ключевую роль детско-родительских отношений в подростковом периоде

развития [2]. Родители должны обеспечивать психологическое сопровождение

процесса взросления ребенка с опорой на взаимную привязанность, создание и

сохранение положительных взаимоотношений в семье.

Мы предположили, что систематическая и планомерная работа по

развитию социальных навыков формирования детско-родительских отношений

будет способствовать повышению статуса семьи как базовой национальной

ценности и как фактора позитивного личностного развития подростка.

С

целью

изучения

взаимоотношений

подростка

с

родителями

использовались следующие диагностические методики:

анкета «Изучение

степени

удовлетворенности

характером

взаимоотношений

в

семье»

(Т.Шрайберг),

тест

«Умеете

ли

вы

ладить

с

родителями»,

методика

Карабановой О.А. и Трояновской П.В. «Детско-родительские отношения

глазами

подростка»

[4].

В

работе

с

родителями

использовались

интервьюирование, анкетирование, тест «Родительское отношение к детям» (А.

Я. Варга, В. В. Столин).

По

результатам

диагностики

был

выявлен

негативный

характер

взаимоотношений в семьях,

присутствие детско-родительских конфликтов,

связанных со стремлением подростка к самостоятельности и независимости,

недостаточность навыков и опыта построения и сохранения положительных

взаимоотношений.

При

этом

обе

стороны

хотят

любви,

внимания

и

взаимопонимания, стремятся к изменению взаимоотношений в позитивную

сторону.

Мы разработали план целенаправленного формирования положительных

взаимоотношений подростка в семье, в связи с чем внесли соответствующие

коррективы в содержание рабочей программы кружка. Деятельность была

организована в очной и дистанционной форме, одновременно как с подростком,

так и с кругом людей, которых учащийся обозначил как близких. Работа

проводилась посредством включения в специально созданные ситуации, было

организовано совместное участие школьников и взрослых в различных формах

занятий и досуговой деятельности.

Положительно зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия:

открытые

показы

образовательно-воспитательного

процесса

в

кружке,

родительские собрания и консультации на духовно-нравственную тематику,

проведение совместных мероприятий, привлечение родителей вместе с детьми

к

участию

в

тематических

конкурсах

разного

уровня,

обобщение

и

распространение опыта семейного воспитания.

Чтобы показать важность связей личности с окружающими ее близкими

людьми в жизни каждого человека, мы использовали графические методы

«Цветок» и «Дерево взаимоотношений».

В ходе работы мы уточняли

содержание, которое вкладывает подросток в понятие «близкие люди»,

анализировали круг лиц, которых школьник относит к близким, используя

соответствующую систему критериев. Учащиеся пришли к выводу: как цветок

без лепестков уже не будет цветком, так и каждый человек перестанет быть

самим собой, если потеряет связь с близкими. Чтобы быть полноценной

личностью,

важно

в

жизни

уметь

устанавливать

и

поддерживать

положительные отношения со своими близкими.

На этапе формирования

социальных навыков важно было разъяснить

учащимся условия построения гармоничных отношений с близкими людьми.

Методом анализа потребностей, притязаний и пожеланий по отношению к

близким подростки вывели первое условие: чем лучше знаешь человека, тем

легче построить отношения с ним. Важно знать притязания и пожелания

близких людей по отношению к тебе, понимать, чего они хотят от тебя, каким

хотят видеть.

Посредством анализа прав и обязанностей родителей и детей в семье,

рассмотрения жизненных ситуаций было выделено второе условие построения

взаимоотношений – уважать права всех членов семьи и ответственно

относиться к обязанностям.

Третье условие – открытое, доверительное общение. С помощью диалога

разрешаются многие противоречия, устраняются недопонимание и конфликты.

На занятиях кружка «Психология общения» шло обучение ведению диалога,

были созданы условия для разговора с родителями «по душам» в противовес

повседневной практике, когда общение ограничивалось лишь темой учёбы,

отметок и поведения в школе.

Посредством методического приёма «Узелки на память» учащиеся и

взрослые получили психолого-педагогические рекомендации по установлению

и сохранению положительных взаимоотношений.

Таким образом, включение подростков и их близких в совместную

деятельность и общение способствовало пополнению багажа психологических

ресурсов, которыми учащиеся и члены их семей в дальнейшем смогут

пользоваться при построении взаимоотношений, разрешении конфликтов.

Семья вошла в систему личностных ценностей подростков, а налаженные

позитивные отношения с близкими стали оказывать положительное влияние на

их развитие и социализацию.

Подтвердилось предположение о том, что целенаправленная работа по

развитию

социальных

навыков,

формированию

детско-родительских

отношений способствует повышению статуса семьи как базовой национальной

ценности и как фактора позитивного личностного развития подростка.

Литература

1.

Карабанова

О.А.

Детско-родительские

отношения

и

практики

воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная

психология. 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15—26.

2.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России [Текст] : / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -

4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.

3.

Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и

психотерапевтической работы с семьей. Уч. пос. для вузов. – Воронеж, 2008.



В раздел образования