Напоминание

"Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"


Автор: Прокопьева Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ с.Веденка"
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН, ВЕДЕНКА
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на

уроках русского языка и литературы

МЕТАТРЕНИНГ-

Развитие креативности в условиях командного взаимодействия.

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет

читать,

а тот, кто не научился при этом учиться”.

Э.Тоффлер

1.

Копилка или корзина идей.

- Каждая группа записывает то, что известно по теме «Читательская

грамотность».

- В «Корзину» скидывается всё, что имеет отношение к теме: идеи, имена,

даты, факты, термины, предположения и т.д.

- Группа высказывает своё мнение по теме, приводит свои доводы,

определения. Ответы не должны повторятся.

Группы читательских действий:

1.Находить и извлекать информацию

2.Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4.Использовать информацию из текста.

Предмет измерения- чтение, как деятельность по восприятию, пониманию и

использованию текстов.

2.

Мотивация учения

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет

роли в образовании детей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте

для своей педагогической копилки?

Мы тоже в это не верим. Какой приём мы сейчас использовали?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать

разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать

нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой

работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о

точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с

которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и

после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваем: Что нового ребята узнали,

прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные

утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему,

полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо

от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже

настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников

убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей

заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаем вашему вниманию приемы работы с текстом, их очень много, с

некоторыми приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 5-7 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

3. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в

правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания

ученики могут предложить несколько различных путей последовательного

соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие

коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

В 10-11 классах при изучении темы « Стили речи» обучающимся

предлагается с помощью маркера выделить в сплошной записи тексты

научного, художественного, публицистического стилей.

С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела

расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на

старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо - должно быть, за

облаками подымалась луна. СНЕГ, вид атмосферных ОСАДКОВ,

состоящий из замерзших водяных паров, образующих ледяные кристаллы.

Объединившись, эти кристаллы образуют снежинку, которая в конце

концов падает на Землю. Потапов снял фуражку, провел рукой

по волосам. Было очень тихо, только внизу, под горой, бренчали пустыми

ведрами женщины - шли к проруби за водой.

В этом году зима пришла к нам

довольно рано, однако город живёт полной жизнью, мороз и снегопад,

увеличившие объём работы коммунальным службам, тем не менее не смогли

помешать движению транспорта. А детям они только в радость. Все

площадки украшены снеговиками, начались уроки по лыжной подготовке в

школах, залили каток. Планируется множество мероприятий, не

пропустите их!

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:

- Как же это так?

Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он оглянулся. Позади него

стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову

теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными

внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся,

должно быть, с веток.

Разделить запись на 3 текста. Желтым маркером раскрасить текст

художественного текста, голубым маркером – научного, зеленым –

публицистического.

4.Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с

текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».

Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для

работы с параграфом при изучении нового материала.

Имя

прилагательное

знаменательная

часть

речи,

обозначающая

------------------------------------ отвечающая

на вопросы ----------------------------------------------------------------------------

Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию -------------------------------

В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве -----------------

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда:

----------------------------------------------------

5.Слепая схема

6.Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на

основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся

информации или находить ошибки разных типов.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает

учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст,

исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай!

Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой

поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые

умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить —

типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание.

Правильный ответ: 2.

Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические

материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»?

7.Перепутанные логические цепочки.

Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации,

выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на

развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.

Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается

набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют

события в нужном порядке.

Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

Отец отправляет сыновей на поиски жены.

1.

Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

2.

Василиса лучше всех танцует на пиру.

3.

Василиса отправляется в царство Кощея.

4.

Братья смеются над невестой Ивана.

5.

Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.

6. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.

7. Кощей умирает.

8.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать

информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с

графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова

(подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц,

схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки

которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать

информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот

конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и

оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома

«шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами,

условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением

единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым

условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных

знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на

стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Рефлексия

Вопрос к участникам группы: почему эти приёмы эффективны и где их

можно использовать?

Приём «Телеграмма» или «СМС»



В раздел образования