Напоминание

«Звук [щ`], буква Щ, щ».


Автор: Кузьмичева Майя Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Конспект урока по обучению грамоте (1 класс) Школа России
Тема: «Звук [щ`], буква Щ, щ».
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по развитию читательской грамотности (1 класс)

Тема: «Звук [щ`], буква Щ щ».

Цель:

познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами

написания слогов с буквой щ.

Задачи:

развивать базовые читательские компетенции;

пробуждать интерес к чтению;

всесторонне развивать школьника;

воспитывать его духовно-нравственное начало;

формировать критическое мышление;

формировать творческое начало.

Формирование УУД.

Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную,

формулировать и удерживать учебную задачу

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью

решения конкретных задач.

Коммуникативные: строить понятные высказывания, работать в паре и в

группе.

Оборудование: презентация, карточки для составления звуковых схем (или

цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для

составления предложений.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке:

Учебник, карандаши, тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Формулирование темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Ученики видят 4 картинки с изображением щетки, шапки, щепки,

шишка.

Слайд 2.

Учитель. Назовите слова, обозначающие то, что здесь изображено.

Ученики называют слова.

Учитель. Найдите общее во всех этих словах.

Ученики. Все слова состоят из двух слогов, ударение падает на первый слог.

Учитель. Разделите эти слова на две группы (если дети затрудняются, можно

озвучить признак для классификации: в зависимости от того, какой звук

слышится в словах).

Ученики. 1 группа: шапка, шишка (первый звук [ш])

2 группа: щепки, щетка (первый звук [щ`])

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока. С каким звуком и буквой мы

будем знакомиться?

Ученики. Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук». Со звуком

[ш]мы уже знакомы. Слайд 3.

Учитель. Сформулируйте цели урока.

Ученики формулируют цели, опираясь на первые слова, записанные на

слайде презентации (или на доске).

Ученики.

Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает.

Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Учиться читать слова с новой буквой.

Новая тема (фонетическая работа, знакомство с новой буквой, чтение

слогов).

Учитель. Произнесите и послушайте звук [щ`]. Дайте ему характеристику.

Ученики. Звук [щ`] – согласный (когда произносим, образуется преграда:

зубы соединяются), глухой, мягкий.

Учитель: Есть ли у него твердая пара.

Ученики. Нет. Когда произносим звук [ш], органы речи работают так же, но

для его обозначения есть другая буква.

Учитель. Отгадайте загадку. Слайд 4.

Формирование естественнонаучной грамотности.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это…

Ученики. Щука.

Учитель. Что вы знаете об этой рыбе?

Ученики. Живет в реках, питается маленькими рыбками…

Учитель. Составьте звуковую схему к слову «щука». Эту работу будем

выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд 5.

Ученики.

Ученики составляют схему, одна пара – у доски. После самостоятельного

составления идет проверка и комментарии.

Учитель. На письме звук [щ`] обозначается буквой щ (уточняется правильное

название буквы).

Учитель. На что похожа буква щ?

Ученики дают ответы.

Учитель показывает слоги, ученики читают:

ще

щё

щи

ща

щу (Слоги «ща», «щу» выделены красным цветом).

Слайд 6.

Формирование речевых умений

Учитель. Как вы думаете, почему последние два слога выделены?

Ученики. Буквы «щ» обозначает только мягкий звук, поэтому озвучим мягко,

даже если далее стоят буквы «а», «у». Эти буквосочетания надо запомнить.

Учитель. Написание каких еще буквосочетаний мы запоминали?

Ученики. Ча, чу, жи, ши. Слайд 7.

Физ. пауза.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе – раз, это – брасс,

Одной, другой – это

кроль. Три, два, один –

Поплывем как дельфин.

Качаясь на волне,

Плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

Закрепление. Работа с учебником.

Развитие информационной грамотности.

Ученики читают слова по слогам (с

разметкой) роща

щука

чаща

угощу

ищу

пища

тащу

Работа по развитию речи.

Учитель. Значение каких слов непонятно? (Разбираются слова «роща»,

«чаща»).

Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского

художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко

изображал лес. Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Как растут

деревья? Ученики, подбирая слова, должны «подойти» к слову «часто».

Какое слово оно напоминает по звучанию? Слайд 8.

Ученики. Чаща.

Учитель. Подумайте, какой лес называется чащей?

Ученик. Густой, частый лес.

Учитель. Почему художник использовал темные краски?

Ученики. Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь густую листву.

Учитель. Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей?

Ученики. Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки,

больше света.

Учитель. Это и есть роща – небольшой лес.

Учитель. Составьте предложения со словами «роща», «чаща». В каком лесу

гуляют, а в каком можно заблудиться?

Релаксация. Слайд 9.

Закройте глаза и представьте теплый день в роще. Звучит пение соловья.

Учитель обращает внимание, что дети услышали пение соловья – одну из

лучших певчих птиц. Слайд 10.

Работа с текстом.

Формирование читательской грамотности.

У каждого ученика карточка с текстом.

В роще.

Шумят березы. Это роща. Там свищут соловьи. Высоко стучат дятлы.

Даша и Ваня увидели душистые ландыши. Щенок Дружок бегал за

бабочками.

а) Первичное знакомство с текстом. Жужжащее чтение. Ученики читают

хором вполголоса.

Учитель. О чем этот рассказ?

Ученики. Этот рассказ о том, как дети гуляли в роще, о том, что они там

видели.

б) Словарная работа

Ученики читают слова из текста по слогам (слова даются с разметкой)

Развитие коммуникативных навыков

берёзы

ландыши

бабочки

соловьи

свищут

Какое слово лишнее? Почему?

Объясните его значение.

в) Выборочное чтение рассказа с последующим его анализом.

- Как зовут детей? Щенка?

- Какое время года описывается? Почему вы так решили?

- Пение каких птиц услышали дети?

- Какие цветы увидели дети?

Закрепление изученного материала

Учитель. Найдите слова из текста с буквосочетаниями, написание которых

надо запомнить.

Ученики. Роща, свищут, стучат, душистые, ландыши.

Работа с правилом в учебнике на стр.61

Учитель. Найдите слово из текста, которое соответствует схеме. Слайд 11.

Ученики. Щенок.

Работа в парах. Работа с деформированными

предложениями. Составление предложений о правилах ухода

за собакой.

Учитель. У кого дома есть щенок или взрослая собака? Кто хотел бы завести

четвероногого друга?

Ответы детей.

Учитель. Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней

необходимо правильно ухаживать, заботиться. Будем работать в группе.

Каждая группа получит конверт со словами. Из этих слов надо составить

предложение – правило ухода за собакой.

1 .

После

мойте

лапы.

собаке

прогулки

каждой

2.

шампунем.

надо

в

месяц

раз

Купать

специальным собаку

3.

чистите

Обязательно

ушки

любимцу.

вашему

4.

расчёсывайте

Специальной

шерсть

щёткой

собаки.

5.

Учите и выполнению правилам собаку

поведения

правилам команд.

6.

подальше

Устройте

для сна

от сквозняков.

место

собаки

Ученики зачитывают получившиеся правила. Учитель дает комментарии.

Итог.

- С какой новой буквой и звуком мы познакомились?

- Дайте характеристику звуку [щ`].

- С какими новыми словами познакомились?

Рефлексия. Слайд 12.

- Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали

затруднений, выберите первый смайлик.

- У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы

казались сложными, выберите второй смайлик.

- Кому сложно было выполнять почти все задания, кто не знал, как отвечать

на многие вопросы, выберите третий смайлик.



В раздел образования