Автор: Подтикан Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 20
Населённый пункт: г.Тимашевск
Наименование материала: Конспект ОД познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Тема: « Куклы наших бабушек»
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД познавательно- исследовательская деятельность
детей старшего дошкольного возраста
«Куклы наших бабушек»
Цель: Расширение знаний об истории создания куклы.
Задачи:
Образовательные: Формировать интерес к народной кукле;
Расширять кругозор детей о применении тряпичной куклы и в наши дни.
Развивающие: развивать умение самостоятельно объединяться для
совместной деятельности; углублять представления детей о предметах и
материалах, из которых они изготовлены: дерево, глина, солома, ткань;
совершенствовать связную речь, диалогическую речь;
закрепить навыки использования алгоритма в процессе создания куклы из
ткани
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к предметам,
созданным руками человека
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций старинных кукол,
беседа о куклах прошлых лет, просмотр презентации изготовление тряпичных
кукол
Словарная работа: деревянная, соломенная, глиняная, пластмассовая,
тряпичная
Материал и оборудование: Использование ИКТ, куклы разных видов и
размеров, ткань, синтепон, нитки (заранее нарезанные), ленточки, ножницы.
Ход ОО деятельности:
Мотивация (дежурные в группе замечают подарочную коробку с бантом).
Ребенок: Светлана Николаевна, посмотрите, какая красивая коробка.
Откуда она здесь?
Воспитатель: не знаю, давайте спросим у ребят. Ребята может кто-то знает
откуда эта коробка, что-то я её раньше не видела.
Ребенок: я не знаю, что это за коробка
Дети: мы тоже не видели её раньше.
Ребенок: давайте посмотрим, что в ней?
Дети: Светлана Николаевна, посмотрите на бантике открытка с надписью
Воспитатель: да, действительно. Ребята может кто-то прочитает, что здесь
написано, очки мои остались дома?
Ребенок: я умею читать, давайте я прочитаю от кого эта открытка
Воспитатель: ребята вы не против
Ребенок читает:
Появилась на свет она давно,
Назначение у неё одно,
Детям радость приносить
Красоту всегда дарить.
Воспитатель: спасибо тебе Аглая, ты нас выручила.
Интересно, что же это может быть?
Воспитатель: какие будут предположения
Ребенок: может это конфета
Дети: может игрушка
Ребенок: интересно, что же в коробке может быть
Воспитатель: мне тоже интересно, что здесь
Дети: давайте её откроем
Воспитатель: давайте, кто будет открывать?
Ребенок: можно я?
Воспитатель: Ребята вы не против, что Алиса откроет коробку?
Дети: нет (Алиса открывает коробку)
1. Вводная часть:
Алиса: (удивленно) Ух ты, какая красивая!
Воспитатель: посмотрите ребята, это кукла. Алиса, тебе нравится эта кукла?
Алиса: да, очень
Воспитатель: а вам ребята?
Дети: конечно
Воспитатель: чем вам так понравилась кукла?
Дети: у куклы нарядный бант, красивое платье.
Ребенок: блестящие волосы, большие глаза
Воспитатель: ребята, вы хотите, чтобы эта кукла осталась с нами?
Ребенок: да, она такая красивая, я ещё такую не видела
Ребенок: а мне хотелось бы с ней поиграть
Ребенок: можно куклу оставить в нашей группе?
Воспитатель: думаю это возможно.
2.Основная часть:
Воспитатель: знаете, ребята, такими красивыми куклы были не всегда.
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на
охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было играть.
И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как
можно забавляться - кормить, качать, укладывать спать.
Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная.
Воспитатель: (показывает детям палочку) Похожа она на куклу?
Дети: не очень
Воспитатель: почему?
Дети: у неё нет головы, ног, рук и одежды
Ребенок: она какая- то скучная
Воспитатель: почему ты так думаешь?
Ребенок: не знаю, наверное, потому что нет волос, глаз
Воспитатель: согласна с вами ребята.
И вот однажды много-много лет. Человек нашел глину.
Как вы думаете, что люди из неё слепили?
Ребенок: может посуду, у моей бабушки есть глиняный кувшин
Воспитатель: кто еще как думает?
Ребенок: может игрушку
Воспитатель: да, это были первые глиняные игрушки
Люди научились лепить глиняные игрушки, и конечно, же это были куклы.
Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы
кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и
появились куклы, со временем куклы становились современнее, появились
куклы роботы, трансформеры и даже говорящие куклы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, интересно было детям играть с глиняной
куклой?
Дети: думаю, не очень
Ребенок: наверное, нет
Воспитатель: почему, как ты думаешь?
Ребенок: у глиняной куклы не шевелятся руки
Дети: у этой куклы нет ног
Воспитатель: молодцы ребята, согласна с вами
Поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную).
Ребята, посмотрите на неё, скажите из чего она сделана? Может кто-то знает,
как она называлась?
Ответы детей….
Воспитатель: правильно, это соломенная кукла
Знаете ребята, что для изготовления такой куклы собирали солому, затем её
варили, чтобы стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом солому
скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно
забавной.
Для
кукольного
наряда
использовали
листья
лопуха
или
подорожника, цветы, ягоды. Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову
украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так
потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку
поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться,
как будто танцует.
Воспитатель: Ксюша, какая это кукла?
Ксюша: соломенная, потому что из соломы
Воспитатель: Уля как таких кукол называли в старину?
Уля: куклы стригушки
Воспитатель: Умница. Ребята как вы считаете долго хранилась такая кукла?
Дети: предположения ….
Кирилл: скорее всего нет, она растрепалась
Воспитатель:
соглашусь с Кириллом, соломенная кукла оказалась не
практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла
тряпичная. (воспитатель показывает тряпичную куклу). Дети очень любили
тряпичную куклу. Ребята, как вы думаете почему?
Света: она мягкая
Алина: теплая, похожа на маленького ребенка
Воспитатель: В стародавние времена когда люди уже научились изготавливать
нитки и ткать полотно. Из ткани сшивали мешок, набивали во внутрь что-
нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перетянув мешочек
ниткой или тесьмой. Посмотрите…
Лицо куколки раньше рисовали угольком из печи или вышивали цветными
нитками. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница,
могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу.
Воспитатель: вам нравится такая кукла?
Дети: да
Воспитатель: Чем она вам нравится?
Уля: тем что мягонькая
Света: есть ручки и ножки
Алина: есть лицо
Воспитатель: молодцы девчонки, соглашусь с вами
Ребята я знаю интересную игру, хотите со мной поиграть?
Дети: да, хотим
Уля: А что это за игра?
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, посмотрите, у меня на столе лежат три
коробочки. В каждой из них находится кукла, о которых мы с вами сегодня
говорили. Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать
название куклы. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет».
В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.
Игра «Да» - «Нет»
Угадываем первую куклу
Уля: Она может открывать глаза? Воспитатель:(нет).
Кирилл: У неё есть волосы? Воспитатель: (нет)
Алина: Её можно раздеть? Воспитатель: (нет).
Уля: У неё есть ноги? Воспитатель: (нет).
Света: У неё есть руки? Воспитатель: (да).
Артем: Она тяжёлая? Воспитатель: (да).
Алина: Она может двигать руками? Воспитатель: (нет).
Света: Она может разбиться? Воспитатель: (да). Это глиняная кукла.
Вторая кукла
Света: У неё есть платье? Воспитатель: (нет).
Артем: Она тяжелая? Воспитатель: (нет).
Маша: У неё есть ноги? Воспитатель: (нет).
Уля: У неё есть руки? Воспитатель: (нет).
Алина: У неё есть голова? Воспитатель: (нет). Это кукла-палочка.
Третья кукла
Маша: У неё есть руки? Воспитатель: (да).
Алина: У неё есть ноги? Воспитатель: (да).
Кирилл: У неё есть волосы? Воспитатель: (да).
Света: Её можно причесывать? Воспитатель: (да).
Уля: Её можно мыть? Воспитатель: (да).
Маша: Она может открывать и закрывать глаза? Воспитатель: (да).
Артем: Она может двигать руками? Воспитатель: (да) Это пластмассовая
кукла.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня лежит на столе?
Уля: кусочки ткани, ленточки
Воспитатель: Как вы думаете из этого можно сделать куклу?
Дети: Да
Воспитатель: Какую?
Дети: тряпичную
Воспитатель: Хотелось бы вам изготовить куклу своими руками?
Дети: Да
3.
Заключительная
часть:
(
включается
фонограмма
песни
«ветер
перемен»)
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую по изготовлению кукол.
Предлагаю выбрать ткань (дети подходят и выбирают понравившуюся ткань и
ленточки) положите ткань изнаночной стороной вверх и скатайте несколько
раз. Затем сверните пополам. Вот что у меня получилось. (Показывает).
А у Вас? (дети демонстрируют, что получилось)
Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова.
Ребята вы можете продолжать работу. Кому из ребят нужна моя помощь, готова
помочь? (дети продолжают работать)
Воспитатель: Здорово! Какие замечательные куклы у вас получились, все
разные, каждая по - своему хороша, и думаю дорога вам. Возьмите их,
прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали.
Дети: (она мягкая, добрая, красивая).
Воспитатель: Что бы вы сделали со своей куклой?
Маша: Я подарила бы младшей сестре
Уля: Я хотела бы подарить своей маме
Кирилл: А моя сестра ходит в младшую группу, я подарю ей
Алина: давайте подарим кукол малышам
Воспитатель: мне нравится твоя идея, ребята как вы считаете?
Артем: хорошая идея, я согласен, мне не жалко
Алина: и мне не жалко
Уля: И мне
Воспитатель: Уля почему тебе не жалко подарить куклу
Уля: Я могу дома сделать такую же, вместе с мамой
Воспитатель:
Мне очень приятно, что вы такие добрые, отзывчивые и с
радостью можете поделиться своей игрушкой, предлагаю пойти в гости к
малышам и подарить подарки.
Надеюсь ребятишки будут бережно обращаться с куклами, и тогда эти куклы
будут радовать их очень долго.
Видите, как много может сделать человек своими руками.
Рефлексия:
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали?
Алина: В старину первой куклой была простая палочка
Уля: когда люди нашли глину, изготовили глиняную куклу
Воспитатель: каких кукол мы сегодня изготовили с вами?
Дети: тряпичных так как з ткани
Воспитатель: Ребята вам понравилось изготавливать кукол?
Дети: Да
Воспитатель: Мы все с вами молодцы!
Дети с воспитателем уходят к малышам дарить подарки.