Напоминание

Сказки К.И. Чуковского


Автор: Непомнящая Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая специальная школа-интернат №17"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: Сценарий литературного праздника
Тема: Сказки К.И. Чуковского
Раздел: начальное образование





Назад




Литературный праздник, посвященный творчеству

К.И. Чуковского

Цель: познакомить учащихся с творчеством Чуковского, с созданием некоторых произведений.

Оборудование: портрет писателя, плакаты с высказываниями, выставка книг с произведениями

Чуковского, выставка рисунков детей к произведениям Чуковского.

За неделю до праздника класс делиться на группы, каждая группа выбирает отрывок из любого

произведения К.И. Чуковского, который будут инсценировать. Дети создают рисунки и костюмы

к данному произведению.

ХОД ПРАЗДНИК

СЛАЙД 1-Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

произведениям К.И.Чуковского.

СЛАЙД 2Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме

много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он

придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.

– Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика,

переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен.

СЛАЙД 3Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.

Даже день рождения отмечал он 1 апреля. А первое апреля, как известно, считается

днём шуток, веселья и смеха. Датой рождения поэта считается 1 апреля 1882 года.

Так, что если бы он был жив, ему было бы сейчас 134 года.

(Обращаясь к портрету)

СЛАЙД 4– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,

большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на

лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность

Корнея Ивановича Чуковского.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним. А кто сможет назвать

настоящую фамилию или отчество Чуковского? СЛАЙД 5 Николай Васильевич

Корнейчуков. (Отчество – Васильевич – дано по имени крестившего его

священника).

СЛАЙД 6 С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы,

но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без

«Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи»,

«Телефона».

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве “Бармалея”

И “ Крокодила” не читал,

Не восхищался “Телефоном”

И в “Тараканище” не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт

Валентин Берестов.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал так,

«Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача,

– я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня

от умственной праздности».

СЛАЙД 7 А теперь ребята послушайте, какие загадки для вас сочинил К.И.

Чуковский. (Жду ваших ответов, отвечаем с места, только не кричим, поднимаем

руку).

За каждый правильный ответ команда получает жетон. В 1993году

персонажи сказок Чуковского появились на российских почтовых марках. (

Команде

собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам

викторины сладкий приз.)

СЛАЙД 8

-Итак 1 тур нашей викторины «Отгадай загадки» СЛАЙД 9

Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

СЛАЙД 10

(Яйцо и

цыпленок)

Почему?

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел

Лохматого.

СЛАЙД

13

(Зеркало)

Чудесная пещера

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю

Добычу мою –

Я с радостью белым

Зверям отдаю.

СЛАЙД

15

(Рот и зубы)

Зубастая загадка

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней

Чем у волков и медведей.

СЛАЙД

11

(Расческа)

Чудесный паровоз

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел

Прямо по морю пошел!

СЛАЙД

12

(Пароход)

Чудесные кони

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

СЛАЙД

14

(Коньки и лед)

Берегись

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

СЛАЙД

16

(Крапива)

Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

СЛАЙД

17

(Сосулька)

СЛАЙД

18

– Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это

так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде.

Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец

стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он

попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он

запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам

Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач.

Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое

нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно

неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

-Так родился на свет «Мойдодыр».

СЛАЙД

19

Отрывок подготовили Титов И.

Решетняк И.

-А сейчас переходим ко 2 туру нашей викторины «Волшебный коробок» СЛАЙД 20

Игра «Волшебный коробок».

-У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните

строки об этом предмете и название произведения. СЛАЙД

21

телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)

мыло – Вот и мыло подскочило … («Мойдодыр»)

блюдце – А за ними блюдца … («Федорино горе»)

калоша – Пришлите мне дюжину новых калош … («Телефон»)

градусник – И ставит им градусник … («Айболит»)

воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на

воздушном шарике … («Тараканище»)

Перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»

(«Телефон»)

Монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла… («Муха-Цокотуха»)

Шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку…(«Айболит»)

Мочалка - И мочалку словно галку, словно галку проглотил… («Мойдодыр»)

Физминутка СЛАЙД

22

Назвали предметы все по порядку

Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

СЛАЙД

23

«А однажды, – вспоминал Чуковский – вдохновение нахлынуло на

меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под

действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились

стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну

и т.д.

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей

скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке,

валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца

у сказки не было».

– Какая сказка родилась из этих строк? («Айболит») СЛАЙД 24Отрывок

подготовили Пиляев А. и Андреев И.

– А вот как создавалась сказка «Федорино горе». СЛАЙД

25

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные

фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от

глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением

поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение,

стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».Отрывок подготовили

Ковалёвы Даша и Аня.

- Героем многих сказок К.И. Чуковского является крокодил. Вспомните: какие

это сказки?

-Итак 3 тур нашей викторины «Вспомни названия сказок» СЛАЙД 26

СЛАЙД 27-29

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

1(«Путаница»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

3(«Тараканище»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся крокодил

И злодея бармалея,

Словно муху

проглотил.

5(«Бармалей»)

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит –

Солнце красное…

6(«Краденое солнце»)

Вдруг навстречу мой

хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил…

2(«Мойдодыр»)

…И со слезами просил:

– Мой милый, хороший

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

4(«Телефон»)

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он…

7(«Айболит»)

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил…

А за ним-то народ

И поет и орет:

Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?

8(«Крокодил»)

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти не могу.

9(«Федорено горе»)

1. В сказке «Мойдодыр» говорится о сбежавших вещах. Назовите не менее шести.

(одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, самовар, утюги, пироги, кочерга, кушак)

2. Какие звери звонили по телефону в сказке Чуковского? Назовите не менее шести.

(слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру)

3. Кто приходил к Мухе – Цокотухе? Назовите не менее шести.

(тараканы, букашки, блошки, бабушка-пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик)

СЛАЙД

30

– Как вы думаете, чему учат нас стихи К.И. Чуковского?

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас

новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Сказки и стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность

сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не

человек.

Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича

Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с

которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским переводчиком. Он

перевел с английского «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома

Сойера», «Рикки – Тики – Тави».

- Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

СЛАЙД

31

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети.

СЛАЙД

32- Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий

Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный,

веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».



В раздел образования