Напоминание

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня


Авторы: Баринова Елена Романовна, Оганян Карина Михайловна
Должность: Студент, доцент
Учебное заведение: СтГМУ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня
Тема: Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня
Раздел: высшее образование





Назад




ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ

Введение

Формирование словообразовательных навыков является важной

составляющей

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста.

У

старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня

наблюдаются специфические трудности в словообразовании, особенно

при

образовании

прилагательных.

Это

связано

с

недостаточной

сформированностью

морфологической

системы

языка,

бедностью

словарного запаса и несформированностью языковых обобщений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что прилагательные

играют ключевую роль в развитии связной речи, способствуют точности

описаний, обогащают коммуникативные возможности ребёнка. В связи

с

этим

необходима

систематическая

логопедическая

работа,

направленная на развитие навыков словообразования прилагательных

у детей с ОНР 3 уровня.

Целью

статьи

является

описание

методики

логопедической

работы, включающей диагностику, этапы коррекции и практические

приёмы

формирования

словообразовательных

навыков

у

данной

категории детей.

1.

Теоретические

аспекты

словообразования

прилагательных у детей с ОНР 3 уровня

1.1. Особенности речевого развития при ОНР 3 уровня

ОНР 3 уровня характеризуется развёрнутой фразовой речью,

однако наблюдаются:

Лексические трудности (ограниченный словарный запас, неточное

употребление слов).

Грамматические ошибки (нарушение согласования, неправильное

образование форм слов).

Сложности

в

словообразовании

(особенно

при

образовании

притяжательных, относительных и качественных прилагательных).

1.2.

Психолингвистические

основы

словообразования

прилагательных

Словообразование прилагательных базируется на морфемном

анализе и способности к языковым аналогиям. У детей с ОНР 3 уровня

эти процессы нарушены, что проявляется в:

Смешении

словообразовательных

моделей

(например,

«стеклянный» → «стекловый»).

Ошибочном использовании суффиксов («лисий» → «лисный»).

Трудностях в понимании родственных связей слов (не различают

«деревянный» и «деревенский»).

Таким образом, логопедическая работа должна быть направлена

на

развитие

морфологической

осознанности

и

расширение

словообразовательных возможностей.

2.

Диагностика

сформированности

словообразования

прилагательных

Прежде чем приступать к коррекционной работе, необходимо

провести диагностическое обследование, включающее:

2.1. Исследование способности к образованию качественных

прилагательных

Задания на подбор признаков предмета (например, «лимон –

какой?» → «кислый, жёлтый»).

Образование прилагательных от существительных («дерево» →

«деревянный»).

2.2.

Обследование

образования

относительных

прилагательных

Образование прилагательных от названий материалов («шерсть»

→ «шерстяной»).

Соотнесение

предмета

и

материала

(«стакан

из

стекла»

«стеклянный стакан»).

2.3. Проверка образования притяжательных прилагательных

Образование прилагательных от названий животных («лиса» →

«лисий»).

Употребление в контексте («Чей хвост?» → «лисий хвост»).

Критерии оценки:

Высокий уровень – правильное образование всех форм.

Средний уровень – единичные ошибки, самокоррекция.

Низкий уровень – множественные ошибки, отказы от ответов.

3. Методика логопедической работы

3.1. Подготовительный этап

Цель: Развитие языкового анализа и обогащение словаря.

Приёмы работы:

Семантизация слов (объяснение значений прилагательных через

наглядность).

Классификация

предметов

по

признакам

(цвет,

форма,

материал).

Игры на подбор антонимов/синонимов («большой – маленький»,

«весёлый – радостный»).

3.2. Основной этап

Цель:

Формирование

навыков

словообразования

прилагательных.

3.2.1. Работа с качественными прилагательными

Упражнение

«Какой?

Какая?

Какое?»

(описание

предметов:

«яблоко – красное, сладкое»).

Игра «Найди пару» (подбор прилагательных к существительным:

«солнце – яркое»).

3.2.2. Работа с относительными прилагательными

Образование

от

существительных

(«металл»

«металлический»).

Составление

словосочетаний

(«ложка

из

серебра»

«серебряная ложка»).

3.2.3. Работа с притяжательными прилагательными

Игра «Чей хвост?» (использование картинок животных: «заячий

хвост»).

Дополнение предложений («У лисы хвост…» → «лисий»).

3.3. Заключительный этап

Цель: Закрепление навыков в связной речи.

Приёмы работы:

Составление

описательных

рассказов

(использование

прилагательных).

Дидактические игры («Угадай предмет по описанию»).

Творческие задания (рисование с последующим описанием: «я

нарисовал пушистого кота»).

4. Оценка эффективности коррекционной работы

Для определения динамики используются:

Повторная

диагностика

(сравнение

результатов

до

и

после

коррекции).

Анализ речевых продуктов (рассказы, ответы на вопросы).

Наблюдение за спонтанной речью (употребление прилагательных

в игре).

Ожидаемые результаты:

Увеличение

количества

правильно

образованных

прилагательных.

Снижение ошибок в словообразовании.

Активное

использование

прилагательных

в

самостоятельной

речи.

Заключение

Логопедическая

работа

по

формированию

словообразования

прилагательных у детей с ОНР 3 уровня требует системного подхода,

включающего

развитие языкового анализа,

обогащение словаря

и

поэтапное формирование морфологических навыков.

Предложенная

методика

позволяет

корректировать

специфические ошибки и способствует развитию связной речи, что

подтверждает её практическую значимость. Дальнейшие исследования

могут быть направлены на разработку инновационных технологий в

данной области.



В раздел образования