Автор: Пронина Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Тамбовской области г. Мичуринска
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с интерактивной доской в современной школе"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
г. Мичуринска Тамбовской области
Доклад на тему
«Работа с интерактивной доской
в современной школе»
Подготовила
Пронина Н.Н.,
учитель начальных классов
Мичуринск-Наукоград
Уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы начать с эпиграфа
«Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего.
В последнее время я часто задаю себе вопрос, каким быть человеку XXI века,
человеку, который сейчас сидит за партой? Всматриваясь в лица своих учеников,
пытаюсь
найти
ответы
на
непростые
вопросы.
Чем
увлечь?
Как
увлечь?
Что
предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе
душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в
ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний;
детей, только-только перешагнувших порог школы?
Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных
технологий,
которые
прочно
вошли
во
все
сферы
нашей
жизни.
Сегодня
традиционные инструменты преподавателя и ученика (доска, мел, ручка, тетрадь)
предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства
обучения, например, интерактивные доски. Интерактивная доска – одно из самых
современных средств обучения в школе. Она представляет собой сенсорный экран,
подсоединенный
к
компьютеру,
изображение
с
которого
передает
на
доску
проектор.
Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что
без широкого внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это
не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает навыков работы с
ним, поэтому мне хотелось бы поделиться с вами крупицами своего опыта работы
применения интерактивной доски в образовательной учебной деятельности. Работа
с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда
много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в
процессе.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо
выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе
урока она применяется, является инструментом визуального представления данных
(нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление).
Доска
как
раз
и
реализует
один
из
важнейших
принципов
обучения
в
начальной
школе
–
наглядность,
на
ней
можно
размещать
разное
количество
разноплановой
информации
(схемы,
таблицы,
тексты,
иллюстрации,
анимации,
звуковые эффекты и т.д.) Например, при изучении темы «Счет в пределах 10», на
стадии мотивации я использую фрагмент мультипликационного фильма, который
позволяет
активизировать
познавательный
интерес.
Видеофрагмент.
После
просмотра
видеофрагмента,
я
задаю
детям
вопрос,
что
помогло
героям
мультфильма не утонуть. И целый урок мы доказываем с детьми зачем нужно
уметь считать.
При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости
тратить
время
на
смену
наглядных
материалов,
разлиновку
доски
для
показа
написания букв или цифр.
Использование
разлиновки
экрана
в
клетку,
в
линейку,
что
особенно
актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на
тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического
режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна
одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с
правильным
начертанием,
изображенным
на
доске.
Уважаемые
коллеги,
я
предлагаю вам попробовать написать, что-нибудь на доске. Причем работать на
доске могут одновременно три человека, каждый ученик может индивидуально
выбирать цвет, толщину, формат линии.
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с
печатной
основой,
страницу
«Прописей»
или
«Азбуки»
у
меня
отпадает
необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в
тетради,
показывать
строку,
клетку,
номер
выполняемого
задания,
где
нужно
писать. Это очень важно для учеников 1 класса, которые еще плохо ориентируются
в
т е т р а д и .
Также я использую на своих уроках, такую функцию интерактивной доски, как
«шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху
вниз, так и справа налево. Например, учащимся на уроке размышляют, решают
проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой», за которой находится
верный
ответ.
Дети
выполняют
это
упражнение
за
партами
индивидуально
в
тетрадях. А я предлагаю вам выполнить это задание вместе со мной устно.
Хочу
отметить,
что
при
работе
с
интерактивной
доской
отпадает
необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимой экономии
времени,
появляется
стремление
решить
как
можно
больше
примеров,
что
естественно, способствует выработке навыков счета.
На уроках математики при работе с геометрическим материалом, с целью
создания условий для активной мыслительной деятельности детей, развития их
творческой самостоятельности, внимания, логического мышления, воображения я
предлагаю детям задания:
Сгруппируй
предметы
по
форме.
Дети,
перемещая
фигуры
распределяют их на три группы. Хочу отметить, что работать на доске могут
одновременно
до
трех
человек,
это
позволяет
учителю
в
классе
организовать
коллективные
формы
работы.
Я
предлагаю
это
задание
выполнить
вам.
Для
выполнения этого задания мне потребуется три человека.
Собери новую фигуру. Это задание очень нравится первоклассникам.
Они
сами
двигают
фигуры
и
получают
забавные
картинки.
Оно
развивает
творческие способности и воображение.
Удалите лишнюю фигуру.
При решении задач с использованием интерактивной доски реализуется
такой принцип обучения как наглядность. Например, У Оли в саду было две
яблони. На одном дереве выросло 2 яблока, на 2 – 3 яблока. Сколько всего яблок
выросло
у
Оли
а
саду?
Детям
намного
проще
посчитать
то,
что
можно
потрогать.
На
уроках
русского
языка
меняя
порядок
слов
в
предложении
можно
добиться
максимальной
наглядности
при
восстановлении
деформированных
предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
На уроках русского языка, технологии я активно использую электронные
приложения,
которые
прилагались
к
учебникам.
Структура
построения
электронного
приложения
соответствует
структуре
построения
учебника.
Приложение состоит из оглавления с названиями тем учебника Русского языка.
Кликнув
по
любому
названию
темы
можно
открыть
интерактивный
плакат
с
объектами
соответствующими
теме.
Плакат
включает
в
себя
анимации
(это
теоретический
материал
темы,
представленный
в
анимационной
форме),
упражнения
по
заданной
теме,
упражнения
на
развитие
речи,
работу
со
словарными словами, проверочные работы.
Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений из этого приложения.
При изучении темы «Гласные буквы» я предлагаю следующее задание:
-
Помогите
сове
построить
лестницы
к
домикам.
Для
этого
правильно
распредели дощечки по деревьям. Путем перетаскивания дощечек на деревья,
ребята распределяют слова на две группы. В первую группу входят слова, где
буквы е, е, ю, я обозначают один звук, во вторую группу – 2 звука. Проверка
осуществляется по ходу выполнения задания. Дощечка не прибьется к дереву, если
задание выполнено неправильно.
При изучении темы «Алфавит», детям на доске предлагается следующее
задание: расположи имена детей в алфавитном порядке. Дети работают за партами
или индивидуально в тетрадях и записывают слова в нужном порядке. Затем один
из учеников распределяет слова на доске.
При работе со словарными словами детям на доске показываются словарные
слова с пропущенными буквами, сначала дети записывают эти слова себе в тетради,
а затем один из учеников проверяет у доски. Давайте выполним это задание.
При всем разнообразии функций доски стоит помнить, что планировать свои
уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10-12
минут за урок. Иногда доска может пригодиться только в самом начале урока или
время обсуждения.
Благодаря
разнообразию
материалов,
которые
можно
использовать
на
интерактивной
доске,
учащиеся
гораздо
быстрее
схватывают
новые
идеи.
Я
заметила,
что
ученики
стали
больше
интересоваться
тем,
что
происходит
на
занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал,
уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им интересно и
увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не стоят
ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса
творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают уроки интересными,
детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И
важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас
самих, от того как мы используем те или иные ее возможности.