Автор: Кулинская Елена Владимировна
Должность: МАОУ " СОШ №5"
Учебное заведение: МАОУ " СОШ №5"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: доклад
Тема: Использование современных методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"
Раздел: начальное образование
Доклад на тему
Использование современных методов в
работе с детьми с
особыми образовательными потребностями
Автор доклада: Кулинская Елена Владимировна, учитель-логопед
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» город Северодвинск
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со
зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и
пальцами рук. Она необходимая составляющая многих действий человека:
предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного
развития человеческого общества.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Степень развития
движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей. Если
внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что
речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её
частью.
Развитие моторной активности начинается с момента рождения ребёнка,
продолжается до 15-16 лет и проходит следующие фазы в развитии
движений:
В 2-3 месяца
Происходит включение рецепторов
тактильного анализатора коры
больших полушарий. Ребёнок
совершает движения пальцами,
царапается, перебирает, хватает своё
тело, сжимает волосы.
В 3-4,5 месяца
Движение рук носят безусловно-
рефлекторный характер. Малыш
случайно схватывает предметы. При
помещении предмета
(кубик, шарик) в руку он оказывается
между пальцами и ладонью, обычно с
локтевой стороны.
В 4-4,5 месяца
Появляются простые движения рук.
Ребёнок захватывает предметы всей
рукой. Держит мелкие предметы в
центре ладони.
В 5 месяцев
Ребёнок отводит большой палец при
схватывании предмета.
В 6 месяцев
С 6 месяцев крепко удерживает
вложенный в руку предмет.
В 7 до 10 месяцев
Ребёнок открывает и закрывает
крышку коробки, вкладывает шарик в
полый кубик.
С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев
Наблюдается совершенствование
действий: кулачок разжался, пальцы
действуют более самостоятельно.
Тонкая моторика становится более
совершенной. Ребёнок берёт мелкие
предметы, зажимает между большим
и указательным пальцами.
В 18 месяцев
Ребёнок может построить башню из
2-4 кубиков. Самостоятельно кушать,
частично раздеваться.
К 2 годам
Забирается малыш по ступенькам,
ударяет ногой по мячу.
К 3 годам
Дети бегают, бросают мяч двумя
руками, переливают воду из одной
ёмкости в другую, рисуют каракули,
самостоятельно раздеваются.
В 4 года
Дети могут рисовать карандашом
простые формы, фигуры. Рисуют
красками. Самостоятельно одеваются
и раздеваются.
В 5 лет
Функция равновесия улучшается.
Развивается правильная координация
движений рук и ног при ходьбе.
В 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, дети
могут застёгивать и расстёгивать
одежду, завязывать шнурки.
Между 7 и 10 годами
Окончательное анатомическое
созревание двигательных
механизмов, у детей
совершенствуется координация
движений. Вырабатываются и
закрепляются динамические
стереотипы.
К 11 годам
Совершенствуются мелкие и точные
движения кистей рук.
Многие дети, поступающие в первый класс, не готовы к длительным
статическим нагрузкам, так как у них ещё не закончено окостенение запястья и
фаланг пальцев, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация
движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
В процессе работы отмечаются:
Тремор руки, что проявляется на письме в прерывистости линий и
нестабильности графических форм;
Слабость мышечного тонуса, в результате чего замедляется темп работы,
ребёнок быстро утомляется. Для письма характерны тонкие дрожащие линии,
недописывание слов, предложений;
Чрезмерно напряжённые, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за
чего наблюдается неряшливое письмо, появляются дополнительные линии,
выход за рабочую строку;
В настоящее время предлагаются различные упражнения, направленные на
тренировку мелких мышц кисти, но о том, какую важную роль играет
предплечье, какая большая нагрузка ложится на его мышцы, упоминается
редко.
В своей работе я использую массаж предплечья, который способствует
укреплению мышц и отвечает за работу пальцев рук. Массаж мышц правого (у
правшей) и левого (у левшей) предплечий восстанавливает ослабленные
мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять
напряжение, приводящее к тремору руки.
Если положить правую руку на стол, а ладонью левой руки прижать мышцы,
которые находятся ниже локтевого сгиба и пошевелить пальцами правой руки,
можно почувствовать, как включились в работу мышцы предплечья при
движении пальцев.
Основываясь на работе мышц предплечья, их можно группировать:
мышцы лучевой кости;
мышцы, приводящие в движение кисть в целом;
мышцы пальцев общие;
мышцы пальцев специальные.
Массаж предплечья рекомендуется делать ежедневно. На каждом занятии после
артикуляционной и дыхательной гимнастики дети выполняют одно-два
массажных упражнения самостоятельно. Вечером с воспитателем ГПД дети
выполняют полный комплекс упражнений. Каждое упражнение следует
выполнять 30 раз. Одним разом считается один проход руки по всей зоне
массажа.
Мною проведён мастер- класс с родителями. Под моим руководством родители
выполняли массаж предплечья своему ребёнку.
Перед массажем ребёнок должен сесть, приняв удобную позу, положить
предплечье на стол. Предплечье накрывается полотенцем (у каждого
обучающегося полотенце в индивидуальном подписанном пакете). Перед
занятием оно прогревается на батарее. Согревание предплечья делает мышцы
более податливыми. Пока мышца разогревается, с детьми работаем над
развитием фонематического восприятия, фонематических процессов,
повторяем пройденный материал.
Упражнение №1 Поглаживание. Противоположная рука скользит по
предплечью без надавливания от запястья до локтя. Направление массажных
движений строго от запястья к локтю!
Упражнение №2 Глубокое поглаживание. Противоположная рука ребром
ладони скользит по предплечью, затрагивая более глубокие слои кожи.
Направление массажных движений строго от запястья к локтю! Сила
движения с каждым разом должна возрастать.
Упражнение №3 Сжать большим и указательным пальцами мышцы предплечья
на 5 секунд, затем передвинуть пальцы на небольшое расстояние и массировать
следующий участок. Направление массажных движений строго от запястья к
локтю! Сила движения с каждым разом должна возрастать.
Упражнение №4 Сжать пальцами мышцы предплечья и перетирать
захваченную область между большим и указательным пальцами в течение 5
секунд, затем передвинуть пальцы на небольшое расстояние и массировать
следующий участок. Направление массажных движений строго от запястья к
локтю! Сила движения с каждым разом должна возрастать.
Упражнение №5 Ребром ладони выполнять рубящие движения мышц
предплечья. Направление массажных движений строго от запястья к локтю!
Сила движения с каждым разом должна возрастать.
Упражнение №6 Поглаживание. Лёгким движением руки поглаживаем
поверхность предплечья. Направление массажных движений строго от
запястья к локтю!
На физкультминутках дополнительно я использую упражнения с массажными
мячиками, с су-джок мячиками, пальчиковые игры, кинезиологические
упражнения, упражнения с карандашами. Большое внимание на
логопедических занятиях уделяю каллиграфии.
Сравнивая тетради обучающихся, динамику проследить можно, но она не
значительная, т.к. обучающиеся имеют статус ОВЗ. Они обучаются по АООП
НОО вар.7.2 .
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект,
формируются психические процессы, совершенствуются коммуникативные
навыки.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями
способствует формированию интеллектуальных способностей,
положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое
главное – способствует сохранению физического и психического здоровья
ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Приложение с фотографиями к докладу.
Упражнение №3
Упражнение №4
Упражнение №5
Список информационных источников
1.Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно- методическое пособие для
медицинских работников М. « Советский спорт» 2001
2.Пименов А.Б. Массаж: Учебно - практическое пособие. Департамент здравоохранения
администрации Владимирской области ГБУЗ ВО « ОЦЛФК и СМ»,2018г.
3.Современные образовательные технологии в социальной сфере « Развитие мелкой
моторики рук в онтогенезе» Пермь,2017г.
4.
Современные образовательные технологии в социальной сфере « Характеристика
нарушений мелкой моторики у детей»
Пермь,2017г.
5. Современные образовательные технологии в социальной сфере « Рекомендации по
развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму» Пермь,2017г.
6. Современные образовательные технологии в социальной сфере « Техника проведения
массажа» Пермь,2017г.