Напоминание

"Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано"


Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Мирновская детская музыкальная школа»

муниципального района Красноярский Самарской области

Открытый урок

по классу фортепиано

«Работа над развитием технических навыков

в классе фортепиано»

Подготовила и провела: преподаватель

первой квалификационной категории

фортепианного отделения

Овакимян

Нелли Таширковна

п. Мирный

2024 г.

План

открытого урока

по классу фортепиано

преподавателя Овакимян Н.Т.

с обучающейся 2 класса Ериной К.

Дата проведения: 19.11.2024 г.

Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.

Урок с обучающейся 2 класса по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального

искусства

«Фортепиано» Ериной Кристиной.

Тема урока:

«Работа над развитием технических навыков в классе

фортепиано».

Цель урока: развитие и активизация творческого отношения обучающейся в

работе над освоением технических навыков.

Задачи урока:

1.

Освоение применения технических формул в сочетании с работой над

художественным исполнением;

2.

Показ приёмов работы над преодолением технических трудностей;

3.

Развитие интереса к изучаемым произведениям.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Оборудование урока: инструмент - фортепиано, стулья, подставка на стул,

нотный материал.

Методы работы:

- словесный (объяснение, диалог, комментарий);

- практический (показ преподавателя на инструменте).

Приемы работы:

- сравнение;

- противопоставление.

Музыкальный материал:

2

1.

Гамма Фа мажор;

2.

Гамма си минор;

3.

Упражнение Ш. Ганона («Пианист-виртуоз», часть 1, №6);

4.

К. Черни «Этюд», ор. 777, №2;

5.

К. Гурлитт «Этюд» До мажор.

Структура урока:

1.

Организационная часть:

1.1. Приветствие, сообщение темы, постановка задачи;

1.2. Введение в тему урока (пояснительная записка).

2.

Основная часть (практическая):

2.1. Работа над гаммами и упражнением;

2.2. Работа над музыкальными произведениями;

2.3. Заключительная часть.

Подведение итогов урока: обобщение

урока, оценка работы обучающейся, домашнее задание.

Ход урока.

1.

Организационная часть:

1.1. Приветствие, сообщение темы, постановка задачи;

1.2. Введение в тему урока (пояснительная записка).

Работа над музыкальным произведением является основой обучения

игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и

сложный процесс, который включает в себя множество задач. Речь идет о

проблеме

звучания,

точности

фразировки

и

ритма,

педализации,

аппликатуры, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской

технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для

воплощения

художественного

образа.

Всё

это

немыслимо

вне

соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с

развитием техники.

3

К числу главных недостатков в техническом развитии маленького

пианиста относится зажатость, скованность игрового аппарата. Одна из

причин зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, которые

не увязаны с музыкальными задачами. А техническая тяжеловесность, слабая

подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия

ощущения горизонтального движения музыки, её развития.

Само слово «техника» происходит от греческого слова «techne»,

которое означает «искусство», «мастерство». Фортепианная техника – дело

точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо –

двигательного контроля – процесса, для которого необходимы немалые

умственные усилия. Активно работающий слухо – двигательный контроль и

психологический

комфорт

это

два

гаранта

успешного

освоения

фортепианной техники.

В воспитании техники большое значение имеет систематичность

приобретения навыков. В педагогической практике используются различные

виды гамм и упражнений. Упражнения Шарля Луи Ганона (французского

пианиста, органиста и педагога), предназначены для всех, кто учится играть

на фортепиано. Работа над этюдами в первые годы обучения (и не только в

первые годы обучения) игре на фортепиано имеет большое значение. Этюд -

(франц. etude, буквально – изучение, упражнение) - инструментальная пьеса,

предназначенная

для

усовершенствования

мастерства

исполнителя.

Доказано временем, что этюды Карла Черни – самый лучший и незаменимый

музыкальный материал для развития технических навыков юных пианистов,

для укрепления технической базы обучающихся.

Большинство этюдов

немецкого композитора Корнелиуса Гурлитта служат для развития мелкой

пальцевой техники – быстроты, ровности, отчётливости исполнения.

Полезны они и для организации первого пальца в гаммах.

2.

Основная часть (практическая):

2.1. Работа над гаммами и упражнением.

4

Обучающаяся исполняет гамму Фа мажор в прямом и расходящемся

движении (двумя руками в две октавы). В процессе работы над гаммой

необходимо

обращать

внимание

обучающейся

на

своевременную

организацию первого пальца (повороты кисти при этом должны быть

мягкими), следить за позиционной игрой, правильной аппликатурой, чтобы

гамма исполнялась ясным, певучим и ровным звуком. Далее гамма

исполняется следующим способом: при движении вверх – crescendo, при

движении вниз – diminuendo.

В работе над аккордами (по три звука) основными задачами являются

правильная аппликатура и синхронность звучания всех пальцев. Необходимо

следить за свободным погружением руки на клавиатуре, глубоким звуком,

правильной аппликатурой.

В работе над короткими

(по три звука)

и

длинными арпеджио

требуется гибкое и пластичное владение кистью руки или запястьем,

правильная аппликатура, подкладывание первого пальца.

Исполняя хроматическую гамму,

нужно обращать внимание на

построение мелодической линии, которая образуется из звеньев по 6 звуков.

Также необходимо играть близко к черным клавишам.

Далее исполняется гамма си минор (двумя руками в две октавы) и

преподаватель просит обучающуюся объяснить особенности построения

трех видов минора. В исполнении этой гаммы применимы все методические

задачи, которые были описаны в работе над мажорной гаммой. Также

исполняются аккорды, короткие арпеджио (по три звука), длинные арпеджио

и хроматическая гамма.

Упражнение Ш. Ганона для достижения беглости, независимости,

силы

и

совершенно

равномерного

развития

пальцев

из

сборника

«Пианист-виртуоз», часть 1, № 6.

В

этом

упражнении

отрабатывается

навык

правильного

звукоизвлечения, «пения на инструменте». Упражнение, состоящее из

5

секвенционных мотивов в восходящем и нисходящем движении, в основу

взято пятипальцевое движение, уже ритмически оформленное. Упражнение

требует свободного «заброса» кисти для ведения мелодической линии и

плавного перемещения позиций, а также координации рук в одновременном

непрерывном движении.

Поставленная цель при разучивании этого упражнения – развить

гибкость рук и приспособленность их к любым положениям. Помимо

контроля

за

«переступанием»

пальцев,

ритмическим

выполнением

упражнения, необходимо поставить задачу художественного исполнения

упражнения, добиваться приема исполнения legato «гладкое, ровное», очень

связное.

Преподавателю необходимо помнить, что при всей важности игры

упражнений, ими не следует перегружать ученика. Упражнения должны

даваться в умеренных дозах и только тогда, когда в них возникает

практическая необходимость.

2.2. Работа над музыкальными произведениями.

К. Черни «Этюд», op.777, №2.

В данном этюде – пятипальцевые пробежки, начало репетиционной

игры. В конце каждого мотива – нужно держать кисть в высоком положении,

особенно следить за пятым пальцем и правильно ставить первый палец,

слегка согнутым на боковую «подушечку». При исполнении аккордов в

левой руке – сразу, еще при взятии, освободить кисть.

К. Гурлитт «Этюд» До мажор.

В

представленном

этюде,

состоящим

из

двух

предложений,

гаммообразное движение дано в виде небольших отрезков, протяжением в

одну октаву с использованием динамических оттенков: при движении вверх –

crescendo, при движении вниз – diminuendo. В гаммообразном движении

отрабатывается подкладывание первого пальца сначала в правой руке, затем

подворот третьего пальца в левой руке. Очень полезно проиграть текст

6

отдельно каждой рукой, особое внимание уделяя элементам полифонии в

левой руке (в первой и четвёртой фразах). При этом очень важно добиваться

нужного качества звучания, развивая умение вслушиваться в отдельные

голоса, составляющие музыкальную ткань произведения. Первую фразу

второго предложения в этюде предлагается сыграть в медленном темпе

крепкими и активными пальцами, глубоким звуком с хорошей артикуляцией.

В левой руке – энергичного staccato, в правой руке - мелкие лиги по три

звука. Чтобы добиться синхронности звучания обеих рук, можно сделать

лёгкие акценты на каждую первую и вторую доли (каждая первая

шестнадцатая нота в правой руке). Заканчивается фраза движением на

diminuendo к заключительному аккорду с ферматой. Четвёртая фраза этюда в

точности повторяет первую фразу.

Выученный таким образом этюд следует в дальнейшем играть в более

подвижном темпе, но, не допуская чрезмерной быстроты, которая приводит к

неточному выполнению текста и скованности движений.

2.3. Заключительная часть. Подведение итогов урока: обобщение урока,

оценка работы обучающейся, домашнее задание.

Изучение гамм, упражнений и этюдов требует стабильных занятий,

усидчивости и упорства в достижении хорошего результата. Необходимо

закрепление обучающейся полученных навыков и приёмов не только на

уроке, но и в самостоятельных занятиях. Гаммы, упражнения и этюды

рекомендуется учить дома в медленном темпе и со вниманием. Темпы

прибавлять постепенно, желательно сначала в классе, под наблюдением

преподавателя. Все, чему мы хотим научить ученика, следует, как бы не

диктовать, а совместно с ребенком, стараться включать его в активную

работу - это и будет большой задачей музыкального образования в

современных условиях.

Характеристика обучающейся.

7

Ериной Кристине – 10 лет. У Кристины хорошие музыкальные данные.

Трудолюбива

и

дисциплинирована.

Также

очень

доброжелательна

и

контактна. Мышление цепкое, развита комплексная память.

К занятиям

музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной

отдачей.

К детальной работе проявляет интерес, активно реагирует на

настроение музыки, умеет работать в классе и дома. Принимает участие в

конкурсах и школьных мероприятиях.

Список используемой литературы.

1.

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/вст. Статья – М .,

1996.

8

2.

Гат Й. Техника фортепианной игры/Й. Гат. – М.: Музыка, 1967. – 241с.

3.

Коган Г.М. У врат мастерства./Г.М. Коган Г.М.- М.: «Музыка» 1977. –

60 с.

4.

Либерман Е. Работа над фортепианной техникой./Е.Я. Либерман. – М.:

Музыка, 1971. – 144 с.

5.

Любомудрова

Н.

Методика

обучения

игре

на

фортепиано./Н.

Любомудрова - М.: «Музыка», 1982.-143с.

6.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры/Нейгауз Г.Г. – М.:

Музыка, 1988. – 239 с.

7.

Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники./А.П. Щапов -

М.; «Музыка», 1968-248 с.

9



В раздел образования