Напоминание

Использование современных методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"


Автор: Кулинская Елена Владимировна
Должность: МАОУ " СОШ №5"
Учебное заведение: МАОУ " СОШ №5"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: доклад
Тема: Использование современных методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему

Использование современных методов в

работе с детьми с

особыми образовательными потребностями

Автор доклада: Кулинская Елена Владимировна, учитель-логопед

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» город Северодвинск

Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных

действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со

зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и

пальцами рук. Она необходимая составляющая многих действий человека:

предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного

развития человеческого общества.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Степень развития

движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей. Если

внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что

речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её

частью.

Развитие моторной активности начинается с момента рождения ребёнка,

продолжается до 15-16 лет и проходит следующие фазы в развитии

движений:

В 2-3 месяца

Происходит включение рецепторов

тактильного анализатора коры

больших полушарий. Ребёнок

совершает движения пальцами,

царапается, перебирает, хватает своё

тело, сжимает волосы.

В 3-4,5 месяца

Движение рук носят безусловно-

рефлекторный характер. Малыш

случайно схватывает предметы. При

помещении предмета

(кубик, шарик) в руку он оказывается

между пальцами и ладонью, обычно с

локтевой стороны.

В 4-4,5 месяца

Появляются простые движения рук.

Ребёнок захватывает предметы всей

рукой. Держит мелкие предметы в

центре ладони.

В 5 месяцев

Ребёнок отводит большой палец при

схватывании предмета.

В 6 месяцев

С 6 месяцев крепко удерживает

вложенный в руку предмет.

В 7 до 10 месяцев

Ребёнок открывает и закрывает

крышку коробки, вкладывает шарик в

полый кубик.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев

Наблюдается совершенствование

действий: кулачок разжался, пальцы

действуют более самостоятельно.

Тонкая моторика становится более

совершенной. Ребёнок берёт мелкие

предметы, зажимает между большим

и указательным пальцами.

В 18 месяцев

Ребёнок может построить башню из

2-4 кубиков. Самостоятельно кушать,

частично раздеваться.

К 2 годам

Забирается малыш по ступенькам,

ударяет ногой по мячу.

К 3 годам

Дети бегают, бросают мяч двумя

руками, переливают воду из одной

ёмкости в другую, рисуют каракули,

самостоятельно раздеваются.

В 4 года

Дети могут рисовать карандашом

простые формы, фигуры. Рисуют

красками. Самостоятельно одеваются

и раздеваются.

В 5 лет

Функция равновесия улучшается.

Развивается правильная координация

движений рук и ног при ходьбе.

В 6-7 лет

Улучшается тонкая моторика, дети

могут застёгивать и расстёгивать

одежду, завязывать шнурки.

Между 7 и 10 годами

Окончательное анатомическое

созревание двигательных

механизмов, у детей

совершенствуется координация

движений. Вырабатываются и

закрепляются динамические

стереотипы.

К 11 годам

Совершенствуются мелкие и точные

движения кистей рук.

Многие дети, поступающие в первый класс, не готовы к длительным

статическим нагрузкам, так как у них ещё не закончено окостенение запястья и

фаланг пальцев, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация

движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

В процессе работы отмечаются:

Тремор руки, что проявляется на письме в прерывистости линий и

нестабильности графических форм;

Слабость мышечного тонуса, в результате чего замедляется темп работы,

ребёнок быстро утомляется. Для письма характерны тонкие дрожащие линии,

недописывание слов, предложений;

Чрезмерно напряжённые, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за

чего наблюдается неряшливое письмо, появляются дополнительные линии,

выход за рабочую строку;

В настоящее время предлагаются различные упражнения, направленные на

тренировку мелких мышц кисти, но о том, какую важную роль играет

предплечье, какая большая нагрузка ложится на его мышцы, упоминается

редко.

В своей работе я использую массаж предплечья, который способствует

укреплению мышц и отвечает за работу пальцев рук. Массаж мышц правого (у

правшей) и левого (у левшей) предплечий восстанавливает ослабленные

мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять

напряжение, приводящее к тремору руки.

Если положить правую руку на стол, а ладонью левой руки прижать мышцы,

которые находятся ниже локтевого сгиба и пошевелить пальцами правой руки,

можно почувствовать, как включились в работу мышцы предплечья при

движении пальцев.

Основываясь на работе мышц предплечья, их можно группировать:

мышцы лучевой кости;

мышцы, приводящие в движение кисть в целом;

мышцы пальцев общие;

мышцы пальцев специальные.

Массаж предплечья рекомендуется делать ежедневно. На каждом занятии после

артикуляционной и дыхательной гимнастики дети выполняют одно-два

массажных упражнения самостоятельно. Вечером с воспитателем ГПД дети

выполняют полный комплекс упражнений. Каждое упражнение следует

выполнять 30 раз. Одним разом считается один проход руки по всей зоне

массажа.

Мною проведён мастер- класс с родителями. Под моим руководством родители

выполняли массаж предплечья своему ребёнку.

Перед массажем ребёнок должен сесть, приняв удобную позу, положить

предплечье на стол. Предплечье накрывается полотенцем (у каждого

обучающегося полотенце в индивидуальном подписанном пакете). Перед

занятием оно прогревается на батарее. Согревание предплечья делает мышцы

более податливыми. Пока мышца разогревается, с детьми работаем над

развитием фонематического восприятия, фонематических процессов,

повторяем пройденный материал.

Упражнение №1 Поглаживание. Противоположная рука скользит по

предплечью без надавливания от запястья до локтя. Направление массажных

движений строго от запястья к локтю!

Упражнение №2 Глубокое поглаживание. Противоположная рука ребром

ладони скользит по предплечью, затрагивая более глубокие слои кожи.

Направление массажных движений строго от запястья к локтю! Сила

движения с каждым разом должна возрастать.

Упражнение №3 Сжать большим и указательным пальцами мышцы предплечья

на 5 секунд, затем передвинуть пальцы на небольшое расстояние и массировать

следующий участок. Направление массажных движений строго от запястья к

локтю! Сила движения с каждым разом должна возрастать.

Упражнение №4 Сжать пальцами мышцы предплечья и перетирать

захваченную область между большим и указательным пальцами в течение 5

секунд, затем передвинуть пальцы на небольшое расстояние и массировать

следующий участок. Направление массажных движений строго от запястья к

локтю! Сила движения с каждым разом должна возрастать.

Упражнение №5 Ребром ладони выполнять рубящие движения мышц

предплечья. Направление массажных движений строго от запястья к локтю!

Сила движения с каждым разом должна возрастать.

Упражнение №6 Поглаживание. Лёгким движением руки поглаживаем

поверхность предплечья. Направление массажных движений строго от

запястья к локтю!

На физкультминутках дополнительно я использую упражнения с массажными

мячиками, с су-джок мячиками, пальчиковые игры, кинезиологические

упражнения, упражнения с карандашами. Большое внимание на

логопедических занятиях уделяю каллиграфии.

Сравнивая тетради обучающихся, динамику проследить можно, но она не

значительная, т.к. обучающиеся имеют статус ОВЗ. Они обучаются по АООП

НОО вар.7.2 .

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект,

формируются психические процессы, совершенствуются коммуникативные

навыки.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию

мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями

способствует формированию интеллектуальных способностей,

положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое

главное – способствует сохранению физического и психического здоровья

ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Приложение с фотографиями к докладу.

Упражнение №3

Упражнение №4

Упражнение №5

Список информационных источников

1.Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно- методическое пособие для

медицинских работников М. « Советский спорт» 2001

2.Пименов А.Б. Массаж: Учебно - практическое пособие. Департамент здравоохранения

администрации Владимирской области ГБУЗ ВО « ОЦЛФК и СМ»,2018г.

3.Современные образовательные технологии в социальной сфере « Развитие мелкой

моторики рук в онтогенезе» Пермь,2017г.

4.

Современные образовательные технологии в социальной сфере « Характеристика

нарушений мелкой моторики у детей»

Пермь,2017г.

5. Современные образовательные технологии в социальной сфере « Рекомендации по

развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму» Пермь,2017г.

6. Современные образовательные технологии в социальной сфере « Техника проведения

массажа» Пермь,2017г.



В раздел образования