Автор: Лукутина Вера Александровна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Новомосковск
Наименование материала: «Древнейшая песнь материнства.Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве XX столетия.»
Тема: «Древнейшая песнь материнства.Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве XX столетия.»
Раздел: дополнительное образование
Тема Пресвятой Девы Марии, чрезвычайно широкое развитие в искусстве
вообще и в музыке в частности.
Музыкальный марианизм (музыкальное воплощение тем, свяанных с образом
Пречистой Девы) — явление чрезвычайно многоплановое, выходящее далеко
за рамки собственно культово-обиходной принадлежности.
Традиции претворения в музыкальном искусстве евангельских тем и
сюжетов, связанных с образом Богоматери, имели к началу XX столетия
богатейшую историю, протяженностью почти в полторы тысячи лет.
Марианская тема, оказывается, отнюдь не на периферии творческих
созиданий эпохи. Более того, вершинные явления в ряду произведений XX
века, претворяющих образ Богоматери, формируют целостную картину,
которая позволяет говорить о качественно новом витке в эволюции темы.
Прогнозируемый в конце XIX века выход католической музыки из фазы
длительного кризиса, уже в начале следующего столетия обрел совершенно
отчетливые формы.
Сила влияния религиозно-философской мысли на французскую музыку
проявилась хотя бы уже в том, что духовная тематика порою
актуализировалась в творчестве композиторов, весьма далеких от сакральных
образных сфер.
В тридцатые годы XX столетия на названном временном рубеже
французское музыкальное искусство католической ориентации уже достигло
значительных высот в лице таких своих представителей как П.Клодель,
М.Дюпре, Ф.Мориан, Д.Мсюр , О.Мессиан.
Составляя один из важнейших пластов духовной музыки, песнопения,
посвященные Богоматери, всегда являлись выражением некоего отвлеченно-
философского религиозного размышления.
Одно из важнейших направлений в художественных подходах XX
столетия к марианской теме было определено стремлением не только
запечатлевать бесспорную красоту нетленного образа, но и постигать его
глубинные, быть может, не столь очевидные на поверхностный взгляд,
1
черты. Подобного рода музыкально-философские осмысления «вечной»
темы достигли своей кульминационной точки в творчестве немецкого
композитора Пауля Хиндемита (1895-1963).
Многое в восприятии и особенностях художественного преломления
сакрального начала унаследованы Хиндемитом от его непосредственных
стилистических предшественников — Брамса, Брукнера, Регера. Для нас
представляется знаменательным тот факт, что творением, в котором
композитор, по образному выражению Т.Левой, «впервые открыто признал
своих предков, свою связь с корнями исторически и национально
обусловленной культуры» (87; 337), стало произведение под названием
«Житие Марии» (1923) — камерно-вокальное сочинение на стихи Райнера
Марии Рильке.
Это произведение приобрело огромную внутреннюю значимость для
самого Хиндемита, существенно повлияв на формирование его
художественных критериев.
В прочтении евангельских сюжетов, образ древнего храма словно
меркнет перед лицом маленькой девочки, поднимающейся по ступеням.
В произведении, осмысливающем в музыкально-поэтических образах
все важнейшие вехи в жизни Марии — от Ее Рождества до Вознесения к
Сыну — трагической кульминацией предстают две песни о распятом Христе:
«Перед Страстями» и «Рге1а».
В послевоенные годы, когда в западноевропейском композиторском
творчестве явно обозначились художники второй половины XX столетия
демонстрируют не снижающуюся потребность в постижении проблем и
смысла сегодняшней жизни через приобщение к вечно существующим
основам человеческого бытия. На этом направлении эволюции марианской
темы связаны с творчеством польского композитора Кшиштофа
Пендерецкого (р. 1933).
2
Три произведения Пендерецкого, в которых претворен образ Матери
Христа, — «StabatMater» (1962), «Страсти по Луке» (1966) и «Magnificat»
(1974) — явились судьбоносными вехами в творчестве композитора.
Последнее десятилетие XX столетия в развитии темы Пресвятой Девы
Марии было ознаменовано как появлением огромного числа богородичных
песнопений, ориентированных на литургическую православную традицию. В
ряду имен современных композиторов, опирающихся при сочинении
духовной музыки преимущественно на основы, заложенные православным
певческим искусством, могут быть названы имена Н.Сидельникова,
Ю.Буцко, В.Кикты, В.Мартынова, А.Киселева и многих других. Скажем, и в
позднейших духовных сочинениях одного из «первопроходцев» на этом
пути, Свиридова, православный образ Пресвятой Богородицы занимает
должное место, определяемое особенностями исконно русской ментальности.
В знаменитых свиридовских хоровых циклах, увидевших свет в 1992-
93 годах, «Неизреченное чудо» и «Песнопения и молитвы» обнаруживается
прямая и последовательная преемственность в музыкально-религиозном
мышлении композитора, которые заявили о себе еще в 1973 году. Серьезная
торжественность «Богородице Дево, радуйся» из «Царя Федора
Иоанновича», лирическая одухотворенность «строгого и нежного Andante»
гимна «Достойно есть» из «Неизреченного чуда», яркий свет внутреннего
ликования «Величания Богородицы» из «Песнопений и молитв» — все это
грани одного, с любовью запечатленного Свиридовым прекрасного лика
Покровительницы Святой Руси.
Явлением, значимость которого для эволюции и перспектив развития в
музыке богородичной темы нельзя переоценить, явилась заметная
активизация упоминавшихся выше процессов жанрового обновления
концертной духовной музыки — например, к одному из таких
специфических жанров Ю.Паисов относит «музыкальные жития» святых.
Так, обиходный литургический богородичный гимн «Достойно есть»
приобретает новый смысловой ракурс, когда становится составной частью
3
духовной оратории Эдисона Денисова (р. 1929) «История жизни и смерти
Господа нашего Иисуса Христа» .
В итоге, тот мощный жанрово-стилистический пласт русской духовной
музыки, который был сформирован из произведений локально богородичной
тематики, к концу XX столетия еще более расширяется за счет активного
включения композиторами образа Богоматери в новые для него сюжетно-
тематические сферы.
Помимо многочисленных творений отечественного музыкального
искусства, в которых тема Девы Марии прочитывалась в «православно-
богородичном» ключе, в последние годы XX века не был утрачен интерес и к
марианской, т.е. в основе своей западно-католической, традиции. Приведем
только некоторые примеры подобных сочинений: «Salve Regina»
В.Птушкина (1997), «StabatMater» В.Пальчуна (1999), «AveMaria»
Е.Подгайца. Совершенно очевидно, что обращение российских композиторов
к языку и символике иной христианской конфессии в большинстве своем
есть отражение той же, свойственной XX столетию, «интернационализации»
художественного мышления.
В ряду музыкальных сочинений, подводящих своеобразный итог XX
столетия в эволюции марианской идеи на российской почве, знаменательным
явлением стало появление монументального вокально-симфонического
произведения Елены Гохман «AveMaria» (2001) в пяти частях, жанр которого
сама композитор определяет как «Библейские фрески».
Путь Матери, отразивший Ее глазами судьбу Сына — такова главная
идея произведения, которая, в свою очередь, обусловливает как многие из
особенностей композиционного строения фресок и специфику в подходе к
использованию католических текстов, так и широту спектра
стилеобразующих компонентов сочинения.
Образ же Богоматери — прошедшее через века воплощение Красоты и
Мудрости, Доброты и Утешения — просто не мог не быть включенным в
4
орбиту музыкально-теософических исканий композиторов новейшего
времени.
Рассмотрев наиболее существенные особенности эволюции темы
Богоматери в мировом музыкальном искусстве, можно сделать следующие
выводы:
■ образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит
одно из центральных мест. Масштаб «звучания» марианской идеи, из века в
век творчески осмысливавшейся человечеством, убеждает в непреходящей
значимости этой темы;
■ образ Девы Марии, как носитель «стержневых» основ человеческого духа,
в художественной интерпретации разных эпох остается идеалом,
соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые
(Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие,
Мудрость и Красота, Утешение и Свет;
■ в силу присущего Богоматери дуализма (наделенности и человеческой и
Божественной природой) человечество в разные периоды эволюции находило
в Ее образе этико-эстетический, духовный ориентир как в своих теоцентриче-
ских, так и антропоцентрических исканиях;
■ актуализация сакральной образности, наблюдаемая на исходе XX столетия,
дает основания полагать, что и в будущих, развиваемых в русле духовной
тематики, музыкальных интерпретациях образа Богоматери, будут
удерживаться его «корневые», константные основы. Вместе с тем, пребывая
в контексте новых исторических условий, трактовка образа Пресвятой
Богородицы будет, несомненно, получать новые ракурсы, раскрывать новые
грани и дополняться новыми нюансами этой вечной и великой темы мировой
культуры человечества.
5