Автор: Округина Александра Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов
Наименование материала: доклад
Тема: «Основы теории музыкальных эмоций — главные категории (концепция В. Н. Холоповой)»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дет-
ская музыкальная школа №1», г. Серпухов
ДОКЛАД
преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №1 г. Серпухова
Округиной А. А. по теме:
«Основы теории музыкальных эмоций — главные категории
(концепция В. Н. Холоповой)»
Серпухов, 09.06.2025г.
План работы:
1.
Введение. Несколько слов о В. Н. Холоповой и ее деятельности.
2.
Краткий обзор труда «Музыкальные эмоции. Учебное пособие для музы-
кальных вузов и вузов искусств».
3.
Классификация музыкальных эмоций: определение, главные категории.
4.
Почему музыка вызывает эмоции.
5.
Музыкальные эмоции и их проекция на базовые упражнения в курсе соль-
феджио в ДМШ.
6.
Список использованной и рекомендованной литературы.
Данная работа ставит целью обозреть и рассмотреть концепцию музы-
кальных эмоций В. Н. Холоповой, которая легла в основу ее работы «Музы-
кальные эмоции. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств»
(М., 2012 г.). Примечательно, что до появления данного научного труда в рос-
сийском музыкознании не существовало системного подхода, разбирающего
музыкальные эмоции как комплексное систематическое явление. Хотя очевид-
но, что музыка из всех видов искусств является, пожалуй, самым эмоциональ-
ным, способным отобразить широчайший спектр человеческих эмоций: от са-
мых трагедийных, мрачных — до светлейших, радостных и медитативных.
В. Н. Холопова (14 декабря 1935 г. - 12 мая 2025 г.) — советский и рос-
сийский музыковед, педагог, профессор Московской государственной консер-
ватории им. П. И. Чайковского, где вела специальный курс теории музыкально-
го содержания, основанный на авторских разработках. Наиболее известной ра-
ботой является учебное пособие по анализу музыкальных форм: «Формы музы-
кальных произведений», отличающееся ёмкостью, охватом в одной книге всей
истории музыкальных форм европейской музыки от средневековья до конца
ХХ века. Сестра не менее известного российского музыковеда Ю. Н. Холопова,
автора всеобъемлющего труда по теории и истории гармонии.
В своем труде «Музыкальные эмоции» В. Н. Холопова предлагает опре-
делить сущность музыкальных эмоций, систематизирует их в ракурсе теорети-
ческого анализа и обозревает их историческую эволюцию (от древности до
современности). Безусловно, такое понятие как эмоция тесно связано с психи-
кой человека, а значит, с психологией, а также философией, поэтому нельзя
рассматривать музыкальные эмоции изолированно, в отрыве от этих наук.
Поэтому можно сказать, что выраженная в музыке эмоция является объектом
междисциплинарных научных интересов.
Глобально труд «Музыкальные эмоции» можно разделить на три круп-
ных раздела:
1.
Проблемы музыкальных эмоций в научной литературе. Рассматриваются
психологические исследования музыкальных эмоций, их сущность, разраба-
тывается и выстраивается классификация. Разбирается проекция психоана-
лиза на музыку. Анализируются существующие музыковедческие подходы
к исследованию музыкальных эмоций в разных ракурсах: композиторском,
исполнительском и педагогическом.
2.
Основы теории музыкальных эмоций: определение, главные категории. На
этом более подробно остановимся ниже.
3.
Хронологически выстроенная эволюция музыкальных эмоций вместе с эво-
люцией музыкального искусства. Древнейшая музыка (Древняя Индия, Ки-
тай, Древняя Греция) — Европейское Средневековье — Ближний Восток —
музыка Европы (от Возрождения через барокко, классицизм, романтизм до
музыки ХХ века). Музыке ХХ века отводится очень существенный объем,
поскольку в этот период можно наблюдать суперэкспрессию в академиче-
ской культуре; при этом, шкала эмоций представляет небывалый до этого
амбитус: от гипер- до гипоэмоциональности. Интересно, что если рассмат-
ривать исторический срез отображаемых музыкальных эмоций, мы увидим,
в более раннее время преобладание положительных эмоций над отрицатель-
ными; у венских классиков «краски начинают сгущаться»; в XIX веке вме-
сте с личными переживаниями лирического героя на первый план выходит
масса драматических эмоций. В этом плане ХХ век — это кульминация не-
гативной эмоциональности: леденящий ужас, ненависть, отчаяние — всё
это воссоздается максимально реалистично (вспомним финал оперы Берга
«Воццек»).
Итак, обратимся непосредственно к теории музыкальных эмоций. Опре-
деление эмоции в музыке можно дать в следующей формулировке: музыкаль-
ная эмоция — это процесс, результат, образ и опыт переживания музыки чело-
веком. Относительно музыкальных эмоций первичным становится сам человек,
а не музыка в нотной записи на бумаге. Ведь эмоция никак н зафиксирована,
она возникает в психическом восприятии именно человека в момент прослуши-
вания. Поэтому может возникнуть вопрос: выражает ли музыка мир эмоций и
переживаний, содержит ли в себе определенный эмоциональный заряд, или вы-
ступает как психофизиологический триггер для слушателя, который реагирует
на слышимое особым образом, в зависимости от структуры своей психики?
Уникальность музыкального искусства как раз том, что оно совмещает в себе
оба эти момента; в произведении безусловно закладываются определенные эмо-
ции, которые траслируются слушателям, и при этом само звучание может про-
буждать в человеке какие-то свои эмоции, не заложенные композитором, но
вступившие в резонанс с основным смысловым посылом произведения. Отсюда
и возникает феномен музыкального искусства, ведь в нем эмоция выражена в
единстве и воздействия, и переживания. До ХХ века было принято говорить о
нематериальной основе этого воздействия, и лишь в ХХ веке, с развитием
научно-технического прогресса, стало возможным изучить эти механизмы с
точки зрения физики и физиологии.
Необходимо учитывать и социально-культурные условия бытования му-
зыки и того слушателя, через чье сознание происходит восприятие. Совершен-
но разные эмоции и образы возникнут у человека с хорошей «наслышанно-
стью»: знакомому с особенностями музыкального стиля произведения, контек-
стом эпохи, в которую это произведение создавалось. Как пример: возьмем зна-
менитую Восьмую симфонию Г. Малера. Зрелый слушатель, погруженный
аудиально в контекст позднего романтизма, возможно знакомый с этим произ-
ведением либо другими сочинениями композитора, будет охотно и с большим
удовольствием реагировать на данное произведение, исполняемое, к примеру,
на концерте. И это же произведение вызовет недоумение и скуку у детей-под-
ростков, привыкших к одноминутным роликам-шортсам (тик-ток-мышление).
Их психика привыкла воспринимать только ульлтра-короткие музыкальные
формы, не нагруженные никакими сложными драматическими эмоциями и
переживаниями. Именно такая аудиальная подготовленность является причи-
ной скуки во время прослушивания академических произведений из курса му-
зыкальной литературы на уроках: слишком объемна пропасть между привыч-
ной, современной детям музыкой, которую они привыкли усваивать повседнев-
но, и великими, масштабными и по размеру, и по глубине содержания класси-
ческим произведениями. Сейчас академическая музыка является слишком ни-
шевым, недоступным для восприятия широких слушательский масс, искус-
ством. Поэтому же, когда на музыкальной литературе мы просим учащихся
проанализировать услышанное, так сложно добиться от них каких-либо харак-
теристик, кроме банальных «весело» и «грустно». В этом как раз и есть глубин-
ная задача музыкальной литературы: постепенно, в комфортной форме разви-
вать слуховой опыт и образное мышление учащегося. Лишь воспринимая услы-
шанное органично для себя и своего сознания, ученик сможет ощутить в себе и
распознать заложенные в музыке композитором эмоции.
Благодаря тому, что музыкальные эмоции принимают участие в создании
музыкального образа, в музыковедении особняком стоит вопрос терминологии.
Все слова, родственные по смысловому значению слову «эмоция» — а именно
«переживание», «чувство», «аффект», «состояние», «ощущение» — называются
скорее интуитивно, нежели научно, и различаются по тем смысловым оттенкам,
которые несут в себе сами эти слова. Также они различаются по тем периодам
истории, когда были введены в широкий обиход. Так, понятие эмоций ввел Р.
Декарт в XVII веке, аффект фигурирует в эпоху барокко, чувство фигурирует
начиная с венских классиков, затем представлено у романтиков.
Почему вообще музыка вызывает эмоции? В музыке возможно вызвать
исключительно положительные эмоции, при этом невозможно вызвать одни
лишь отрицательные. Происходит так в связи с тем, что музыка сама по себе
имеет позитивную психологическую сущность, слушать и ощущать ее приятно.
Организованная как стройная согласованная система, содержащая в основе аку-
стически чистый звук, чисто выстроенные интервалы, аккорды, четкую то-
нально-функциональную систему, облеченная в симметричную и выверенную
музыкальную форму, музыка представляет собой нечто, служащее красоте, гар-
монии, симметрии и противопоставленное хаосу. Сильнейшим образом воздей-
ствует ритмичность: ведь в человеке она заложена физиологически (пульсация,
биение сердца), а значит, имеет невероятно органичный отклик в его восприя-
тии. Вся эта структурность, четкость и стройность на уровне подсознания вы-
зывает чувство восхищения, поэтому музыкальное искусство априори положи-
тельно в своей сути. Такое музыкальное содержание можно определить как
неспециальное.
Специальным музыкальным содержанием наделяют музыкальное произ-
ведение сами композиторы, добавляя харАктерные ремарки («нежно», «затаен-
но», «ликующе» и тому подобное), вписывая специальные обозначения в нот-
ный текст, отталкиваясь от вызываемого ощущения от той или иной интонации,
от краски звучащего аккрода. Тем самым они дополнительно обращают внима-
ние исполнителя данными словами-маркерами на тот ил иной эпизод нотного
текста, чтобы исполнитель, в свою очередь, во время исполнения также выде-
лил этот момент агогикой, фразировкой, даже выражением лица. Исполнитель в
этот момент выступает как живой ретранслятор, и чтобы донести задуманную
композитором эмоцию, музыканту необходимо в самом себе ее воссоздать, про-
жить и продемонстрировать слушателю см этот момент проживания. И тогда
слушатель сможет со-пережить вместе с исполнителем эту же (либо похожую
по направлению) эмоцию.
Для нас, практикующих педагогов ДМШ и ДШИ, музыкальные эмоции и
попытки сформулировать их описание появляются в предмете «Слушание му-
зыки» (перетекающее в «музыкальную литературу»). В курсе сольфеджио мы
стараемся вызвать самоанализ ощущений у учащихся в момент слухового ана-
лиза. Сначала это интервалы, затем — аккорды. Всегда при слушании интерва-
лов идет попытка призвать на помощь слуховые ассоциации. Так, малая секун-
да для нас — резкая, острая, либо щемящая; большая терция — мажорная, при-
ветливая, светлая; тритон — резкий, колючий, тревожный и т. д. Но здесь есть
один шероховатый момент: эти ассоциации семантически закрепляются за изо-
лированно сыгранными интервалами, но вся эта выстроенная ассоциативная си-
стема не работает в живой музыке, поскольку там огромнейшую роль имеет
контекст. Эмоция в музыкальном произведении является результатом всех эле-
ментов целостной музыкальной композиции, поэтому вычленение отдельных
составляющих не облегчит понимание, а может наоборот запутать, поскольку
нарушит целостность общей картины. Поэтому ассоциативные таблицы, кото-
рые призваны облегчить восприятие интервалов и аккордов, по сути работают
только внутри предмета сольфеджио и являются своебразным тренажером, од-
нако анализу эмоционального содержания живого музыкального произведения
они помочь никак не могут.
В качестве итогов, можно сказать следующее: музыкальная эмоция —
очень сложное и многокомпонентное явление, унифицировать которое одно-
значно не представляется возможным. При анализе музыкальных эмоций все-
гда необходимо опираться на временной контекст, на содержание, закладывае-
мое композитором, на воспроизведение этого содержание исполнителем и на
аудиальный опыт и отклик слушателя. Образуется сложная и многосоставная
цепочка, проходящая от нотного листка до сознания человека.
Список использованной и рекомендованной литературы:
1.
Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М. - СПб. 1999.
2.
Адорно Т. В. Так устаревает «новая музыка» // Современное буржуазное ис-
кусство. М., 1975.
3.
Ш. Анги. Музыка и аффетивность (диссерт. работа). М., 1965.
4.
Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2008.
5.
Гнатенко А. Искусство как ритуал (размышления о феномене Галины
Уствольской) // Муз. академия. 1995. №4-5.
6.
Днепров В. О музыкальных эмоциях. истерические размышления // Кризис
буржуазной культуры и музыка. Л., 1972.
7.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпириче-
ские исследования. М., 1997.
8.
Евдокимова А. О механизме отражения эмоциональных состояний в музыке
// К методике проблемного анализа музыки. Горький, 1983.
9.
Карасёва М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха.
М., 2002.
10.
Морозов В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия
музыки на человека // Вестник РГНФ. 1997. №3.
11.
Наумов А. В. Двести лет траурного марша. М., 2001.
12.
Сильвестров В. Музыка — это пение мира о самом себе. Беседы, статьи,
письма. // сост. М. Нестьева. Киев, 2004.
13.
Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.
14.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М., 2014 (4-е изд.)
15.
Холопова В. Н. Музыкальные эмоции. Учебное пособие для музыкальных
вузов и вузов искусств. М., 2012.