Автор: Сорочан Вера Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Тимашевский район , ст. Роговская
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Театрализованные игры".
Раздел: дошкольное образование
«Театрализованные игры как средство
формирования речевых навыков и творческих
способностей детей среднего дошкольного
возраста».
Воспитатель Сорочан В. Н.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры
личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как
утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер,
Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются
общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать,
наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается
высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в
других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений
(лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать
высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ
отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и
качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих
способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность,
новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и
оценок, особую чувствительность.
Именно такой вид игровой деятельности как театрализованная игра является
уникальным средством развития творческих способностей детей и развития
речи. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности,
быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь
определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме
того, театрализованная игровая деятельность является источником развития
чувств, глубоких переживаний ребёнка, т. е. развивает эмоциональную
сферу. Особенно важны для детей те нравственно - эстетические уроки,
которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате
совместного анализа каждой игры.
В настоящее время развитие творческого потенциала нашло отражение в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования. Тем самым, объединив все основные общеобразовательные
программы ДОУ и направив работу педагогов на развитие творчества у
детей. Этот компонент представлен в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для
творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но
важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности
проявляется в трёх направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая
интерпретация заданного сюжета);
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).
Театрализованная игра не появится сама собой. Ведущая роль в этом
принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо,
чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или
рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был
готов к любому "превращению", т. е. сам владел основами актерского
мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к
повышению его творческого потенциала и помогает организовать
театрализованную игру детей.
От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе
театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации,
желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт
освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей
управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями
"оформителя" спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с
другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие
способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои
замыслы, организуя деятельность других детей.
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского,
средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это
чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать
развитие психических процессов, совершенствовать телесную
пластичность, формировать творческую активность; способствовать
сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная
деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она
дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы,
знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,
активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная
деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию
личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся и художественно-эстетического
воспитания, и развития речи, и социализации ребёнка. Участвуя в
театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из
жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже
познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра
прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе,
театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей
формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний
комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и
ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это
удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная игра учит детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны, умению
импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества,
который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть
проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество
пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И это всё
сейчас требуется по ФГОС: организация конструктивного
взаимодействия, создание позитивных условий доброжелательных
отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Для развития творческих способностей детей через театрализованную
деятельность в своей группе мною была создана предметно-
пространственная среда в группе:
-Это зона театрализованной деятельности, где есть разнообразные атрибуты
и декорации к театрализованной деятельности, костюмы для ряжения. маски,
наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические
изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных
персонажей для работы над пантомимикой, настольная ширма, фланелеграф,
представлены разные виды театров:
Пальчиковый театр
- Театр кукол би-ба-бо
- Театр на фланелеграфе
- театр кукол на столе
- театр на палочках
-Театр теней
- Театр на лопатках
- Дидактические игры («Разыграем сказку», «Кто спрятался?», «Скажи
волшебное слово», «Что случилось бы если?»)
- Сделана картотека театральных этюдов. упражнений по ритмопластике, игр
на выражение различных эмоций, игр-превращений, игр для развития
мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
В работе с воспитанниками, я стараюсь чаще включать театрализованные
игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание)
практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю
зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры
импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что
позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную
выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время
игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют
в самостоятельной деятельности.
-Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие
упражнения:
«Кактус», «Чудесное дерево», «Лимон», «Носик Буратино» и др.
Пальчиковый игровой тренинг «Лебедушка», «Как у нашего кота»,
«Пальчики».
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала
артикуляционную гимнастику: «Ветерок», «Маятник», «Язычёк» и др.
Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова,
например «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).
Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём
перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси
мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания –
упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу,
когда…».
-Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи
словечко».
-Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти как кошечка, попрыгать как зайчик, обезьянки на прогулке и тд.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю,
волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и
действовали по-разному.
В работе с детьми использую различные методы и приемы:
1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих
сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать. что можно, а что нельзя,
что хорошо, а что плохо.
например "Мы_зрители", " Мы -актеры" и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, по которым
осуществляется постановка спектакля. Литературный материал незаменим во
всестороннем развитии детей, поскольку детям легче оценивать поведение и
поступки других, чем свои собственные.
3. Игры и игровые упражнения. При помощи игры можно решать самые
разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть
средством повышения самооценки; для другого- школой формирования
привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со
сверстниками в целом.
4. Проигрывание этюдов, передающие различные характеры и качество
человека.
5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-
игровых и условно -вербальных)
6. Театрализованная деятельность (игры- драматизации, театр игрушек,
театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр: би –ба-бо и др,
которая несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим
миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания
общечеловеческих нравственных, социальных, патриотических ценностей.
Работа ведется в тесном контакте с родителями. Использую, стендовые
формы - консультации, буклеты:" Театр в жизни ребенка", " Знакомлю с
разными видами театров" ,выступления на родительских собраниях: " Как
устроить домашний театр для детей",так и нетрадиционные: совместные
детско-родительские викторины : " Викторина по сказкам Корнея
Чуковского", приобщение родителей к изготовлению декораций и атрибутов
для театрализованной деятельности.
В заключении хочу сказать, что в каждом ребенке самой природой
заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть
дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз.
Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться
тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)