Автор: Жижикин Дмитрий Вадимович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: СШОР "Лидер"
Населённый пункт: г.Верхняя Пышма
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ
Актуальность темы. Настольный теннис – игра увлекательная, сложная
как технически, так и тактически. Ведь за долю секунды спортсмен должен
принять решение не только как принять мяч, но и куда послать его сопернику
так, чтобы максимально затруднить последнему прием и осуществление
последующей атаки. В техническом арсенале теннисиста должны быть
множество сложных элементов, например, топ-спин, который представляет
собой не только мощнейший удар спортсмена, который выполняется не просто
махом ракетки, а целым аспектом движений, сформированных в одно целое.
Или, например, выполнение подачи с верхним, нижним или же боковым
вращением, которое нужно не только своевременно увидеть, но и уметь
правильно принять. Это и есть координационные способности, которые
определяются как способность
целесообразно координировать движения
(согласовывать,
соподчинять,
организовывать
их в единое
целое)
при
построении и воспроизведении новых двигательных действий; способность
перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры
освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии
с требованиями меняющихся условий.
В возрасте 11-13 лет теннисисты, занимающиеся в учебно-тренировочной
группе третьего года обучения, уже умеют выполнять как простые, так и
сложные элементы, ему лишь остается совершенствоваться. И, как правило,
успех в настольном теннисе во многом зависит от степени сформированности
координационных способностей.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в настольном
теннисе.
Предмет исследования – методика совершенствования координационных
способностей у теннисистов 11-13 лет.
Цель
исследования:
теоретически
и
экспериментально
обосновать
эффективность
методики
развития
координационных
способностей
у
спортсменов 11-13 лет, занимающихся настольным теннисом.
Гипотеза исследования: предполагается, что экспериментальная методика
позволит наиболее эффективно, в сравнении с традиционным подходом,
развивать координационные способности юных теннисистов, и, как следствие,
будет способствовать повышению результативности их игровой деятельности.
Задачи:
1.
Про
анализировать
научно-методическую
литературу
по
проблеме
исследования.
2.
Изу
чить
особенности
проявления
координационных
способностей
у
теннисистов 11-13 лет.
3.
Раз
работать методику развития координационных способностей у спортсменов
11-13 лет, занимающихся настольным теннисом.
4.
Экс
периментально
обосновать
эффективность
методики
развития
координационных способностей у спортсменов 11-13 лет, занимающихся
настольным теннисом.
В
процессе
эксперимента
мы
использовали
следующие
методы
исследования:
анализ
научно-методической
литературы,
педагогическое
тестирование,
педагогический
эксперимент,
методы
математической
статистики.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе СДЮСШОР
по настольному теннису в период с 30.11.15 по 10.02.2016 гг. Для эксперимента
были взяты спортсмены, занимающиеся настольным теннисом в учебно-
тренировочной
группе
третьего
года
обучения.
К
эксперименту
были
привлечены 20 спортсменов, которые были разделены на две группы –
экспериментальную
и
контрольную.
До
разработки
и
внедрения
экспериментальной
методики
были
взяты
исходные
показатели
координационных
способностей
теннисистов
обеих
групп.
На
основе
полученных результатов была разработана и затем внедрена в учебно-
тренировочный
процесс
экспериментальной
группы
методика
развития
координационных
способностей.
Основной
задачей
экспериментальной
методики стояло улучшение показателей развития координационных способной
у теннисистов 11-13 лет средствами общей и специальной физической
подготовки, а также специальными упражнениями, такими как БКМ (большое
ко-во
мячей),
способствующими
улучшению
показателей
попадания
спортсменов в игровой ситуации на стол. В начале эксперимента большое
внимание уделялось средствам ОФП и СФП, где спортсмены выполняли
упражнения
на
передвижения,
с
использованием
теннисных
мячей
и
скоростные упражнения. После чего выполняли упражнения на столе с
больших кол-вом мячей. В конце эксперимента внимание было уделено
отработке данных элементов на столе, в игре на счет.
Результаты тестирования координационных способностей теннисистов
экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента показали, что в
экспериментальной группе произошли статистически достоверные результаты
во всех тестах, а в контрольной группе статистически достоверных изменений
не наблюдается. Эффективность разработанной методики подтверждается
результатами выступления теннисистов на соревнованиях, где спортсмены
экспериментальной
группы
показали
лучшие
результаты,
относительно
спортсменов контрольной группы.
Таким образом, в результате внедрения экспериментальной методики,
направленной
на
совершенствование
координационных
способностей,
в
учебно-тренировочный
процесс
спортсменов,
занимающихся
настольным
теннисом,
не
только
отмечено
достоверное
улучшение
показателей
координационных способностей, но и значительное повышение качества игры,
что свидетельствует о том, что теннис – это игра, результат в которой зависит
от степени сформированности координационных способностей.