Напоминание

« Куклы наших бабушек»


Автор: Подтикан Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 20
Населённый пункт: г.Тимашевск
Наименование материала: Конспект ОД познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Тема: « Куклы наших бабушек»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД познавательно- исследовательская деятельность

детей старшего дошкольного возраста

«Куклы наших бабушек»

Цель: Расширение знаний об истории создания куклы.

Задачи:

Образовательные: Формировать интерес к народной кукле;

Расширять кругозор детей о применении тряпичной куклы и в наши дни.

Развивающие: развивать умение самостоятельно объединяться для

совместной деятельности; углублять представления детей о предметах и

материалах, из которых они изготовлены: дерево, глина, солома, ткань;

совершенствовать связную речь, диалогическую речь;

закрепить навыки использования алгоритма в процессе создания куклы из

ткани

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к предметам,

созданным руками человека

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций старинных кукол,

беседа о куклах прошлых лет, просмотр презентации изготовление тряпичных

кукол

Словарная работа: деревянная, соломенная, глиняная, пластмассовая,

тряпичная

Материал и оборудование: Использование ИКТ, куклы разных видов и

размеров, ткань, синтепон, нитки (заранее нарезанные), ленточки, ножницы.

Ход ОО деятельности:

Мотивация (дежурные в группе замечают подарочную коробку с бантом).

Ребенок: Светлана Николаевна, посмотрите, какая красивая коробка.

Откуда она здесь?

Воспитатель: не знаю, давайте спросим у ребят. Ребята может кто-то знает

откуда эта коробка, что-то я её раньше не видела.

Ребенок: я не знаю, что это за коробка

Дети: мы тоже не видели её раньше.

Ребенок: давайте посмотрим, что в ней?

Дети: Светлана Николаевна, посмотрите на бантике открытка с надписью

Воспитатель: да, действительно. Ребята может кто-то прочитает, что здесь

написано, очки мои остались дома?

Ребенок: я умею читать, давайте я прочитаю от кого эта открытка

Воспитатель: ребята вы не против

Ребенок читает:

Появилась на свет она давно,

Назначение у неё одно,

Детям радость приносить

Красоту всегда дарить.

Воспитатель: спасибо тебе Аглая, ты нас выручила.

Интересно, что же это может быть?

Воспитатель: какие будут предположения

Ребенок: может это конфета

Дети: может игрушка

Ребенок: интересно, что же в коробке может быть

Воспитатель: мне тоже интересно, что здесь

Дети: давайте её откроем

Воспитатель: давайте, кто будет открывать?

Ребенок: можно я?

Воспитатель: Ребята вы не против, что Алиса откроет коробку?

Дети: нет (Алиса открывает коробку)

1. Вводная часть:

Алиса: (удивленно) Ух ты, какая красивая!

Воспитатель: посмотрите ребята, это кукла. Алиса, тебе нравится эта кукла?

Алиса: да, очень

Воспитатель: а вам ребята?

Дети: конечно

Воспитатель: чем вам так понравилась кукла?

Дети: у куклы нарядный бант, красивое платье.

Ребенок: блестящие волосы, большие глаза

Воспитатель: ребята, вы хотите, чтобы эта кукла осталась с нами?

Ребенок: да, она такая красивая, я ещё такую не видела

Ребенок: а мне хотелось бы с ней поиграть

Ребенок: можно куклу оставить в нашей группе?

Воспитатель: думаю это возможно.

2.Основная часть:

Воспитатель: знаете, ребята, такими красивыми куклы были не всегда.

Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на

охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было играть.

И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как

можно забавляться - кормить, качать, укладывать спать.

Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная.

Воспитатель: (показывает детям палочку) Похожа она на куклу?

Дети: не очень

Воспитатель: почему?

Дети: у неё нет головы, ног, рук и одежды

Ребенок: она какая- то скучная

Воспитатель: почему ты так думаешь?

Ребенок: не знаю, наверное, потому что нет волос, глаз

Воспитатель: согласна с вами ребята.

И вот однажды много-много лет. Человек нашел глину.

Как вы думаете, что люди из неё слепили?

Ребенок: может посуду, у моей бабушки есть глиняный кувшин

Воспитатель: кто еще как думает?

Ребенок: может игрушку

Воспитатель: да, это были первые глиняные игрушки

Люди научились лепить глиняные игрушки, и конечно, же это были куклы.

Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы

кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и

появились куклы, со временем куклы становились современнее, появились

куклы роботы, трансформеры и даже говорящие куклы.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, интересно было детям играть с глиняной

куклой?

Дети: думаю, не очень

Ребенок: наверное, нет

Воспитатель: почему, как ты думаешь?

Ребенок: у глиняной куклы не шевелятся руки

Дети: у этой куклы нет ног

Воспитатель: молодцы ребята, согласна с вами

Поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную).

Ребята, посмотрите на неё, скажите из чего она сделана? Может кто-то знает,

как она называлась?

Ответы детей….

Воспитатель: правильно, это соломенная кукла

Знаете ребята, что для изготовления такой куклы собирали солому, затем её

варили, чтобы стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом солому

скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно

забавной.

Для

кукольного

наряда

использовали

листья

лопуха

или

подорожника, цветы, ягоды. Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову

украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так

потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку

поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться,

как будто танцует.

Воспитатель: Ксюша, какая это кукла?

Ксюша: соломенная, потому что из соломы

Воспитатель: Уля как таких кукол называли в старину?

Уля: куклы стригушки

Воспитатель: Умница. Ребята как вы считаете долго хранилась такая кукла?

Дети: предположения ….

Кирилл: скорее всего нет, она растрепалась

Воспитатель:

соглашусь с Кириллом, соломенная кукла оказалась не

практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла

тряпичная. (воспитатель показывает тряпичную куклу). Дети очень любили

тряпичную куклу. Ребята, как вы думаете почему?

Света: она мягкая

Алина: теплая, похожа на маленького ребенка

Воспитатель: В стародавние времена когда люди уже научились изготавливать

нитки и ткать полотно. Из ткани сшивали мешок, набивали во внутрь что-

нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перетянув мешочек

ниткой или тесьмой. Посмотрите…

Лицо куколки раньше рисовали угольком из печи или вышивали цветными

нитками. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница,

могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу.

Воспитатель: вам нравится такая кукла?

Дети: да

Воспитатель: Чем она вам нравится?

Уля: тем что мягонькая

Света: есть ручки и ножки

Алина: есть лицо

Воспитатель: молодцы девчонки, соглашусь с вами

Ребята я знаю интересную игру, хотите со мной поиграть?

Дети: да, хотим

Уля: А что это за игра?

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, посмотрите, у меня на столе лежат три

коробочки. В каждой из них находится кукла, о которых мы с вами сегодня

говорили. Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать

название куклы. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет».

В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.

Игра «Да» - «Нет»

Угадываем первую куклу

Уля: Она может открывать глаза? Воспитатель:(нет).

Кирилл: У неё есть волосы? Воспитатель: (нет)

Алина: Её можно раздеть? Воспитатель: (нет).

Уля: У неё есть ноги? Воспитатель: (нет).

Света: У неё есть руки? Воспитатель: (да).

Артем: Она тяжёлая? Воспитатель: (да).

Алина: Она может двигать руками? Воспитатель: (нет).

Света: Она может разбиться? Воспитатель: (да). Это глиняная кукла.

Вторая кукла

Света: У неё есть платье? Воспитатель: (нет).

Артем: Она тяжелая? Воспитатель: (нет).

Маша: У неё есть ноги? Воспитатель: (нет).

Уля: У неё есть руки? Воспитатель: (нет).

Алина: У неё есть голова? Воспитатель: (нет). Это кукла-палочка.

Третья кукла

Маша: У неё есть руки? Воспитатель: (да).

Алина: У неё есть ноги? Воспитатель: (да).

Кирилл: У неё есть волосы? Воспитатель: (да).

Света: Её можно причесывать? Воспитатель: (да).

Уля: Её можно мыть? Воспитатель: (да).

Маша: Она может открывать и закрывать глаза? Воспитатель: (да).

Артем: Она может двигать руками? Воспитатель: (да) Это пластмассовая

кукла.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня лежит на столе?

Уля: кусочки ткани, ленточки

Воспитатель: Как вы думаете из этого можно сделать куклу?

Дети: Да

Воспитатель: Какую?

Дети: тряпичную

Воспитатель: Хотелось бы вам изготовить куклу своими руками?

Дети: Да

3.

Заключительная

часть:

(

включается

фонограмма

песни

«ветер

перемен»)

Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую по изготовлению кукол.

Предлагаю выбрать ткань (дети подходят и выбирают понравившуюся ткань и

ленточки) положите ткань изнаночной стороной вверх и скатайте несколько

раз. Затем сверните пополам. Вот что у меня получилось. (Показывает).

А у Вас? (дети демонстрируют, что получилось)

Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова.

Ребята вы можете продолжать работу. Кому из ребят нужна моя помощь, готова

помочь? (дети продолжают работать)

Воспитатель: Здорово! Какие замечательные куклы у вас получились, все

разные, каждая по - своему хороша, и думаю дорога вам. Возьмите их,

прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали.

Дети: (она мягкая, добрая, красивая).

Воспитатель: Что бы вы сделали со своей куклой?

Маша: Я подарила бы младшей сестре

Уля: Я хотела бы подарить своей маме

Кирилл: А моя сестра ходит в младшую группу, я подарю ей

Алина: давайте подарим кукол малышам

Воспитатель: мне нравится твоя идея, ребята как вы считаете?

Артем: хорошая идея, я согласен, мне не жалко

Алина: и мне не жалко

Уля: И мне

Воспитатель: Уля почему тебе не жалко подарить куклу

Уля: Я могу дома сделать такую же, вместе с мамой

Воспитатель:

Мне очень приятно, что вы такие добрые, отзывчивые и с

радостью можете поделиться своей игрушкой, предлагаю пойти в гости к

малышам и подарить подарки.

Надеюсь ребятишки будут бережно обращаться с куклами, и тогда эти куклы

будут радовать их очень долго.

Видите, как много может сделать человек своими руками.

Рефлексия:

Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали?

Алина: В старину первой куклой была простая палочка

Уля: когда люди нашли глину, изготовили глиняную куклу

Воспитатель: каких кукол мы сегодня изготовили с вами?

Дети: тряпичных так как з ткани

Воспитатель: Ребята вам понравилось изготавливать кукол?

Дети: Да

Воспитатель: Мы все с вами молодцы!

Дети с воспитателем уходят к малышам дарить подарки.



В раздел образования