Автор: Новокщенова Оксана Сергеевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г. Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Раздел: дополнительное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С
БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Новокщенова О.С.
педагог- психолог МБУ ДО ЦДТ
Аннотация: Рассматриваются основные условия построения позитивных детско-
родительских отношений. Предлагаются эффективные психолого-педагогические методы и
приёмы
обучения
подростков
социальным
навыкам
построения
гармоничных
взаимоотношений.
Материал
может
быть
использован
в
разработке
программ
психолого-
педагогического сопровождения, в практической работе с подростками и взрослыми по
нормализации внутрисемейных отношений.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семья как базовая национальная
ценность, подростковый возраст, детско-родительские отношения, взаимоотношения с
близкими людьми, детско-родительские конфликты.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России семья является базовой национальной ценностью
и трактуется как «любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода» [3].
В настоящее время проблема взаимоотношения подростков и родителей
является актуальной и требует к себе интенсивного внимания с воспитывающей
стороны.
Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца. В подростковом возрасте формируется
система личностных ценностей, которые в дальнейшем будут определять
деятельность и общение подростка, отношение к людям, оценку себя и других.
Наряду
с
этим
такие
психологические
новообразования
как
«чувство
взрослости», стремление к самостоятельности, половое созревание и интерес к
противоположному
полу,
развитие
самосознания
и
потребность
в
самоутверждении порождают взаимное непонимание, детско-родительские
конфликты, уход в виртуальный мир, что негативно сказывается на общем
психическом развитии подростка. Возникает противоречие между ценностью
семьи и семейного воспитания для личности подростка и проявлением на
практике
признаков
разрушения
института
семьи,
недостаточностью
психологических
ресурсов
для
создания
и
сохранения
положительных
взаимоотношений как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.
Изучение
и
формирование
детско-родительских
отношений
было
специально включено в содержание дополнительной общеобразовательной
программы кружка «Психология общения». Кроме того, мы расширили рамки
изучения взаимоотношений подростка от «отношения с родителями» до
«взаимоотношения с близкими людьми».
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
показать
важность связей личности с окружающими ее близкими людьми в жизни
каждого человека; выявить особенности взаимоотношений подростка в семье;
рассмотреть основные условия построения и сохранения положительных
взаимоотношений с близкими людьми; создать условия для развития у
учащихся социальных навыков взаимодействия с близкими; разработать
психолого-педагогические рекомендации по формированию гармоничных
отношений.
Исследованием взаимоотношений подростка с родителями занимались
многие отечественные и зарубежные ученые: влияние семьи на социализацию и
адаптацию школьника (Баумринд), детско-родительские конфликты (Веймаус,
Аллэн), негативное влияние технических средств (телефона, гатжетов) на
взаимодействие детей и родителей (Барри, Сидотти), родительский контроль и
подросток (Хант, Гиттис) и др. [1].
В отечественной педагогике и психологии особенности внутрисемейных
отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.Б. Ковалева, О.А.
Карабанова
и
др.
Исследования
последних
десятилетий
подтверждают
ключевую роль детско-родительских отношений в подростковом периоде
развития [2]. Родители должны обеспечивать психологическое сопровождение
процесса взросления ребенка с опорой на взаимную привязанность, создание и
сохранение положительных взаимоотношений в семье.
Мы предположили, что систематическая и планомерная работа по
развитию социальных навыков формирования детско-родительских отношений
будет способствовать повышению статуса семьи как базовой национальной
ценности и как фактора позитивного личностного развития подростка.
С
целью
изучения
взаимоотношений
подростка
с
родителями
использовались следующие диагностические методики:
анкета «Изучение
степени
удовлетворенности
характером
взаимоотношений
в
семье»
(Т.Шрайберг),
тест
«Умеете
ли
вы
ладить
с
родителями»,
методика
Карабановой О.А. и Трояновской П.В. «Детско-родительские отношения
глазами
подростка»
[4].
В
работе
с
родителями
использовались
интервьюирование, анкетирование, тест «Родительское отношение к детям» (А.
Я. Варга, В. В. Столин).
По
результатам
диагностики
был
выявлен
негативный
характер
взаимоотношений в семьях,
присутствие детско-родительских конфликтов,
связанных со стремлением подростка к самостоятельности и независимости,
недостаточность навыков и опыта построения и сохранения положительных
взаимоотношений.
При
этом
обе
стороны
хотят
любви,
внимания
и
взаимопонимания, стремятся к изменению взаимоотношений в позитивную
сторону.
Мы разработали план целенаправленного формирования положительных
взаимоотношений подростка в семье, в связи с чем внесли соответствующие
коррективы в содержание рабочей программы кружка. Деятельность была
организована в очной и дистанционной форме, одновременно как с подростком,
так и с кругом людей, которых учащийся обозначил как близких. Работа
проводилась посредством включения в специально созданные ситуации, было
организовано совместное участие школьников и взрослых в различных формах
занятий и досуговой деятельности.
Положительно зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия:
открытые
показы
образовательно-воспитательного
процесса
в
кружке,
родительские собрания и консультации на духовно-нравственную тематику,
проведение совместных мероприятий, привлечение родителей вместе с детьми
к
участию
в
тематических
конкурсах
разного
уровня,
обобщение
и
распространение опыта семейного воспитания.
Чтобы показать важность связей личности с окружающими ее близкими
людьми в жизни каждого человека, мы использовали графические методы
«Цветок» и «Дерево взаимоотношений».
В ходе работы мы уточняли
содержание, которое вкладывает подросток в понятие «близкие люди»,
анализировали круг лиц, которых школьник относит к близким, используя
соответствующую систему критериев. Учащиеся пришли к выводу: как цветок
без лепестков уже не будет цветком, так и каждый человек перестанет быть
самим собой, если потеряет связь с близкими. Чтобы быть полноценной
личностью,
важно
в
жизни
уметь
устанавливать
и
поддерживать
положительные отношения со своими близкими.
На этапе формирования
социальных навыков важно было разъяснить
учащимся условия построения гармоничных отношений с близкими людьми.
Методом анализа потребностей, притязаний и пожеланий по отношению к
близким подростки вывели первое условие: чем лучше знаешь человека, тем
легче построить отношения с ним. Важно знать притязания и пожелания
близких людей по отношению к тебе, понимать, чего они хотят от тебя, каким
хотят видеть.
Посредством анализа прав и обязанностей родителей и детей в семье,
рассмотрения жизненных ситуаций было выделено второе условие построения
взаимоотношений – уважать права всех членов семьи и ответственно
относиться к обязанностям.
Третье условие – открытое, доверительное общение. С помощью диалога
разрешаются многие противоречия, устраняются недопонимание и конфликты.
На занятиях кружка «Психология общения» шло обучение ведению диалога,
были созданы условия для разговора с родителями «по душам» в противовес
повседневной практике, когда общение ограничивалось лишь темой учёбы,
отметок и поведения в школе.
Посредством методического приёма «Узелки на память» учащиеся и
взрослые получили психолого-педагогические рекомендации по установлению
и сохранению положительных взаимоотношений.
Таким образом, включение подростков и их близких в совместную
деятельность и общение способствовало пополнению багажа психологических
ресурсов, которыми учащиеся и члены их семей в дальнейшем смогут
пользоваться при построении взаимоотношений, разрешении конфликтов.
Семья вошла в систему личностных ценностей подростков, а налаженные
позитивные отношения с близкими стали оказывать положительное влияние на
их развитие и социализацию.
Подтвердилось предположение о том, что целенаправленная работа по
развитию
социальных
навыков,
формированию
детско-родительских
отношений способствует повышению статуса семьи как базовой национальной
ценности и как фактора позитивного личностного развития подростка.
Литература
1.
Карабанова
О.А.
Детско-родительские
отношения
и
практики
воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная
психология. 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15—26.
2.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] : / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -
4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.
3.
Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и
психотерапевтической работы с семьей. Уч. пос. для вузов. – Воронеж, 2008.