Напоминание

Памятка для родителей; «Когда обращаться к логопеду?»


Автор: Шишова Светлана Станиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г. Канаш Чувашской республики
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Памятка для родителей; «Когда обращаться к логопеду?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка для родителей; «Когда обращаться к логопеду?»

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?

Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду?

Поводы обратиться к логопеду:

1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».

2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.

3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно

выяснить, чтó не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у

невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и

логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы

логопедические.

4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас.

После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил.

Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.

5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.

6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.

7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.

8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например,

смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами

родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат

бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина.

А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное

произношение.

9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок

плохо запоминает слова.

10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ,

отвечает на вопросы односложно.

11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в

этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.

12. Ребенок пропускает слоги.

13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.

14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят,

меняя местами начало слова и его окончание.

С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что

всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-

семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит

не в последний момент — в апреле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется,

соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.

2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад.

Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую

любознательность следует развивать и поощрять.

3. Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с

крупой.

4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые

«рассказываются руками» ребенка.

5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.

6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься

ею с ребенком.



В раздел образования