Напоминание

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Садова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-Лицей № 2
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




1

Работа с деформированным текстом как прием

формирования читательской грамотности младших школьников

Слайд1 – Добрый день!

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер-

классе. Уверена, что наша сегодняшняя работа будет продуктивной и, надеюсь,

полезной.

Слайд2 - Выготский

Начать свой мастер – класс я бы хотела со слов Льва Семеновича

Выготского:

«…прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо

деятельности, заинтересуй его ею…».

Какую же деятельность по отношению к детям современное общество

считает первостепенной?

Слайд3 - Поддержка детского и юношеского чтения

Оказывается, речь идет о формировании

у подрастающего поколения

устойчивого

интереса

к

чтению.

И

об

этом

красноречиво

говорят

представленные на слайде проекты и государственные программы по поддержке

детского и юношеского чтения.

Снижение уровня читательской культуры наблюдается во всех странах, и, к

сожалению, Россия – не исключение. Причины нам хорошо известны: влияние

СМИ, гаджеты, компьютерные игры и т.д. Но к

ризис ДЕТСКОГО чтения

– это

особое явление. И мы как учителя прекрасно понимаем, что он проявляется не

столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не

развит ИНТЕРЕС к этой сфере.

А еще мы понимаем, что Ч

ТЕНИЕ

- это навык ОБЩЕУЧЕБНЫЙ.

И если он

не

сформирован

, то это мешает успешному обучению

в целом. Поэтому

начальная школа

играет особую роль

в решении этой проблемы, так как

именно она целенаправленно начинает формировать навыки чтения.

Но жизнь не стоит на месте. В современном мире, где многократно

выросли требования к речевой деятельности и умению эффективно работать с

информацией.. просто СФОРМИРОВАННЫХ навыков чтения недостаточно.

2

Именно поэтому ФГОС 3-го поколения

в качестве основного показателя

качества

образования

определяют

функциональную,

а

значит,

и

ЧИТАТЕЛЬСКУЮ грамотность.

Что же это такое?

Слайд4 – Определение ЧГ (4 шт)

на слайд

Понятие «читательская грамотность» в системе российского школьного

образования имеет несколько значений. На слайде видно, что в каждой

предметной

области

процесс

формирования

читательской

грамотности

подразумевает решение разных задач.

При этом обновленный Стандарт определяет читательскую грамотность

ОСНОВНЫМ

навыком

функциональной

грамотности..

и

основным

требованием ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном

пространстве,

т.к. читательская

грамотность — это

та

фундаментальная

основа, которая способствует активному участию человека в социальной,

культурной и политико-экономической деятельности.

Ну и при этом мы должны понимать, что читательская

грамотность

– это

не

синоним

начитанности

или

хорошей

техники

чтения,

а

способность ПОНИМАТЬ,

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

и

АНАЛИЗИРОВАТЬ

прочитанное.

Формирование навыков чтения

и параллельно с этим читательской

грамотности – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него

много душевных сил и времени. Поэтому учитель должен очень вдумчиво и

тщательно подходить к выбору заданий.

Основной критерий выбора – ребёнку

должно быть интересно,..

увлекательно,.. на время выполнения задания он

должен стать маленьким исследователем.

Сегодня я хочу остановиться на одном методическом приеме формирования

читательской грамотности, который успешно работает и при этом привлекателен

для детей – восстановление деформированного текста.

Слайд5 – Тема мастер-класса

Итак, коллеги,.. тема моего мастер-класса «РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ

ТЕКСТОМ

КАК

ПРИЕМ

ФОРМИРОВАНИЯ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3

Слайд6 – Деформированный текст

Коллеги, конечно, всем вам знаком этот прием. Но я всё-таки напомню.

Деформированный

текст

-

это

«искаженный»

текст:

с

нарушением

последовательности изложения мыслей, с пропуском или искажением каких-то

слов, предложений, без которых текст непонятен. На уроках в начальной школе

используются такие деформированные единицы языка, как слова, предложения и

текст.

Слайд7 – Упражнения способствуют

на слайд

Упражнения с деформированным текстом

способствуют

развитию

многих качеств и навыков:

слухового

и зрительного

внимания,

памяти,

логического мышления, развитию навыков самоконтроля при письме и чтении.

При

использовании

в

качестве

речевого

диагностического

материала

деформированный текст позволяет выявить состояние языкового анализа

и

синтеза у школьников.

Восстановление деформированных текстов направлено на формирование

следующих языковых умений:

1) умения отличать правильное от неправильного;

2) умения выбирать адекватное средство выражения значения;

3) умения понимать текст.

Слайд8 – Методика работы

Существуют различные виды упражнений с деформированными текстами:

1.

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

2.

Деление сплошного текста на абзацы.

3.

Составление связного текста из данных абзацев.

4.

Составление связного текста из данных предложений.

5.

Составление связного текста из деформированных предложений.

6.

Составление связного текста из неполных предложений.

7.

Составление связного текста по вопросам.

8.

Составление рассказа по данному началу.

9.

Письменные ответы на вопросы.

4

Работа с деформированным текстом является очень продуктивным видом

деятельности и используется во всех классах начальной школы. Такую работу

можно проводить в любом классе. Ученикам 1-2-х классов предлагаются тексты

меньшего объёма.

Главным требованием к деформированному тексту является то,.. что он не

должен выходить

за пределы эмоционального

и интеллектуального

опыта

ребёнка.

(Далее начинается демонстрация заданий с деформированными единицами)

Слайд 9. Сегодняшние дети по разным причинам не очень любят читать длинные

сказки и рассказы самостоятельно. Может быть потому, что поначалу это трудно,

приходится прилагать усилия, вспоминать каждую букву. Но читать короткие и

поучительные сказки и рассказы с картинками вместо слов детям очень и очень

нравится. Это гораздо проще и веселее. К тому же это одна из методик не только

обучению чтению детей, но и развития речи ребенка.

Слайд 10-17. с минимумом комментариев

Слайд 18-19. Очень эффективна работа с деформированным текстом, которая

позволяет

предупредить

речевые

ошибки.

Такая

работа

развивает

орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность

младших школьников, повышает интерес к уроку.

Слайд 20 (про кота и птиц)

Прочитайте. (Что поняли или не поняли совсем?)

1.

Почему нельзя понять прочитанное?

2.

Что нужно сделать для того, чтобы можно было понять. (Находим границы

предложений.)

3.

Какие слова непонятны, пояснение лексического значения непонятных слов.

4.

Можно ли назвать выделенные предложения связным текстом?

5.

Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом? (Предложения не

связаны между собой по смыслу).

6.

Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный

порядок предложений.)

7.

О ком будет наш текст? (о птицах и о коте).

5

8.

Прочитайте все предложения о птицах. Этих предложений 5.

9.

А теперь прочитайте все предложения о коте. Их тоже 5.

10.Значит сколько текстов у нас получилось? (2)

11.Как можно озаглавить первый текст? Птицы

12.Как можно озаглавить второй текст? Кот Гулька

Слайд 21

Запишите первый заголовок, с красной строки запишите первый текст.

Запишите второй заголовок, с красной строки запишите второй текст.

Слайд 22-32

(про свиристелей)

// работа со слушателями, текст раздать.

Слайд 33-34 минимум комментариев

Слайд 35. Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в классе было

предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На

жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго

предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого

предложения, на красной – пятого предложения. Нужно составить предложения, из

которых получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо,

спряжение».

Слайд 36. Например, при изучении темы «Род имён существительных» можно

использовать следующий текст: «Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост.

Она сидит в дупле».

Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают задание: «Найдите

в тексте имена существительные, определите их род.»

Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает

текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое

упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски

(предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в

конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики

выстраивают

текст.

Полученные

тексты

читаются

вслух.

Затем

даётся

дополнительное задание к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу

предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных,

6

выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к

выделенным, продолжить текст и т.д.

Слайд 37 ( И.Пивоварова Стихотворение)

// работа коллективная со

слушателями.

Клик - слова для справок

Приём восстановления текста с пропущенными элементами

можно

использовать

при

работе

с

новым

материалом.

Учащиеся

получают

формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа

учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.

Слайд 38 - Рекомендации

Ну а теперь.. несколько рекомендаций для работы:

1.

Работа над деформированным текстом будет более эффективной, если

проводить ее систематически.

2.

Материал

для

работы

с

деформированным

текстом

должен

быть

познавательным, соответствовать возрасту детей и теме урока.

3.

Необходимо вести работу не только с деформированным текстом, но и с

другими деформированными единицами.

4.

Целесообразно использовать различных форм работы с текстом на уроках

не только литературного чтения, но и русского языка,окружающего мира и

др., а также и во внеклассной работе. Это способствует успешному обучению

младших школьников,.. дети понимают, что работа с текстом важна на всех

предметах,.. тем самым поднимается статус чтения.

Слайд 39 – Пять рассказов

А теперь, уважаемые коллеги,.. предлагаю вам побыть в роли учеников.. и

выполнить несколько заданий по восстановлению деформированного текста.

Вот пять рассказов. В каждом - только одно предложение правильное.

Составьте из пяти правильных предложений рассказ. Прочитайте задания,

объясните, что вы будете делать.

Предлагается помощь: дети находят в каждом из пяти рассказов правильное

предложение и обводят его карандашом в кружок, затем над каждым правильно

7

обведённом предложением ставят цифру, обозначающую порядковый номер

следования предложения в будущем рассказе..(Дать время)

Слайд 40. (Что должно получиться). Клик. После проверки учителем, дети

придумывают заголовок. Клик. записывают рассказ.

Клик. Завершается работа рисунком, цель которого проверить, все ли предметы, о

которых говорилось в каждом из пяти предложений, изобразил ребёнок (дом,

дерево, птица, пароход солнце).

Слайд 41. Предлагается «проверить» способность к чтению и пониманию

учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и

использовать её при решении учебных, практических задач и в повседневной

жизни, т.е., читательскую грамотность. Каждый ученик (слушатель) получает текст

и внимательно изучает его определенное время; потом закрывает текст и

выполняет задание. Выбор упражнения зависит от подготовленности класса.

Выполняя упражнения на понимания текста, учащиеся (слушатели) не должны

видеть одновременно текст и задание.

Слайд 42. Нужно сделать важную оговорку: это упражнение не на логику, а на

понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения,

которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся.

Клик. Верные ответы.

Слайд 43.

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами

рецептом счастья. Ведь учителя – счастливые люди. Счастье в том, что мы

людям нужны! Но в этот рецепт нужно вставить подходящие по смыслу имена

существительные.

Клик. В помощь вам – слова для справок

Слайд 44 -

Рецепт счастья (проверка)

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две

пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как

можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок

отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

(Роберт Шапиро).

Слайд 45 -

Успешной работы!



В раздел образования