Авторы: Урсул Евгения Михайловна, Васильева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки, преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО "Кингисеппская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: методический локлад
Тема: Метод воспитания талантов Шиничи Сузуки
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИНГИСЕППСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«Метод воспитания талантов Шиничи Сузуки»
Выступление на педагогическом совете школы
Подготовили:
Урсул Е. М.;
Васильева Т.В.
Кингисепп
14.03.2024г
1
«Метод воспитания талантов Шиничи Сузуки»
Шиничи Судзуки стал основателем нового движения в обучении игре на
скрипке. Всемирно известный японский скрипач назвал свой метод «методом
воспитания талантов» и создал в Японии Институт воспитания талантов.
Родился в Нагое в 1898 году, был одним из двенадцати детей Масакити
Судзуки — владельца фабрики по производству скрипок,и с ранних лет был
влюблен в музыку, которую с рождения слышал в своем доме. В детстве
Шиничи работал на фабрике отца, а в 17 лет, услышав запись выступления
скрипача Миши Эльмана, начал самостоятельно учиться играть на скрипке.
Когда Шиничи было 22 года, друг его отцаубедил Судзуки-старшего
отправить сына учиться в Германию, и с 1921 по 1928 года Шиничи учился в
Берлинской консерватории у Карла Клингера. В Германии Шиничи также
лично общался с Альбертом Эйнштейном, который замечательно играл на
скрипке.
В 1930 он вернулся в Японию и вместе с братьями создал струнный квартет,
а также начал преподавать в Императорской музыкальной школе и
музыкальной школе Кунитати в Токио.
Во время Второй мировой войны скрипичная фабрика отца Судзуки была
уничтожена. Семья Судзуки осталась без гроша и, чтобы прокормиться,
2
Шиничи давал уроки детям-сиротам в городах, где он жил. Один из первых у
начал учиться у мастера в возрасте 3,5 лет и с ним Шиничи приступил к
разработке своей философии преподавания музыки.
В результате своих экспериментов по обучению детей разного возраста игре
на скрипке Ш. Судзуки организует ассоциацию «Дошикай», где главной
целью становится изучение природы таланта. В 1955 году свершилось
уникальное событие: на праздничном концерте в Токио на удивление
слаженно и виртуозно 1 200 маленьких музыкантов играли на скрипках,
поражая воображение всех, кто это видел.
Этот незабываемый концерт стал началом широкого распространения
методики Шиничи Судзукив мире.
Шиничи Судзуки умер в 1998 году в возрасте 99 лет, оставив после себя
тысячи учеников и Международную Академию Методики Шиничи Судзуки.
В чем же отличительная особенность метода Шиничи Судзуки:
Метод Судзуки называется «метод родного языка», а вся система детского
развития по методу Судзуки - «Воспитание талантов».
В основе метода — подход к музыкальному обучению как к обучению
человеческому слову.
3
Задумайтесь на секунду: как ребенок учится говорить? Он слышит вокруг
звучащую речь и по имитации начинает произносить сначала слоги, потом
слова, а затем и фразы. При этом родители проявляют терпение и
доброжелательность к малышу, хвалят его за малейшие успехи.
Что же случится, если мы не будем разговаривать с ребенком или сначала
попытаемся проверить, а есть ли у него способности для того, чтобы
научиться говорить (то, что мы делаем при обучении музыке)?
Ребенок, выросший в условиях отсутствия речи, останется немым.
Тот же принцип, что мы используем при обучении устной речи, по мысли
Судзуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен
быть окружен музыкой. И должен учиться исполнять музыку по имитации.
Поэтому совершенно необходимо с самого рождения окружить ребенка
звучащей музыкой.
Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие
моменты:
1. Раннее начало
2. Вовлечение родителей, их любовь
3. Активное прослушивание
4. Донотное обучение
5. Социальная среда
6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру
7. Пошаговый подход
8. Словарь
9. Повторение
10. Память
По мнению Судзуки, все эти вещи работают и при обучении игре на
музыкальном инструменте. Этот подход работает также при обучении
математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.
1. Раннее начало
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это
критическое время для развития умственных процессов и координации
мышц. Два - три - четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша
настроен на то, чтобы все впитывать, усваивать, поэтому и учиться музыке
лучше в это время. В большинстве стран в школах Судзуки начинают
4
обучать детей в возрасте 3-4 лет. Но окружить ребенка прекрасной музыкой,
так же как он окружен звуками родной речи, нужно с самого рождения.
2. Вовлечение родителей, их любовь
По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения
музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании
языковых навыков. В методе Судзуки очень важным является гармоничное
взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя заключается
прежде всего в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки,
заниматься с ребенком дома.
Некоторые родители даже сами начинают учиться игре на инструменте,
чтобы передать ребенку свой опыт. Судзуки говорил, что для того, чтобы у
ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала
научить этому родителей. В обязанности родителя входит посещение
концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.
Родителям нужно хвалить ребенка за каждое самое маленькое достижение, а
также иметь терпение бесконечно исправлять его.
5
3. Активное прослушивание
Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Судзуки
предложил перенести эту идею на музыкальное образование: окружить
ребенка с рождения качественным музыкальным фоном.
Постоянное прослушивание записей репертуара Судзуки является
обязательным элементом работы над музыкальным произведением.
4. Донотное обучение
Детей учат читать всегда только через несколько лет после того, как они
научатся говорить. В соответствии с методом Судзуки дети всегда сначала
учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты.
Главная задача на первом этапе - поставить руки, добиться точной
интонации и красивого звучания.
5. Социальная среда
Дети всегда учатся языку в своей семье, а также с друзьями.
Мотивацией для малышей является игра старших детей: слушая более
технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей,
малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня.
В школах Судзуки есть как индивидуальные уроки, так и групповые занятия,
проводятся концерты.
6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру
Для каждого инструмента в школах Судзуки свой единый репертуар. Дети во
всем мире учатся по одним произведениям. Благодаря этой единой среде
дети всего мира легко играют на концертах друг с другом без репетиции.
Школы Судзуки разных стран проводят слеты, концерты, летние лагеря, где
10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран, разных национальностей
исполняют вместе одно произведение.
Таким образом, происходит социальное взаимодействие с другими детьми.
Дети со всего мира могут общаться друг с другом с помощью языка музыки.
7. Пошаговый подход
После того, как выучен музыкальный текст, наступает работа над хорошим
звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью. Когда ребенок
может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему можно дать еще одну, но
продолжать работать над обеими. Это процесс продолжается с каждой новой
пьесой. Шиничи Судзуки говорил: «Выучив одну вещь, практикуйся и
шлифуй ее каждый день на протяжении примерно трех месяцев… пока ты не
6
достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идет не о
технике, а о духе и сердце».
8. Словарь
При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его
использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении
словарного запаса. Так и в музыкальном развитии: ученики повторяют уже
пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы.
Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии
обучения, всегда используются как техническая основа для более сложных
произведений. При этом необходимо заниматься каждый день.
9. Повторение
Очень важный принцип – повторение. Ведь все способности ребенка
развиваются в процессе практики. Судзуки отмечал, что навык
приобретается лишь в результате постоянных повторений.
10. Память
Обучение нотной грамоте начинается после того, как ребенок хорошо
научится играть на музыкальном инструменте. Малыши на уроках должны
играть без нот. Это способствует развитию у ребенка памяти и ускоряет
процесс обучения. Ни на одном концерте по методу Судзуки дети не играют
по нотам, исключительно по памяти.
Судзуки приводил цитату японского буддиста и философа Дайсецу Судзуки:
«Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только
на базе сведений, накопленных в его памяти. Если имеется база памяти,
то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает
мышлением».
Цель Метода Судзуки
Хотя многие ученики Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, а
система детского развития по методу Судзуки получила название
«Воспитание талантов», профессор не ставил себе цель вырастить гениев.
Шиничи Судзуки отмечал: «Моя цель — сделать из малыша не
музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую
музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех
сторонах жизни».
Он настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок
с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в
нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он
7
приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание
детей, то, возможно, удастся избежать войны». И это действительно так. По
многочисленным исследованиям, дети, получившие музыкальное
образование очень редко совершают противоправные поступки. Они легко
находят точки соприкосновения с другими людьми, они коммуникабельны и
эмоционально отзывчивые.
Итак, цель методики – не в том, чтобы отыскивать среди обучающихся
гениев, а чтобы раскрыть способности каждого ребенка посредством
игры на музыкальном инструменте.
Неудивительно, что многие гениальные люди в той или иной степени
владели музыкальным инструментом. Эйнштейну было 16 лет, когда ему
пришла в голову идея, совершившая впоследствии революцию в мире
физики, и он сам говорил позднее: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а
движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало
результатом музыкального восприятия»
Для каких музыкальных инструментов разработан метод Сузуки?
Изначально — для скрипки. Сейчас есть разработанные методики для
фортепьяно, скрипки, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничения по
инструментам связано с наличием (или отсутствием) качественных
инструментов детских размеров.
Как организована школа Судзуки?
Обычно первый год дети посещают группу общей музыкальной подготовки.
Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут
выучены позже, на уроках по специальности. Будут освоены различные
традиционные «детские» инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети
ознакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце
года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки
проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2-3
месяца проводят курсы инструмента для родителей так, чтобы те смогли в
будущем помогать ребенку в занятиях дома.
Как построен урок по специальности?
Урок по специальности особенно на начальных этапах коллективный. Это
вызвано тем, что маленькие дети (2-4 лет) не способны выдержать взрослый
урок по инструменту длиной в 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой
других, черпать полезное из комментариев учителя. По очереди дети
исполняют свои отрывки. Чем старше возраст детей, тем больше времени
уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.
8
По какому принципу выбран репертуар Судзуки?
Для школ Судзуки существуют специальные сборники по инструментам.
Которые можно приобрести по интернету из Америки. В данные сборники
включены известные произведения композиторов разных стран. Однако
обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что
предлагаемые произведения являются единственными достойными для
изучения, сколько принципом коллективности исполнения.
Сколько лет длится обучение?
В среднем, школа Сузуки состоит из 7-8 классов и обучение заканчивается к
12-14 годам (зависит от инструмента). В конце дети сдают экзамен перед
международной комиссией, после чего вручается Диплом Судзуки. Затем
дети. Как правило, поступают в традиционные учебные заведения
(музыкальные училища, школы, консерватории и т.д.)
Где готовят преподавателей для школ Судзуки?
Во многих странах есть специальные школы при Ассоциациях Судзуки,
готовящие преподавателей по методу Сузуки. Набор в эти школы проходит
по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-
воскресеньям.
Требования к будущему педагогу Судзуки: любовь к детям, работа не ради
денег, а ради музыки и детей, диплом на уровне музыкального училища или
консерватории, желателен опыт работы с детьми и знание иностранных
языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их
исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится 5
лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня. Т.е.
педагог, сдавший экзамен за первый год имеет первый уровень, за второй —
второй и т.д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть
свою школу Судзуки.
Как можно использовать положения метода Судзуки в домашних
условиях (призанятиях с обычным педагогом или даже без него)?
Это памятка для родителей, скорее всего:
1.
Во-первых, давать ребенку слушать как можно больше хорошей и
разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон
повседневной жизни.
1.
Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день
произведения,которые разучивает (или будет разучивать в будущем).
2.
В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка.
9
3.
В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас.
Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что
маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время.
Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия,
которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 3-5
минут.
4.
В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание
уделяется правильному положению за инструментом и извлечению
красивого звука.
5.
В-шестых, метод подразумевает коллективное музицирование. Для
этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий
малыш, или играйте сами вместе с ребенком.
10