Автор: Непомнящая Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Донецкая специальная школа-интернат №17"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: Сценарий литературного праздника
Тема: Сказки К.И. Чуковского
Раздел: начальное образование
Литературный праздник, посвященный творчеству
К.И. Чуковского
Цель: познакомить учащихся с творчеством Чуковского, с созданием некоторых произведений.
Оборудование: портрет писателя, плакаты с высказываниями, выставка книг с произведениями
Чуковского, выставка рисунков детей к произведениям Чуковского.
За неделю до праздника класс делиться на группы, каждая группа выбирает отрывок из любого
произведения К.И. Чуковского, который будут инсценировать. Дети создают рисунки и костюмы
к данному произведению.
ХОД ПРАЗДНИК
СЛАЙД 1-Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
произведениям К.И.Чуковского.
СЛАЙД 2Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме
много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.
– Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика,
переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен.
СЛАЙД 3Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.
Даже день рождения отмечал он 1 апреля. А первое апреля, как известно, считается
днём шуток, веселья и смеха. Датой рождения поэта считается 1 апреля 1882 года.
Так, что если бы он был жив, ему было бы сейчас 134 года.
(Обращаясь к портрету)
СЛАЙД 4– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на
лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним. А кто сможет назвать
настоящую фамилию или отчество Чуковского? СЛАЙД 5 Николай Васильевич
Корнейчуков. (Отчество – Васильевич – дано по имени крестившего его
священника).
СЛАЙД 6 С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы,
но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
«Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи»,
«Телефона».
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт
Валентин Берестов.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал так,
«Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача,
– я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня
от умственной праздности».
СЛАЙД 7 А теперь ребята послушайте, какие загадки для вас сочинил К.И.
Чуковский. (Жду ваших ответов, отвечаем с места, только не кричим, поднимаем
руку).
За каждый правильный ответ команда получает жетон. В 1993году
персонажи сказок Чуковского появились на российских почтовых марках. (
Команде
собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам
викторины сладкий приз.)
СЛАЙД 8
-Итак 1 тур нашей викторины «Отгадай загадки» СЛАЙД 9
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
СЛАЙД 10
(Яйцо и
цыпленок)
Почему?
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматого.
СЛАЙД
13
(Зеркало)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю.
СЛАЙД
15
(Рот и зубы)
Зубастая загадка
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей.
СЛАЙД
11
(Расческа)
Чудесный паровоз
Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СЛАЙД
12
(Пароход)
Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
СЛАЙД
14
(Коньки и лед)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
СЛАЙД
16
(Крапива)
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
СЛАЙД
17
(Сосулька)
СЛАЙД
18
– Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это
так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец
стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он
попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он
запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам
Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач.
Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое
нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно
неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
-Так родился на свет «Мойдодыр».
СЛАЙД
19
Отрывок подготовили Титов И.
Решетняк И.
-А сейчас переходим ко 2 туру нашей викторины «Волшебный коробок» СЛАЙД 20
Игра «Волшебный коробок».
-У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните
строки об этом предмете и название произведения. СЛАЙД
21
телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)
мыло – Вот и мыло подскочило … («Мойдодыр»)
блюдце – А за ними блюдца … («Федорино горе»)
калоша – Пришлите мне дюжину новых калош … («Телефон»)
градусник – И ставит им градусник … («Айболит»)
воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на
воздушном шарике … («Тараканище»)
Перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»
(«Телефон»)
Монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла… («Муха-Цокотуха»)
Шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку…(«Айболит»)
Мочалка - И мочалку словно галку, словно галку проглотил… («Мойдодыр»)
Физминутка СЛАЙД
22
Назвали предметы все по порядку
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
СЛАЙД
23
«А однажды, – вспоминал Чуковский – вдохновение нахлынуло на
меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под
действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились
стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну
и т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей
скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке,
валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца
у сказки не было».
– Какая сказка родилась из этих строк? («Айболит») СЛАЙД 24Отрывок
подготовили Пиляев А. и Андреев И.
– А вот как создавалась сказка «Федорино горе». СЛАЙД
25
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от
глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение,
стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».Отрывок подготовили
Ковалёвы Даша и Аня.
- Героем многих сказок К.И. Чуковского является крокодил. Вспомните: какие
это сказки?
-Итак 3 тур нашей викторины «Вспомни названия сказок» СЛАЙД 26
СЛАЙД 27-29
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
1(«Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
3(«Тараканище»)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея бармалея,
Словно муху
проглотил.
5(«Бармалей»)
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…
6(«Краденое солнце»)
Вдруг навстречу мой
хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
2(«Мойдодыр»)
…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
4(«Телефон»)
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он…
7(«Айболит»)
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ
И поет и орет:
Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?
8(«Крокодил»)
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти не могу.
9(«Федорено горе»)
1. В сказке «Мойдодыр» говорится о сбежавших вещах. Назовите не менее шести.
(одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, самовар, утюги, пироги, кочерга, кушак)
2. Какие звери звонили по телефону в сказке Чуковского? Назовите не менее шести.
(слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру)
3. Кто приходил к Мухе – Цокотухе? Назовите не менее шести.
(тараканы, букашки, блошки, бабушка-пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик)
СЛАЙД
30
– Как вы думаете, чему учат нас стихи К.И. Чуковского?
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас
новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Сказки и стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность
сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не
человек.
Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича
Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с
которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским переводчиком. Он
перевел с английского «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома
Сойера», «Рикки – Тики – Тави».
- Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:
СЛАЙД
31
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день — мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети.
СЛАЙД
32- Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий
Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный,
веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».