Напоминание

Социальная адаптация и способы трудоустройства


Автор: Базюк Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский автотранспортный техникум"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Учебная программ
Тема: Социальная адаптация и способы трудоустройства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский автотранспортный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СПОСОБЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА»

специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Челябинск 2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования (далее СПО) и дополнительными требованиями, установленными работодателями по

специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Челябинский автотранспортный техникум».

Разработчики:

Базюк

Н.Ю.,

преподаватель

государственного

бюджетного

профессионального

образовательного учреждения «Челябинский автотранспортный техникум».

Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии №1 (протокол от 05.05.2021 №9)

Одобрена и рекомендована Методическим советом (протокол от 24.05.2021 №06)

Утверждена Педагогическим советом ГБПОУ «ЧАТТ» (протокол от 24.05.2021 №06)

Введена в действие с 01.09.2021 приказом от 15.06.2021 № 196-к.

2

Содержание

1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………………….

4

2

Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………… 6

3

Условия реализации учебной дисциплины……………………………….………..

13

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………… 14

3

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Социальная адаптация и способы

трудоустройства»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной

образовательной программы на базе среднего общего образования в соответствии с требованиями

ФГОС СПО по специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по

видам).

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы:профессиональный цикл,общепрофессиональнаядисциплина.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

характеризовать виды адаптаций и факторы, на нее влияющие;

оперировать в практической деятельности динамические процессы социальной адаптации;

определять активные и пассивные стратегии адаптивного поведения;

определять сущность и структуру трудовой адаптации;

ориентироваться в трудовом законодательстве РФ;

составлять пакет документов для дальнейшего трудоустройства на новую работу (резюме,

сопроводительные и рекомендательные письма, портфолио);

оформлять документы для портфолио и резюме;

применять различные методы поиска работы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

типологию и идентификацию процесса адаптации в социуме;

роль среды в развитии человека в трудовом коллективе;

стадии адаптационного периода на рабочем месте;

особенности

и

правила

оформления

документов

(резюме,

сопроводительные

и

рекомендательные письма, портфолио);

основные нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы трудоустройства;

основные правила составления и оформления трудового договора;

основные положения об оплате труда;

особенности регулирования труда инвалидов;

различные методы поиска работы.

В период освоения дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС формируются

компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к

ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

4

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК

9.

Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной

деятельности.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

объем образовательной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.

5

2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

очная форма

обучения

заочная форма

обучения

Объем образовательной нагрузки

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

34

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

6

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося

17

в том числе:

Работа с различными информационными

источниками, в том числе конспектирование текста

17

Итоговая аттестация в форме

зачет

2.2 Распределение объема времени по дисциплине

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная

работа студента

Всего

очная

заочная

очная заочная

очная

заочная

очная

заочная

Раздел 1 Социальная и трудовая адаптация

10

6

8

24

Раздел 2 Способы трудоустройства

18

-

9

27

Итого

28

6

17

51

6

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и способы трудоустройства»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

Раздел

1

Социальная

и

трудовая адаптация

24

Тема

1.1

Сущность

и

назначение

социальной

адаптации.

Содержание учебного материала

4

1

Адаптация как общий принцип взаимодействия индивида и среды.

Адаптация и дезадаптация. Адаптация как процесс, состояние, свойство.

2

2

Понятие

социальной

адаптации.

Основные

функции

социальной

адаптации. Факторы и механизмы социальной адаптации. Виды и формы

социальной адаптации. Этапы социальной адаптации.

Самостоятельная работаобучающихся

2

Составление конспекта по теме «Взаимосвязь социализации и адаптации.

Особенности социализации и адаптации индивида в современном социуме».

Тема 1.2 Роль государства в

обеспечении

социальной

адаптации граждан.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие социальных механизмов адаптации. Государство как субъект

механизма социальной адаптации. Направления деятельности государства

по

повышению

эффективности

механизмов

социальной

адаптации.

Особенности места и роли российского государства в обеспечении

социальной адаптации граждан.

2

Практические занятия

2

Изучение

удовлетворенности

жизнью,

как

параметра

общей

адаптированности

Самостоятельная работаобучающихся

2

Составления

конспекта

по

теме

«Роль

государства

в

обеспечении

социальной адаптации граждан»

Тема

1.3

Адаптация

индивида

в

организации.

Трудовая адаптация

Содержание учебного материала

2

1

Особенности адаптации индивида в рамках современной организации.

Основные этапы адаптации индивида в организации. Понятие трудовой

адаптации. Особенности трудовой адаптации в России.

2

Практические занятия

2

Изучение индивидуальных предпочтений в выборе стратегий адаптивного

поведения

7

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

Самостоятельная работа обучающихся

2

Оформление отчета по практической работе

Тема 1.4 Самоменеджмент

как

механизм

успешной

адаптации.

Содержание учебного материала

2

1

Основные составляющие самоменеджмента. Механизмы и технологии

самоменеджмента. Факторы успешного самоменеджмента.

2

Практические занятия

2

Изучение различных методик по оптимизации психического состояния

Самостоятельная работа обучающихся

2

Оформление отчета по практической работе

Раздел

2

Способы

трудоустройства

27

Тема

2.1

Государственное

регулирование

обеспечения

занятости

населения

и

трудоустройства

Содержание учебного материала

6

1

Рынок

труда.

Функции,

субъекты

рынка

труда.

Понятие

профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.

Понятие труда, предмет и метод трудового права. Нормативно-правовые

документы, регулирующие трудовые отношения.

2

2

Государственное регулирование обеспечения занятости населения и

трудоустройства.

Трудовой кодекс РФ. Понятие и виды трудового

правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая

дисциплина и ответственность в сфере труда. Закон РФ от 19.04.1991

№1032-1 «О занятости населения в РФ», основные понятия.

3

Особенности регулирования труда инвалидов. Нормативные правовые

акты, регулирующие труд инвалидов в РФ. Оформление трудовых

отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время, время

отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление трудового договора

Тема

2.2

Поиск

работы,

трудоустройство

Содержание учебного материала

2

1

Методы поиска работы. Поиск работы через Интернет. Использование

СМИ в поиске работы. Трудоустройство через кадровые и рекрутинговые

агентства.

Публикация

резюме

в

специализированных

изданиях.

2

8

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

Трудоустройство через Государственные службы занятости населения.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление плана поиска работы. Построение сети контактов при поиске

работы

Тема

2.3

Резюме.

Сопроводительные

письма.

портфолио

Содержание учебного материала

6

1

Резюме. Типы и структура резюме. Хронологическое, функциональное,

комбинированное,

таргетированное,

резюме

временного

работника,

резюме-инфографика, видео-резюме, международный стандарт CV

2

2

Сопроводительные и рекомендательные письма. Структура и виды

сопроводительных писем. Назначение рекомендательного письма.

3

Портфолио. Формирование портфолио

Самостоятельная работа обучающихся

3

Составление резюме, сопроводительного и рекомендательного писем

Тема 2.4 Собеседование при

приеме на работу

Содержание учебного материала

4

1

Виды собеседований. Структурированное, ситуационное, проективное,

стрессовое, групповое собеседование.

2

2

Структура проведения собеседования (по видам)

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление диалога собеседования по видам

Всего:

51

9

3 Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальная адаптация и

способы трудоустройства».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;

- интерактивная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы

1

Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 2012

2

Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 2012.

3

Кричевский Р.Л.: "Если Вы – руководитель", М, 2013

4

БасовН.Ф.Социальная работа: учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп.М.: Издательско-

торговая корпорация «Дашков и К», 2013

5

Мусина-МазноваГ.Х.Инновационные методы практики социальной работы: учеб. для нач.

проф. Образования. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014

Дополнительные источники:

1

Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2013

2

Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий

энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 2012

3

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе –

М.:Юристъ, 2012

4

Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2013

5

Дзгоева-СулеймановаФ.О.Трудовое право в вопросах и ответах: учеб.пособие. М.:

Проспект, 2017

6

МельниковаН.Н.Социально-психологическая адаптация личности: Методические указания.

Челябинск: ЮУрГУ, 2002

7

ЗыряноваМ. И.Как найти работу за 14 дней. Практическое пособие для тех, кто ищет

работу. СПб.: Речь, 2009

8

Якуба В. Как устроиться на работу своей мечты: от собеседования до личного бренда.

СПб.: Питер, 2017

9

Валинуров И. Я – идеальный кандидат. Справочник джобхантера. М.: Академия

Рекрутинга, 2017

10

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

учебной

дисциплины

осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения

обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

Текущий контроль:

- практические занятия;

- тестирование;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

Промежуточный контроль:

- тестирование;

- контрольные работы.

Итоговый контроль:

- зачет.

характеризовать виды адаптаций и факторы,

на нее влияющие;

оперировать в практической деятельности

динамические процессы социальной адаптации;

определять активные и пассивные стратегии

адаптивного поведения;

определять сущность и структуру трудовой

адаптации;

ориентироваться

в

трудовом

законодательстве РФ;

составлять

пакет

документов

для

дальнейшего трудоустройства на новую работу

(резюме, сопроводительные и рекомендательные

письма, портфолио);

оформлять документы для портфолио и

резюме;

применять

различные

методы

поиска

работы.

Знания:

типологию

и

идентификацию

процесса

адаптации в социуме;

роль среды в развитии человека в трудовом

коллективе;

стадии адаптационного периода на рабочем

месте;

особенности

и

правила

оформления

документов

(резюме,

сопроводительные

и

рекомендательные письма, портфолио);

основные нормативно-правовые документы,

регулирующие вопросы трудоустройства;

основные

правила

составления

и

оформления трудового договора;

основные положения об оплате труда;

особенности

регулирования

труда

11



В раздел образования