Напоминание

"Работа с интерактивной доской в современной школе"


Автор: Пронина Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Тамбовской области г. Мичуринска
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с интерактивной доской в современной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

г. Мичуринска Тамбовской области

Доклад на тему

«Работа с интерактивной доской

в современной школе»

Подготовила

Пронина Н.Н.,

учитель начальных классов

Мичуринск-Наукоград

Уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы начать с эпиграфа

«Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего.

В последнее время я часто задаю себе вопрос, каким быть человеку XXI века,

человеку, который сейчас сидит за партой? Всматриваясь в лица своих учеников,

пытаюсь

найти

ответы

на

непростые

вопросы.

Чем

увлечь?

Как

увлечь?

Что

предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе

душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в

ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний;

детей, только-только перешагнувших порог школы?

Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных

технологий,

которые

прочно

вошли

во

все

сферы

нашей

жизни.

Сегодня

традиционные инструменты преподавателя и ученика (доска, мел, ручка, тетрадь)

предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства

обучения, например, интерактивные доски. Интерактивная доска – одно из самых

современных средств обучения в школе. Она представляет собой сенсорный экран,

подсоединенный

к

компьютеру,

изображение

с

которого

передает

на

доску

проектор.

Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что

без широкого внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это

не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает навыков работы с

ним, поэтому мне хотелось бы поделиться с вами крупицами своего опыта работы

применения интерактивной доски в образовательной учебной деятельности. Работа

с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда

много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в

процессе.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо

выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе

урока она применяется, является инструментом визуального представления данных

(нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление).

Доска

как

раз

и

реализует

один

из

важнейших

принципов

обучения

в

начальной

школе

наглядность,

на

ней

можно

размещать

разное

количество

разноплановой

информации

(схемы,

таблицы,

тексты,

иллюстрации,

анимации,

звуковые эффекты и т.д.) Например, при изучении темы «Счет в пределах 10», на

стадии мотивации я использую фрагмент мультипликационного фильма, который

позволяет

активизировать

познавательный

интерес.

Видеофрагмент.

После

просмотра

видеофрагмента,

я

задаю

детям

вопрос,

что

помогло

героям

мультфильма не утонуть. И целый урок мы доказываем с детьми зачем нужно

уметь считать.

При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости

тратить

время

на

смену

наглядных

материалов,

разлиновку

доски

для

показа

написания букв или цифр.

Использование

разлиновки

экрана

в

клетку,

в

линейку,

что

особенно

актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на

тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического

режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна

одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с

правильным

начертанием,

изображенным

на

доске.

Уважаемые

коллеги,

я

предлагаю вам попробовать написать, что-нибудь на доске. Причем работать на

доске могут одновременно три человека, каждый ученик может индивидуально

выбирать цвет, толщину, формат линии.

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с

печатной

основой,

страницу

«Прописей»

или

«Азбуки»

у

меня

отпадает

необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в

тетради,

показывать

строку,

клетку,

номер

выполняемого

задания,

где

нужно

писать. Это очень важно для учеников 1 класса, которые еще плохо ориентируются

в

т е т р а д и .

Также я использую на своих уроках, такую функцию интерактивной доски, как

«шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху

вниз, так и справа налево. Например, учащимся на уроке размышляют, решают

проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой», за которой находится

верный

ответ.

Дети

выполняют

это

упражнение

за

партами

индивидуально

в

тетрадях. А я предлагаю вам выполнить это задание вместе со мной устно.

Хочу

отметить,

что

при

работе

с

интерактивной

доской

отпадает

необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимой экономии

времени,

появляется

стремление

решить

как

можно

больше

примеров,

что

естественно, способствует выработке навыков счета.

На уроках математики при работе с геометрическим материалом, с целью

создания условий для активной мыслительной деятельности детей, развития их

творческой самостоятельности, внимания, логического мышления, воображения я

предлагаю детям задания:

Сгруппируй

предметы

по

форме.

Дети,

перемещая

фигуры

распределяют их на три группы. Хочу отметить, что работать на доске могут

одновременно

до

трех

человек,

это

позволяет

учителю

в

классе

организовать

коллективные

формы

работы.

Я

предлагаю

это

задание

выполнить

вам.

Для

выполнения этого задания мне потребуется три человека.

Собери новую фигуру. Это задание очень нравится первоклассникам.

Они

сами

двигают

фигуры

и

получают

забавные

картинки.

Оно

развивает

творческие способности и воображение.

Удалите лишнюю фигуру.

При решении задач с использованием интерактивной доски реализуется

такой принцип обучения как наглядность. Например, У Оли в саду было две

яблони. На одном дереве выросло 2 яблока, на 2 – 3 яблока. Сколько всего яблок

выросло

у

Оли

а

саду?

Детям

намного

проще

посчитать

то,

что

можно

потрогать.

На

уроках

русского

языка

меняя

порядок

слов

в

предложении

можно

добиться

максимальной

наглядности

при

восстановлении

деформированных

предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

На уроках русского языка, технологии я активно использую электронные

приложения,

которые

прилагались

к

учебникам.

Структура

построения

электронного

приложения

соответствует

структуре

построения

учебника.

Приложение состоит из оглавления с названиями тем учебника Русского языка.

Кликнув

по

любому

названию

темы

можно

открыть

интерактивный

плакат

с

объектами

соответствующими

теме.

Плакат

включает

в

себя

анимации

(это

теоретический

материал

темы,

представленный

в

анимационной

форме),

упражнения

по

заданной

теме,

упражнения

на

развитие

речи,

работу

со

словарными словами, проверочные работы.

Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений из этого приложения.

При изучении темы «Гласные буквы» я предлагаю следующее задание:

-

Помогите

сове

построить

лестницы

к

домикам.

Для

этого

правильно

распредели дощечки по деревьям. Путем перетаскивания дощечек на деревья,

ребята распределяют слова на две группы. В первую группу входят слова, где

буквы е, е, ю, я обозначают один звук, во вторую группу – 2 звука. Проверка

осуществляется по ходу выполнения задания. Дощечка не прибьется к дереву, если

задание выполнено неправильно.

При изучении темы «Алфавит», детям на доске предлагается следующее

задание: расположи имена детей в алфавитном порядке. Дети работают за партами

или индивидуально в тетрадях и записывают слова в нужном порядке. Затем один

из учеников распределяет слова на доске.

При работе со словарными словами детям на доске показываются словарные

слова с пропущенными буквами, сначала дети записывают эти слова себе в тетради,

а затем один из учеников проверяет у доски. Давайте выполним это задание.

При всем разнообразии функций доски стоит помнить, что планировать свои

уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10-12

минут за урок. Иногда доска может пригодиться только в самом начале урока или

время обсуждения.

Благодаря

разнообразию

материалов,

которые

можно

использовать

на

интерактивной

доске,

учащиеся

гораздо

быстрее

схватывают

новые

идеи.

Я

заметила,

что

ученики

стали

больше

интересоваться

тем,

что

происходит

на

занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал,

уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им интересно и

увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не стоят

ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса

творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают уроки интересными,

детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И

важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас

самих, от того как мы используем те или иные ее возможности.



В раздел образования