Автор: Базюк Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский автотранспортный техникум"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Учебная программ
Тема: Социальная адаптация и способы трудоустройства
Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский автотранспортный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СПОСОБЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА»
специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Челябинск 2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования (далее СПО) и дополнительными требованиями, установленными работодателями по
специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Челябинский автотранспортный техникум».
Разработчики:
Базюк
Н.Ю.,
преподаватель
государственного
бюджетного
профессионального
образовательного учреждения «Челябинский автотранспортный техникум».
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии №1 (протокол от 05.05.2021 №9)
Одобрена и рекомендована Методическим советом (протокол от 24.05.2021 №06)
Утверждена Педагогическим советом ГБПОУ «ЧАТТ» (протокол от 24.05.2021 №06)
Введена в действие с 01.09.2021 приказом от 15.06.2021 № 196-к.
2
Содержание
1
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………………….
4
2
Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………… 6
3
Условия реализации учебной дисциплины……………………………….………..
13
4
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………… 14
3
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Социальная адаптация и способы
трудоустройства»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы на базе среднего общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС СПО по специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:профессиональный цикл,общепрофессиональнаядисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать виды адаптаций и факторы, на нее влияющие;
оперировать в практической деятельности динамические процессы социальной адаптации;
определять активные и пассивные стратегии адаптивного поведения;
определять сущность и структуру трудовой адаптации;
ориентироваться в трудовом законодательстве РФ;
составлять пакет документов для дальнейшего трудоустройства на новую работу (резюме,
сопроводительные и рекомендательные письма, портфолио);
оформлять документы для портфолио и резюме;
применять различные методы поиска работы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
типологию и идентификацию процесса адаптации в социуме;
роль среды в развитии человека в трудовом коллективе;
стадии адаптационного периода на рабочем месте;
особенности
и
правила
оформления
документов
(резюме,
сопроводительные
и
рекомендательные письма, портфолио);
основные нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы трудоустройства;
основные правила составления и оформления трудового договора;
основные положения об оплате труда;
особенности регулирования труда инвалидов;
различные методы поиска работы.
В период освоения дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС формируются
компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
4
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной
деятельности.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
объем образовательной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.
5
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
очная форма
обучения
заочная форма
обучения
Объем образовательной нагрузки
51
–
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
34
–
в том числе:
лабораторные работы
-
–
практические занятия
6
–
контрольные работы
-
–
Самостоятельная работа обучающегося
17
–
в том числе:
Работа с различными информационными
источниками, в том числе конспектирование текста
17
–
Итоговая аттестация в форме
зачет
–
2.2 Распределение объема времени по дисциплине
Наименование раздела дисциплины
Виды учебной работы
Лекции
Практические
занятия
Самостоятельная
работа студента
Всего
очная
заочная
очная заочная
очная
заочная
очная
заочная
Раздел 1 Социальная и трудовая адаптация
10
–
6
–
8
–
24
–
Раздел 2 Способы трудоустройства
18
–
-
–
9
–
27
–
Итого
28
–
6
–
17
–
51
–
6
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и способы трудоустройства»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
Раздел
1
Социальная
и
трудовая адаптация
24
Тема
1.1
Сущность
и
назначение
социальной
адаптации.
Содержание учебного материала
4
1
Адаптация как общий принцип взаимодействия индивида и среды.
Адаптация и дезадаптация. Адаптация как процесс, состояние, свойство.
2
2
Понятие
социальной
адаптации.
Основные
функции
социальной
адаптации. Факторы и механизмы социальной адаптации. Виды и формы
социальной адаптации. Этапы социальной адаптации.
Самостоятельная работаобучающихся
2
Составление конспекта по теме «Взаимосвязь социализации и адаптации.
Особенности социализации и адаптации индивида в современном социуме».
Тема 1.2 Роль государства в
обеспечении
социальной
адаптации граждан.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие социальных механизмов адаптации. Государство как субъект
механизма социальной адаптации. Направления деятельности государства
по
повышению
эффективности
механизмов
социальной
адаптации.
Особенности места и роли российского государства в обеспечении
социальной адаптации граждан.
2
Практические занятия
2
Изучение
удовлетворенности
жизнью,
как
параметра
общей
адаптированности
Самостоятельная работаобучающихся
2
Составления
конспекта
по
теме
«Роль
государства
в
обеспечении
социальной адаптации граждан»
Тема
1.3
Адаптация
индивида
в
организации.
Трудовая адаптация
Содержание учебного материала
2
1
Особенности адаптации индивида в рамках современной организации.
Основные этапы адаптации индивида в организации. Понятие трудовой
адаптации. Особенности трудовой адаптации в России.
2
Практические занятия
2
Изучение индивидуальных предпочтений в выборе стратегий адаптивного
поведения
7
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
Самостоятельная работа обучающихся
2
Оформление отчета по практической работе
Тема 1.4 Самоменеджмент
как
механизм
успешной
адаптации.
Содержание учебного материала
2
1
Основные составляющие самоменеджмента. Механизмы и технологии
самоменеджмента. Факторы успешного самоменеджмента.
2
Практические занятия
2
Изучение различных методик по оптимизации психического состояния
Самостоятельная работа обучающихся
2
Оформление отчета по практической работе
Раздел
2
Способы
трудоустройства
27
Тема
2.1
Государственное
регулирование
обеспечения
занятости
населения
и
трудоустройства
Содержание учебного материала
6
1
Рынок
труда.
Функции,
субъекты
рынка
труда.
Понятие
профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.
Понятие труда, предмет и метод трудового права. Нормативно-правовые
документы, регулирующие трудовые отношения.
2
2
Государственное регулирование обеспечения занятости населения и
трудоустройства.
Трудовой кодекс РФ. Понятие и виды трудового
правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая
дисциплина и ответственность в сфере труда. Закон РФ от 19.04.1991
№1032-1 «О занятости населения в РФ», основные понятия.
3
Особенности регулирования труда инвалидов. Нормативные правовые
акты, регулирующие труд инвалидов в РФ. Оформление трудовых
отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время, время
отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление трудового договора
Тема
2.2
Поиск
работы,
трудоустройство
Содержание учебного материала
2
1
Методы поиска работы. Поиск работы через Интернет. Использование
СМИ в поиске работы. Трудоустройство через кадровые и рекрутинговые
агентства.
Публикация
резюме
в
специализированных
изданиях.
2
8
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
Трудоустройство через Государственные службы занятости населения.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление плана поиска работы. Построение сети контактов при поиске
работы
Тема
2.3
Резюме.
Сопроводительные
письма.
портфолио
Содержание учебного материала
6
1
Резюме. Типы и структура резюме. Хронологическое, функциональное,
комбинированное,
таргетированное,
резюме
временного
работника,
резюме-инфографика, видео-резюме, международный стандарт CV
2
2
Сопроводительные и рекомендательные письма. Структура и виды
сопроводительных писем. Назначение рекомендательного письма.
3
Портфолио. Формирование портфолио
Самостоятельная работа обучающихся
3
Составление резюме, сопроводительного и рекомендательного писем
Тема 2.4 Собеседование при
приеме на работу
Содержание учебного материала
4
1
Виды собеседований. Структурированное, ситуационное, проективное,
стрессовое, групповое собеседование.
2
2
Структура проведения собеседования (по видам)
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление диалога собеседования по видам
Всего:
51
9
3 Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальная адаптация и
способы трудоустройства».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- интерактивная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
1
Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 2012
2
Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 2012.
3
Кричевский Р.Л.: "Если Вы – руководитель", М, 2013
4
БасовН.Ф.Социальная работа: учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп.М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2013
5
Мусина-МазноваГ.Х.Инновационные методы практики социальной работы: учеб. для нач.
проф. Образования. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014
Дополнительные источники:
1
Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2013
2
Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий
энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 2012
3
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе –
М.:Юристъ, 2012
4
Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2013
5
Дзгоева-СулеймановаФ.О.Трудовое право в вопросах и ответах: учеб.пособие. М.:
Проспект, 2017
6
МельниковаН.Н.Социально-психологическая адаптация личности: Методические указания.
Челябинск: ЮУрГУ, 2002
7
ЗыряноваМ. И.Как найти работу за 14 дней. Практическое пособие для тех, кто ищет
работу. СПб.: Речь, 2009
8
Якуба В. Как устроиться на работу своей мечты: от собеседования до личного бренда.
СПб.: Питер, 2017
9
Валинуров И. Я – идеальный кандидат. Справочник джобхантера. М.: Академия
Рекрутинга, 2017
10
4
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
Текущий контроль:
- практические занятия;
- тестирование;
- внеаудиторная самостоятельная работа.
Промежуточный контроль:
- тестирование;
- контрольные работы.
Итоговый контроль:
- зачет.
характеризовать виды адаптаций и факторы,
на нее влияющие;
оперировать в практической деятельности
динамические процессы социальной адаптации;
определять активные и пассивные стратегии
адаптивного поведения;
определять сущность и структуру трудовой
адаптации;
ориентироваться
в
трудовом
законодательстве РФ;
составлять
пакет
документов
для
дальнейшего трудоустройства на новую работу
(резюме, сопроводительные и рекомендательные
письма, портфолио);
оформлять документы для портфолио и
резюме;
применять
различные
методы
поиска
работы.
Знания:
типологию
и
идентификацию
процесса
адаптации в социуме;
роль среды в развитии человека в трудовом
коллективе;
стадии адаптационного периода на рабочем
месте;
особенности
и
правила
оформления
документов
(резюме,
сопроводительные
и
рекомендательные письма, портфолио);
основные нормативно-правовые документы,
регулирующие вопросы трудоустройства;
основные
правила
составления
и
оформления трудового договора;
основные положения об оплате труда;
особенности
регулирования
труда
11