Автор: Рыбина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №36
Населённый пункт: г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ, И ГОРДОСТИ ЗА ПОДВИГ НАРОДА В ВОВ"
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТ
«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСВ У ДЕТЕЙ,
И ГОРДОСТИ ЗА ПОДВИГ НАРОДА В
ВОВ , УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ»
Разработала: учитель начальных классов
Рыбина Е.С.
Воспитание патриотизма у детей школьного возраста означает воспитание
привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и
культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для
формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации:
«Система
образования
призвана
обеспечить…
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового демократического, социального государства, уважающих права и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
Авторы
современных
образовательных
программ
выделяют
задачу
расширения
социальной
компетентности
детей
в
вопросах
общественной
значимости всенародного праздника дня Победы, в доступных для детского возраста
границах, подчеркивают важность знакомства школьников с тем, что война - это
всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться
мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою
сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы,
гордость за свое Отечество.
Перед педагогами школьного образовательного учреждения стоит задача
формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою
Родину через построение оптимальной педагогической системы с использованием
современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных
методов
патриотического
воспитания
является
проектная
деятельность,
позволяющая
создать
естественную
ситуацию
общения
и
практического
взаимодействия детей и взрослых.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В мае 2025 года исполняется знаменательная дата – 80-летие Победы в
Великой Отечественной войне.
Важную задачу, которую ставит современное общество в воспитании
подрастающего поколения - это воспитание патриотических и интернациональных
чувств, любовь к Родине.
Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к
Родине. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя
воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война
– одно из важнейших событий в жизни
России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную
землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,
самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти
знания, чтобы передать детям?
Проблема
Время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной
войны, и все меньше и меньше, к сожалению, остается ветеранов. Закономерности
человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Важно именно
сейчас не прервать живую нить памяти о великом, героическом подвиге нашего
народа в те годы, и в дошкольном возрасте хранить ростки памяти о прадедах и их
мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной
войны, следует обратить их внимание на трудностях, которые приходилось
преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь, которую оказала наша армия
другим народам, освободив их от фашистского ига.
Создание проекта «День Победы» направлено на работу по воспитанию у
детей чувство гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей
Родине и близким.
Реализация
проекта
позволяет
задействовать
различные
виды
детской
деятельности,
предполагает
привлечение
детей
и
родителей
к
изучению
знаменательной даты Великой Отечественной войны. Проект является социально –
творческий. Почему?
В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление, вот мы,
педагоги, и строим свою работу в этом направлении.
Как известно впечатления помогают лучше формировать знание, увиденный и
услышанный материал лучше усваивается.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создать условия для познавательной активности в совместной деятельности
педагога с детьми младшего школьного возраста по воспитанию в детях и их
родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной
войны с использованием проектной технологии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память
героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой
слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации
произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки;
- Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить, почему он
так называется, и кого поздравляют в этот день;
- Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых
лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла.
- Создать условия для реализации проекта.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 3 «А» класса, учитель, родители.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно – практический.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: март-май.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
- доступность, наглядность, систематичность.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
С ДЕТЬМИ:
беседы; рассматривание картин, иллюстраций по теме, выставки детских
работ, стенгазета, чтение сказок, рассказов, стихов, прослушивание песен о войне.
С РОДИТЕЛЯМИ:
- консультации « Что рассказывать детям о ВОВ», «Воспитываем юных
патриотов» (круглый стол).
- беседы;
- викторины;
-выставка книг
- участие в проведении выступлений ко Дню Победы;
-стенгазета «Города – герои»;
- возложение цветов к памятнику погибшим воинам
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
-
Словесные:
(беседы,
рассказы
педагога,
чтение
художественной
литературы.
- Наглядные: (рассматривание картин, иллюстраций, фотографий).
- Практические: (продуктивная деятельность)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
- заинтересовать детей темой «День Победы», проявление их познавательной
активности;
- рассматривание иллюстраций, участвуют в беседах, проявляют творчество, с
удовольствием рисуют, поют, играют).
- чтение стихотворений на тему: «День Победы»;
- наглядно – дидактические пособия; подбор тематических картинок по теме;
- создание в классе патриотического уголка «Никто не забыт и ничто не
забыто»
- пополнение развивающей среды, оформление альбома «Победа была за
нами» (рисунки детей, детей с родителями).
- оформление стенгазеты « Ветераны ВОВ» (фотографии дедушек, бабушек,
родственников).
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта;
- Создание предметно – развивающей среды в классе по теме;
- Информирование родителей о предстоящем проекте;
- Подбор материала
- Привлечение родителей к участию в реализации проекта (сбор информации
по теме).
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
- Проведение цикла внеурочных мероприятий на темы: Беседа с детьми
на тему: « Знакомство с праздником День Победы»; Цель: сформировать
знания детей о празднике «День Победы»
Продуктивная
деятельность:
«Вечный
огонь»
в
технике
Пластилинография.
Рисование «Салют солдатам, которые победили войну» (выставка
рисунков).
«Георгиевская ленточка» Цель: формировать чувство гордости за свою
страну, благодарность ветеранам.
Чтение художественной литературы: чтение с обсуждением Е.Благинина
«Шинель», чтение с обсуждением А. Митяев « Мешок овсянки», чтение
произведения
Б.
Воронько
«Два
брата
–
солдата»,
чтение
стихотворения
Твардовского «О мальчике герое», чтение О.Высотская «Салют», М.Владимов
«Дедушка герой»
- пословицы, поговорке о Родине, о войне.
Слушание песен: «Пусть всегда будет солнце», «Мы идём с флажками», «
Катюша», «Землянка»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Выявления знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения
проекта.