Автор: Федорова Алла Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия №1
Населённый пункт: город Бежецк Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Форма взаимодействия педагога с родителями."
Раздел: начальное образование
Формы взаимодействия педагога и родителей
Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат
в о с п и т а н и я
м о ж ет
бы т ь
у с п еш н ы м
т о гд а ,
к о г д а
о н и
с т а н у т
союзниками.Сотрудничество
учителей
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных
ситуациях, а следовательно помочь взрослым в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных
поступков
и
проявлений
в
поведении,
формировании
ценных
жизненных
ориентации.Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы
организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание
коллективных,
групповых
и
индивидуальных
форм
взаимодействия.
Так,
обсуждение
какой-либо
проблемы
воспитания
на
родительском
собрании
полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых
консультациях.
Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское
собрание —
основная
форма
работы
родителей,
где
обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный
руководитель
(или
администрация)
направляет
деятельность
родителей
в
процессе
его
подготовки.
Организаторами
собрания
являются
члены
родительского
комитета
(актива).
Первые
собрания,
давая
образец
демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту
роль
правомерно
выполнять
самим
родителям.
Родительский
комитет
или
очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают
ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
Родительский
лекторий знакомит
родителей
с
вопросами
воспитания,
повышает
их
педагогическую
культуру,
помогает
вырабатывать
единые
подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют
родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить
проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с
учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания
детей в данном коллективе. Название «лекторий» условно. Оно не означает,
что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и
лучше, если родители — не пассивные слушатели. Их активность, творчество,
участие
в
обсуждении
вопросов
связаны
с
организацией
и
проведением
занятий. В этой связи при организации психолого-педагогического просвещения
родителей целесообразно следующее:
■
использование активных форм проведения занятий, предусматривающих
диалог,
субъектную
позицию
родителей
(вопросы
от
родителей
и
коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение про-
блемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
■
организация групповой работы родителей при подготовке и проведении
занятий,
предусматривающей
мозговой
штурм
в
коллективном
поиске
способов решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному
вопросу, составление памяток, проектов, предложений;
■
проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и
детям, и взрослым;
■
информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по
проблемам, которые волнуют родителей;
■
подготовка
печатных
материалов,
включающих
конкретные
советы
и
рекомендации по изучаемому вопросу. Целесообразно подготовку занятий
осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости
от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела
привлекают
специалистов
либо
подбирают
материал
и
проводят
занятие
своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы
обговаривают
с
ним
круг
волнующих
родителей
проблем,
продумывают
способы привлечения и активизации участников занятия.
Конференция
по
обмену
опытом воспитания
детей
может
быть
тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт
положительного
семейного
воспитания
по
данной
проблеме.
Обсуждение
вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей,
а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями
с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных
вопросов,
вызывающих
у
родителей
наибольший
практический
интерес.
Выступающими в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в
решении каких проблем они достигли положительных результатов.
Вечер
вопросов
и
ответов проводится
после
опроса
родителей
или
составления
по
группам
проблемных
вопросов,
которые
возникают
в
воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может
ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например,
по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного
характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой
для специально подготовленного диспута.
Диспут-размышление по проблемам воспитания — одна из интересных
для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в
непринужденной
обстановке,
позволяет
всех
включить
в
обсуждение
проблем. Для подведения итогов возможно подготовить совету дела, педагогу
или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные
источники.
Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить
ежегодно.
Педагоги
знакомят
родителей
со
своими
требованиями,
выслушивают
пожелания
родителей.
Возможно
составление
программы
действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индиви-
дуальными
консультациями,
беседами
или
работой
в
группах
с
учетом
возникших проблем и сложностей.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским
комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь
учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованны,
функцию
родительского
комитета
поочередно
выполняют
все
родители,
распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора
педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.
На
заседании
родительского
комитета,
которые
проводятся
по
мере
необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех
идей
и
решений,
которые
приняты
собранием.
Члены
комитета
могут
распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с
родителями,
так
и
с
детьми;
определить
способы
взаимодействия
с
отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь
родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни
коллектива.
Такие
же
функции
выполняет
родительский
комитет
школы,
который
формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения
родительской конференции или собрания школьного коллектива.
Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для
организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом
случае
педагог
взаимодействует
с
различными
группами
временных
организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя,
при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. В школе
и классах организуется групповые консультации, практические занятия
для родителей с привлечением специалистов, например, по оказанию
помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого
чтения.
К о л л е к т и в н ы е
и
г р у п п о в ы е
ф о р м ы
в з а и м о д е й с т в и я
п р о-
низывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный
разговор,
консультацию-размышление,
выполнение
индивидуальных
поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы
могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индиви-
дуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей,
завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться
с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ре-
бенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания
конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного
межличностного
взаимодействия
являются
внимательность,
проникно-
венность, неторопливость.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и
изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой
группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители ус-
ваивают
требования,
предъявляемые
школой
к
учащимся,
и
становятся
союзниками
классного
руководителя.
Достигнутая
в
р е з у л ь т а т е
индивидуальной
работы
высокая
включенность
родителей
в
дела
школы
приводит
к
повышению
достижений
учащихся,
их
желанию
учиться
и
настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению
поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному
выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в
школе и мнения родителей об учителях.
Семьи
учащихся
очень
разные,
по-разному
складываются
отношения
с
родителями. В современных условиях возникло немало проблем, которые
усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами
семьи (см. хрестоматийный материал), что отражается на характере и формах
взаимодействия
школы
и
семьи
и
должно
учитываться
при
организации
работы с родителями и детьми.