Напоминание

Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у дошкольников


Автор: Арнаут Александра Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №25 Родничок
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для педагогов ДОУ

Тема: "Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у

дошкольников"

Подготовила:

Арнаут А.Н.,

учитель-логопед

МБДОУ №25 «Родничок»,

г. Сургут, ХМАО-Югра

Пересказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у

детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую

помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует

обогащению

словарного

запаса,

совершенствованию

грамматических

категорий,

закреплению

правильного

произношения

звуков,

развитию

связной речи, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Пересказ

литературных произведений в детском саду это средство развития речи на

основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном

изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической

речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской

композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и

готовые речевые формы и приемы.

Возрастные нормы обучения пересказу – Пересказу необходимо обучать

детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы

монологической

речи.

До

этого

возраста

необходимо

проводить

подготовительные упражнения.

Группа младшего дошкольного возраста с 3-4 лет - Уже в младшей группе

педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе;

называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей,

связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на

вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с

педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при

повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на

занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Группа среднего дошкольного возраста с 4-5 лет - Начиная со средней

группы, во второй половине года, проводятся специально организованные

занятия по пересказыванию (знакомство с пересказом). Пересказ является

новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой

интерес

к

пересказыванию,

поддерживать

проявления

активности

и

самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия

литературно-художественных произведений, а также особенности процессов

мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях

детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на

последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять

литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4 - 5 лет

нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных

событий, проследить логическую связь между частями сказки. Поэтому в

изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки

материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и

структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять

образные описания, сравнения и опускает их.

Группа старшего дошкольного возраста с 5-6 лет - дети 5-6 лет при пересказе

литературных произведений способны проявить большую, чем младшие

дошкольники,

самостоятельность

и

активность.

В

этом

возрасте

совершенствуется

процесс

восприятия

и

эмоционального

освоения

художественных

произведений.

Старшие

дошкольники

свободнее

ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь,

усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают

усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети

уже

могут

использовать

собственные,

удачно

найденные

образные

выражения,

которые

лексически

и

синтаксически

близки

к

языку

художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для

пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре,

языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для

средней группы.

Группа старшего дошкольного возраста с 6-7 лет- на занятиях по пересказу

закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми

в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно,

последовательно,

полно,

без

искажения,

пропусков,

повторений.

Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями

передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые

ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для

сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно

громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Требования к литературному тексту для пересказа - пересказ не самоцель, а

средство

речевого

развития

дошкольников.

Поэтому

существуют

определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть

которых заключается в следующем:

доступное, понятное детям содержание;

разнообразие жанров;

четкая композиция;

простой и грамотный язык с использованием разнообразных языковых

средств;

небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному,

развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость,

толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и

описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:

короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои

особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов

для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи

считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие

предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При

подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего,

учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность.

При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на

восприятие,

усвояемость

и

качество

пересказа.

Относительно

этого

параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать

следующее:

если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во

втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения

могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести

длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

в начале работы качество детских пересказов зависит от величины

произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и

динамичности

произведений

более

короткие

дети

пересказывают

последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Типовая структура занятий по пересказу:

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения,

главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей,

показ картинки и др.).

Задачи:

выяснить знания детей по теме произведения;

обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в

произведении;

обеспечить

эмоциональный

настрой

детей

пред

слушанием

произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы

обеспечить

свободное

художественное

восприятие.

Эти

два

этапа

опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3.Подготовительная беседа (анализ произведения).

Задачи:

уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов,

последовательности событий),

привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные

определения, сравнения, фразеологизмы),

активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой

речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно

в важных композиционных моментах).

Все эти задачи решаются в единстве, при последовательном анализе текста

по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна

установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное

чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько

секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце

вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные

приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ,

остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу

привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой

является

пересказ,

должна

быть

особенно

тактичной,

допускающей

вариативность

исполнения.

Следует

подсказать

детям

подходящие

формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую

Сереже...», «А может быть, лучше...»

Приемы,

способствующие

эффективности

восприятия

художественного

произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет

речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом

материале рассказа;

использование

загадок,

пословиц,

потешек,

стихов

и

т.д.,

способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному

опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных

героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных

картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным

фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные

части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств

могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой

части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен

подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения

практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание

ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных

предложений),

а

также

отраженный

пересказ

(повторение

ребенком

сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и

достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.),

применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит

педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это

обстоятельство.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в

деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по

ролям (в лицах).

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица

или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с

прочитанным, с включением другого героя.

Игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

Методическая копилка – на слайде

Методическая копилка – на слайде

Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста,

педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.

Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа

для речевого развития ребенка (В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А.

Ладыженская и многие другие).



В раздел образования