Автор: Шарапата Ирина Григорьевна
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: разработка урока
Тема: Современное производство и профессиональное образование
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по технологии 8 класс
Раздел
Современное производство и профессиональное образование
Тема
Профессии легкой промышленности Севастополя
Цель
Расширить представление детей о профессиях легкой промышленности; формировать позитивное отношение к труду;
побуждать детей к поиску информации о профессиях; показать возможности для учебы/работы в данном регионе.
Задачи
Образовательные:
показать значение профессии,
трудовой деятельности в жизни
человека;
познакомить учащихся со
спецификой выбранных для
урока профессий;
обеспечить усвоение знаний о
правилах построения
образовательной и карьерной
траекторий;
расширить представления о
различных сферах труда, о
мире профессий.
Развивающие:
развитие умственной
деятельности (способности
делать выводы), мышления,
речи, мотивационной сферы
(мотивации на сознательный
выбор профессии)
Воспитательные:
формирование положительной
профессиональной мотивации;
ответственного отношения к
выбору профессии;
создание атмосферы
сотрудничества в коллективе.
Основное
содержание темы
Содержание. Обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из предложенных учителем
источников.
Учебные единицы (с обозначением содержания региональной составляющей): информация о профессиях предприятий
легкой промышленности: швейная фабрика им. Нины Ониловой, о профессиональных образовательных организациях
(лицее).
« Основные виды деятельности учащихся: выполнение группового мини-проекта.
Деятельность обучающихся организуется в индивидуальном и в групповом формате.
Группа №1: Востребованные профессии швейной фабрики им. Нины Ониловой.
Группа №2:
Профессиональное образование для швейного производства.
Группам предлагается материал, учащиеся готовят презентацию мини-проекта.
Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или
сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии).
Термины понятия
Стратегия, развитие, швейное производство, профессия, рабочие профессии, профессиональная подготовка
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
- Личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение
Формирование умения находить
наиболее оптимальные способы
выполнения заданий
Умение работать индивидуально и в
группе с целью изучения
информационного источника понять
и выделить главное, с помощью
учителя
Умение производить само и
взаимоконтроль (сопровождение
учителя)
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы (дидактические материалы, МТО)
История, севастополеведение,
информатика
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений «Технология» под
редакцией О.А.Кожиной (вариант для девочек). Москва «Дрофа»
Дидактический комплекс (Приложения)
Проектор для демонстрации презентации .
Презентация к уроку
Наглядно-демонстративный материал для работы в группах.
Формы организации познавательной
деятельности
Методы обучения
Тип урока
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Мини-проект
Проблемное обучение.
ИКТ – технологии
Мозговой штурм
Словесный, наглядный, частично проблемно-
поисковый: объяснение с практическим
закреплением
Урок-конференция
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1 этап Самоопределение к деятельности
(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)
Цели деятельности
Ситуативные задания
Планируемый результат
Самостоятельная
формулировка темы и
цели урока
Слайд № 1
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него всю свою душу, то счастье вас отыщет»
К. Д. Ушинский
Вопросы:
- С 5 по 8 классы на уроках технологии мы с вами учились шить,
вязать. Как вы думаете, а в Севастополе есть предприятия по
производству швейных и вязаных изделий?
- Какие предприятия легкой промышленности в Севастополе вы
знаете?
- Кто на этих предприятиях может работать?
- Вы бы хотели, чтобы в севастопольских магазинах была продукция
швейной промышленности севастопольских производителей?
Обоснуйте свой ответ.
- Какая тема урока на ваш взгляд сегодня? Какую цель мы должны
достигнуть?
Познавательные:
Представление о предприятиях
легкой промышленности города
и образовательных
организаций.
Личностные:
Получение информации о
швейной фабрике им.
Н.Ониловой и Севастопольском
профессиональном лицее
сферы услуг.
Предметные:
Выделение ключевых слов:
стратегия, швейное
производство,
профессиональное образование,
востребованность.
Умение дать характеристику
объекту, выделить главное.
Формулируют тему урока:
«Профессии легкой
промышленности
Севастополя», цель
2 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)
Цели деятельности
Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У)
Планируемый результат
Блок А (новые знания для разрешения проблемы урока)
Сформировать
представление о
значении развития
швейной
промышленности
Севастополя в
соответствии со
стратегией социально-
экономического
развития города
Слайд № 2
1 Мини-лекция «Формула профессии»
Учитель. – Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова:
«хочу», «могу» и «надо»?
( Дети высказывают предположения.)
«Хочу»+ «могу» + «надо» = правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может
быть только осознанный выбор профессии.
– Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это все, что мне по силам, по способностям;
- надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе
получается
формула
осознанного
выбора
профессии.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и
личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности
общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Учитель. – Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении … (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица – Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть
парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей…
Вопрос. Какие профессии легкой промышленности нужны
Севастополю?
2. Слайд № 3
Учащимся предлагается материал основных направлений Стратегии
социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года.
Мозговой штурм. Предлагается задание на ассоциацию со словом развитие
Личностные:
Овладение элементами
организации умственного
труда.
Метапредметные:
Оценивание правильности
выполнение учебного задания;
объяснение
значения
новых
понятий;
Предметные:
Соблюдение трудовой
дисциплины при выполнении
заданий индивидуального и
группового характера.
Р - работа,…
А - анализ,…
З - закон,…
В - высокоэффективность,…
И - изобретательство,…
Т - творчество,…
И - интерес,…
Е - единств,…
3. Определить актуальность рассмотрения данной темы
Блок Б (закрепление)
Сформировать
представление об
основных профессиях
швейного производства,
пути получения
профобразования.
Задание: из предложенных, определить профессии швейного производства.
Определить востребованные профессии швейного производства. Слайд № 7
Пути получения профессионального образования работа с учебником с.212)
Физминутка. Слайд № 6
Личностные:
Формирование
устойчивого
познавательного интереса.
Метапредметные:
Выполнять
учебные
задания;
прилагать волевые усилия и
преодолевать
трудности
и
препятствия
на
пути
достижения целей.
Предметные:
умение выявлять потребность в
востребованных профессия.
3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)
Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый результат
Кратко сформулировать
задачу к мини-проекту.
Сформировать
представление о
востребованных
профессиях
швейной
Слайд № 7
Выполнение группового мини-проекта.
Учащимся предлагается материал для исследования.
Группа №1: Востребованные профессии швейной фабрики им. Нины
Ониловой.
Группа №2:
Профессиональное образование для швейного производства.
Личностные: формирование
устойчивого познавательного
интереса.
Метапредметные:
готовность к осуществлению
осознанного выбора
последующего
фабрики им. Нины
Ониловой и
Севастопольском
профессиональном
лицее сферы услуг
профессионального
образования
умение работать в группах;
умение работать с партнёром,
контролировать его работу,
корректировать и оценить
результат, под контролем
учителя
Предметные: актуализация
требований, предъявляемых к
профессиям;
Умение формулировать
проблемную ситуацию и найти
пути её решения.
4 этап Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Планируемый результат
Самоконтроль учащихся
1. Презентация результатов работы в группе.
2. Чем нужно руководствоваться при выборе профессии (хочу, могу, надо)?
Слайды № 8-10
3. Вопрос: Чтобы продукция швейного производства была востребована, что из
того, что вы узнали, на ваш взгляд, необходимо?
4. На уроке.
Что понравилось?
Что было полезным?
Что узнали нового?
5. Д/з: Используя сеть интернет, подготовить информацию о предприятиях
пищевой промышленности и образовательных учреждениях Севастополя,
актуальности развития этого направления в рамках стратегии экономического
развития.
Личностные: самооценка
умственных способностей для
труда в различных сферах с
позиции будущей социализации
Метапредметные: оценивание
своей познавательной
деятельности
Предметные:
контроль конечных
результатов труда по
установленным критериям