Напоминание

Особенности формирования навыков социально приемлимого поведения у детей с РАС


Автор: Азимова Светлана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната
Населённый пункт: станицы Платнировская Кореновского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования навыков социально приемлимого поведения у детей с РАС
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО

ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Введение

Формирование

социально

приемлемого

поведения

у

детей

с

расстройствами

аутистического спектра

(РАС)

представляет

собой

одну из ключевых задач коррекционно-развивающей работы. В отличие

от нейротипичных сверстников, дети с РАС испытывают значительные

трудности

в

понимании

социальных

норм,

невербальной

коммуникации,

адаптации

к

изменяющимся

условиям

среды.

Эти

особенности

обусловлены

спецификой

их

когнитивного

и

эмоционального

развития,

что

требует

применения

специализированных методов обучения и воспитания.

Цель

данной

статьи

проанализировать

особенности

формирования социально приемлемого поведения у детей с РАС,

выделить

эффективные

стратегии

коррекции

и

дать

практические

рекомендации педагогам, психологам и родителям.

1. Характеристика социальных трудностей у детей с РАС

Дети

с

РАС

демонстрируют

широкий

спектр

особенностей

социального

взаимодействия,

которые

можно

классифицировать

следующим образом:

1.1. Дефицит социальной коммуникации

Трудности

в

понимании

эмоций

и

намерений

других

людей

(отсутствие реакции на мимику, жесты, тон голоса).

Ограниченное использование невербальных средств общения

(редкий зрительный контакт, отсутствие указательных жестов).

Стереотипность речи (эхолалии, буквальное понимание фраз,

сложности с поддержанием диалога).

1.2. Нарушения в социальном взаимодействии

Избегание контактов (предпочтение одиночных игр, отсутствие

инициативы в общении).

Непонимание

социальных

правил

(например,

ребенок

может

говорить слишком громко, не соблюдать дистанцию).

Трудности в совместной деятельности (неумение ждать своей

очереди, делиться, следовать групповым инструкциям).

1.3. Ригидность поведения и сенсорные особенности

Сопротивление

изменениям

(негативная

реакция

на

смену

распорядка дня, маршрута, привычных действий).

Стереотипии

(повторяющиеся

движения,

ритуалы,

которые

мешают социальной адаптации).

Гипер-

или

гипочувствительность

к

сенсорным

стимулам

(например,

ребенок

может

закрывать

уши

от

громких

звуков

или

избегать тактильного контакта).

Эти

особенности

требуют

индивидуального

подхода

в

формировании социальных навыков.

2.

Основные

принципы

формирования

социально

приемлемого поведения

2.1. Структурированное обучение

Дети с РАС лучше усваивают информацию в предсказуемой

среде. Эффективные методы включают:

Визуальное

расписание

(последовательность

действий

в

картинках).

Четкие правила (например, "Говори тихо в библиотеке").

Социальные истории (короткие рассказы, объясняющие, как вести

себя в конкретных ситуациях).

2.2. Применение методов прикладного анализа поведения

(ABA-терапия)

Поэтапное обучение (разбиение сложных навыков на простые

шаги).

Подкрепление желаемого поведения (похвала, жетоны, любимые

занятия).

Игнорирование или перенаправление нежелательных действий

(без фиксации внимания на проблемном поведении).

2.3. Развитие эмоционального интеллекта

Идентификация эмоций (использование карточек с изображением

чувств).

Моделирование ситуаций (ролевые игры, видеомоделинг).

Обучение эмпатии (например: "Если мама хмурится, ей грустно,

можно обнять ее").

2.4. Социальная интеграция

Включение

в

инклюзивные

группы

(совместные

игры

с

нейротипичными детьми).

Групповые

занятия

с тьютором (поддержка

в

освоении норм

взаимодействия).

Использование

альтернативной

коммуникации

(PECS,

жесты,

планшеты с приложениями для невербальных детей).

3. Практические методы коррекции поведения

3.1. Формирование базовых социальных навыков

Приветствие и прощание (отработка через повторение в игровой

форме).

Очередность

в

играх

(использование

таймера,

визуальных

подсказок).

Соблюдение

личных

границ

(обучение

понятию

"личное

пространство").

3.2. Коррекция нежелательного поведения

Анализ функций поведения (выявление причины: привлечение

внимания, избегание требований, сенсорная стимуляция).

Замена стереотипий (например, если ребенок машет руками от

волнения, предложить сжимать антистрессовый мяч).

Использование сенсорной интеграции (упражнения на баланс,

тактильные игры для снижения тревожности).

3.3. Работа с агрессией и аутоагрессией

Выявление триггеров (шум, нарушение привычного порядка).

Обучение альтернативным способам выражения гнева (глубокое

дыхание, "уголок спокойствия").

Применение стратегий предупреждения (предупреждать заранее

о переходе к новому виду деятельности).

4. Роль семьи и педагогов в процессе социализации

4.1. Взаимодействие с родителями

Обучение

стратегиям

поддержки

(единые

правила

дома

и

в

школе).

Создание предсказуемой среды (режим дня, отсутствие резких

изменений).

Эмоциональная

поддержка

(предупреждение

выгорания

родителей).

4.2. Подготовка педагогов и тьюторов

Индивидуализация

подходов

(учет

сенсорных

и

когнитивных

особенностей).

Использование

наглядных

материалов

(карточки,

схемы,

видеоподсказки).

Развитие

толерантности

в

детском

коллективе

(беседы

о

принятии различий).

Заключение

Формирование социально приемлемого поведения у детей с РАС

– сложный, но достижимый процесс, требующий системного подхода.

Ключевыми условиями успеха являются:

Раннее начало коррекционной работы.

Комплексное использование поведенческих, игровых и сенсорных

методик.

Сотрудничество специалистов и семьи.

Несмотря на трудности, последовательное обучение социальным

навыкам позволяет детям с аутизмом успешнее адаптироваться в

обществе, улучшить качество жизни и реализовать свой потенциал.



В раздел образования