Автор: Шифман Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №26"
Населённый пункт: г.Коркино
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности школьников на уроках гуманитарного цикла
Раздел: среднее образование
Шифман Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №26» г. Коркино
Челябинской области
Развитие познавательной активности школьников на уроках
гуманитарного цикла
(Некоторые приемы работы, повышающие
интерес к изучению предметов гуманитарного цикла)
Как изменить негативные процессы, связанные с нежеланием подростков
вдумываться в языковые факты языка, как научить их учиться с интересом на
уроках русского языка и литературы – вопросы, которые волнуют всех нас,
словесников. В законе «Об образовании в Российской Федерации»
подчеркивается, что воспитание представляет собой «систематический
процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к
участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими
социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами». Среди результатов изучения русского языка в основной школе
нормативные документы общего образования называют понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования.
Кто должен воплощать эти ожидания общества и государства в
отношении подрастающего поколения? Конечно же, учитель, в первую
очередь, на мой взгляд, учитель русского языка и литературы. Но и учителя
неязыковых предметов осознают проблемы, связанные с языком и
возникающие при изучении любой предметной области. Во-первых,
обучающиеся не в полном обьёме понимают учебно-научные тексты и
встречающиеся в них термины. Во-вторых, на уроках всех школьных
предметов ученики испытывают затруднения при подборе синонимов,
перефразировании, пересказе. Наконец, в разных ситуациях
образовательного процесса происходит нарушение школьниками языковых
норм. Согласно концепции Алевтины Дмитриевны Дейкиной, в процессе
формирования ценностного отношения к предмету учитель русского языка
передает «любовь к слову, интерес к словесному творчеству, представление о
языке как национально- культурном феномене».
На уроках русского языка в 5 и 6 классах проводила исследование
«Зачем раньше закликали весну». Оно направлено на изучение языковых
особенностей текстов весенних закличек. Ученики узнают об языческих
основах обряда закликания весны в восточнославянском народном
календаре. Применяя освоенные методы и приемы (наблюдения над
языковым материалом, языковые разборы), работая со словарём, ученики
обнаруживают, что весна одухотворялась: весна - щедрая, долгожданная
гостья, «распорядительница высоких льнов». Узнают дети, что упоминание
птиц в закличках и выпекание птиц связано с желанием помочь «скорому
прилету настоящих птиц – наступлению весеннего тепла».Точный и
выразительный народный язык: диалектная лексика и фразеология, тексты
закличек – сохраняет образы «языческой старины», обращение к которой
позволяет «воссоздать» особое отношение предков к природе. Весенний труд
воспринимался человеком как радость, без него нельзя было представить
жизни. Итак, контекст традиционной культуры при изучении русского языка
в школе необходим не только для того, чтобы современный школьник
постигал историю и культуру своей страны, но и для того, чтобы он видел,
осознавал и присваивал ценностные – эстетические и этические – основания
народной культуры.
В преподавании языка и формировании «языковой картины мира»
учащихся творческий путь оказывается ещё и коммуникативным,
приучающим ребят к активному участию в диалоге, причём такие диалоги
могут организовывать новые грани осмысления предмета. По словам
академика М.М.Бахтина, «… вся жизнь языка…пронизана диалогическими
отношениями» [ Бахтин 1963:245]. Творчество тоже реализует себя в
коммуникации; в ней же проявляется функционирование языка в реальном
мире – в том, к которому готовит учащихся современная школа. В языке
ученика интересует не система морфологических или синтаксических
категорий, а возможность раскрыть себя, высказаться и получить новую
информацию. Учителю необходимо показывать обучающемуся ситуации
наибольшего проявления возможностей ученика. Это решение проблем,
задач и головоломок, заданий «Русского медвежонка», соревнования групп
обучающихся, на конечном этапе (для моих девятиклассников – задание 3
части ОГЭ по русскому языку) – создание собственных текстов. Поэтому на
рядовых уроках использую такие формы подачи материала:
-планёрка редакции газеты
- устное высказывание-отзыв на просмотренный ролик, кинофильм,
спектакль.
При разговоре о звуках речи (5 класс) предлагаю записать скороговорку,
раздаю ученикам листки с указанными на них ролями, исполняя которые
предстоит читать записанные тексты. Одному достаётся роль «рассказчика
жутких историй»; другой репетирует роль «эстрадной звезды с тремя
классами образования»; третий готовится выступать в роли «прапорщика,
знающего не только «равняйсь», но и «смирно». Ролей может быть столько,
сколько учеников в классе. О том, удалась роль или нет, судят по тому,
отгадана ли она другими учениками. Из опыта работы делаю вывод, что с
ролевых позиций скороговорки произносятся более чётко , нежели вне роли:
когда всё внимание сосредоточено на сопротивляющемся языковом
материале (=скороговорку произносим трижды, убыстряя темп от первого к
третьему прочтению), преодоление этого сопротивления кажется
невозможным; а если необходимость соответствовать роли оказывается
важнее самого материала. Скороговорки произносятся чётко, без ошибок.
Больше всего ученикам нравятся роли диктора телевидения, доброго
сказочника, оратора на политическом митинге.
При изучении лексики предлагаю ученикам найти информацию об
истории слов, в особенности таких, у которых именно этимологический
анализ предполагает усвоение их графического облик а, а также целого
пласта национальной культуры. В контексте взаимодействия русского и
белорусского языков интересны слова ладонь (бел. далонь), тарелка
(бел.талерка), овёс (бел. вёска- «деревня»), понедельник (бел.неделя
–«воскресенье»). Рассказы об истории слов, помимо материалов для
традиционной «пятиминутки занимательного языкознания», превращаются
а)во фрагмент классного часа в младшем звене; б) в радиопередачу
«Любителям русского языка»; в) в презентацию книги по истории языка.
Осознав себя дикторами, режиссёрами или актёрами, ребята активно
включаются в речевую стихию, так как исчезает характерная для позиции
«ученик» психологическая угнетённость. Необходимо ненавязчиво
«разговорить» своего подопечного, заставить участвовать в диалоге,
предоставить речевую ситуацию, в которой ученик выстроит
монологическое высказывание. «…Вина за неспособность к разговору лежит
на преподавателе, а поскольку он представляет науку, то и на
монологической структуре современной науки, научной теории» [Гадамер
1991:89].Ролевая позиция расширяет «я» ученика. Такое расширение рамок
происходящего способствует увеличению зоны ближайшего личности,
приводя к интенсификации её участия в разговоре и развитию
психологических возможностей. Очень важно, чтобы ребята почувствовали
ресурсы языка, благодаря которым возможны и действенная речь, и создание
произведений. Важно, чтобы они поняли : отлучение от языка - это
отлучение от истории(точка зрения О.Э.Мандельштама).
Возраст 11-16 лет (контингент обучающихся, с которыми работаю я) –«
период второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). Психо–физиологические
особенности подростков таковы, что они часто меняют сферу приложения
своих сил, ищут себя (увлекаясь то одним, то другим). Учителю необходимо
знать приемы, способствующие формированию устойчивого интереса к его
предмету. Языковая личность с ценностным отношением к Отечеству
формируется, сознательно овладевает потенциалом родного языка и в силу
эмоционального его восприятия как ценности бережно использует в устной и
письменной речи. Это и есть задачи работы учителей –предметников.