Автор: Арнаут Александра Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №25 Родничок
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Семинар для педагогов ДОУ
Тема: "Пересказ - как средство формирования и развития связной речи у
дошкольников"
Подготовила:
Арнаут А.Н.,
учитель-логопед
МБДОУ №25 «Родничок»,
г. Сургут, ХМАО-Югра
Пересказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у
детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую
помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует
обогащению
словарного
запаса,
совершенствованию
грамматических
категорий,
закреплению
правильного
произношения
звуков,
развитию
связной речи, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Пересказ
литературных произведений в детском саду это средство развития речи на
основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном
изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической
речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской
композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и
готовые речевые формы и приемы.
Возрастные нормы обучения пересказу – Пересказу необходимо обучать
детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы
монологической
речи.
До
этого
возраста
необходимо
проводить
подготовительные упражнения.
Группа младшего дошкольного возраста с 3-4 лет - Уже в младшей группе
педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе;
называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей,
связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на
вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с
педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при
повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Группа среднего дошкольного возраста с 4-5 лет - Начиная со средней
группы, во второй половине года, проводятся специально организованные
занятия по пересказыванию (знакомство с пересказом). Пересказ является
новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой
интерес
к
пересказыванию,
поддерживать
проявления
активности
и
самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия
литературно-художественных произведений, а также особенности процессов
мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях
детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на
последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять
литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4 - 5 лет
нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных
событий, проследить логическую связь между частями сказки. Поэтому в
изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки
материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и
структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять
образные описания, сравнения и опускает их.
Группа старшего дошкольного возраста с 5-6 лет - дети 5-6 лет при пересказе
литературных произведений способны проявить большую, чем младшие
дошкольники,
самостоятельность
и
активность.
В
этом
возрасте
совершенствуется
процесс
восприятия
и
эмоционального
освоения
художественных
произведений.
Старшие
дошкольники
свободнее
ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь,
усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.
Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают
усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети
уже
могут
использовать
собственные,
удачно
найденные
образные
выражения,
которые
лексически
и
синтаксически
близки
к
языку
художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для
пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре,
языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для
средней группы.
Группа старшего дошкольного возраста с 6-7 лет- на занятиях по пересказу
закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми
в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно,
последовательно,
полно,
без
искажения,
пропусков,
повторений.
Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями
передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые
ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для
сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно
громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Требования к литературному тексту для пересказа - пересказ не самоцель, а
средство
речевого
развития
дошкольников.
Поэтому
существуют
определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть
которых заключается в следующем:
доступное, понятное детям содержание;
разнообразие жанров;
четкая композиция;
простой и грамотный язык с использованием разнообразных языковых
средств;
небольшой объем.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному,
развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость,
толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и
описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:
короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои
особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов
для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи
считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие
предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При
подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего,
учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность.
При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на
восприятие,
усвояемость
и
качество
пересказа.
Относительно
этого
параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать
следующее:
если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во
втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения
могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести
длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;
в начале работы качество детских пересказов зависит от величины
произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и
динамичности
произведений
более
короткие
дети
пересказывают
последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.
Типовая структура занятий по пересказу:
1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения,
главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей,
показ картинки и др.).
Задачи:
выяснить знания детей по теме произведения;
обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в
произведении;
обеспечить
эмоциональный
настрой
детей
пред
слушанием
произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы
обеспечить
свободное
художественное
восприятие.
Эти
два
этапа
опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3.Подготовительная беседа (анализ произведения).
Задачи:
уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов,
последовательности событий),
привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные
определения, сравнения, фразеологизмы),
активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой
речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно
в важных композиционных моментах).
Все эти задачи решаются в единстве, при последовательном анализе текста
по ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна
установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное
чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько
секунд).
6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце
вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные
приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ,
остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу
привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой
является
пересказ,
должна
быть
особенно
тактичной,
допускающей
вариативность
исполнения.
Следует
подсказать
детям
подходящие
формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую
Сереже...», «А может быть, лучше...»
Приемы,
способствующие
эффективности
восприятия
художественного
произведения:
рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет
речь в рассказе;
лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом
материале рассказа;
использование
загадок,
пословиц,
потешек,
стихов
и
т.д.,
способствующих пониманию содержания рассказа;
наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному
опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных
героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
выстраивание в логической последовательности серии сюжетных
картинок к рассказу или сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным
фрагментам текста;
частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные
части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств
могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой
части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен
подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения
практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание
ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных
предложений),
а
также
отраженный
пересказ
(повторение
ребенком
сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
В тех случаях, когда произведение делится на логические части и
достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.),
применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит
педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это
обстоятельство.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в
деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по
ролям (в лицах).
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица
или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с
прочитанным, с включением другого героя.
Игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).
Методическая копилка – на слайде
Методическая копилка – на слайде
Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста,
педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.
Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа
для речевого развития ребенка (В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А.
Ладыженская и многие другие).