Автор: Шишова Светлана Станиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г. Канаш Чувашской республики
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Памятка для родителей; «Когда обращаться к логопеду?»
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей; «Когда обращаться к логопеду?»
Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?
Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду?
Поводы обратиться к логопеду:
1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно
выяснить, чтó не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у
невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и
логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы
логопедические.
4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас.
После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил.
Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например,
смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами
родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат
бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина.
А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное
произношение.
9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок
плохо запоминает слова.
10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ,
отвечает на вопросы односложно.
11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в
этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
12. Ребенок пропускает слоги.
13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят,
меняя местами начало слова и его окончание.
С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что
всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-
семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит
не в последний момент — в апреле-мае, а заранее.
Как стимулировать развитие речи?
1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется,
соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад.
Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую
любознательность следует развивать и поощрять.
3. Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с
крупой.
4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые
«рассказываются руками» ребенка.
5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься
ею с ребенком.