Напоминание

Социально-психологический подход к работе со стрессом у школьников


Автор: Шитикова Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ПМО СО "СОШ № 20"
Населённый пункт: Полевской,Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологический подход к работе со стрессом у школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шитикова Ольга Николаевна, педагог-психолог МБОУ ПГО «СОШ №20»

город Полевской, Свердловской области

Социально-психологический подход к работе со стрессом у школьников

Стресс — это естественная реакция нашего организма на различные вызовы

и угрозы. Для взрослых людей это часто связано с работой, финансовыми

проблемами

или

взаимоотношениями.

Но

дети

и

подростки

тоже

сталкиваются со стрессом, который может оказывать значительное влияние

на их физическое и эмоциональное состояние.

Причины стрессовых расстройств у школьников

Академические

нагрузки:

Высокие

требования

к

успеваемости,

частые

контрольные

работы

и

экзамены

создают

постоянное

напряжение

у

учащихся.

Социальное давление: Ожидания родителей, учителей и сверстников могут

вызывать чувство неудовлетворенности собой и тревогу.

Конфликты

в

школе:

Буллинг,

недопонимание

с

учителями

или

одноклассниками часто становятся источниками стресса.

Семейные

проблемы:

Развод

родителей,

финансовые

трудности

или

болезни близких людей негативно сказываются на эмоциональном состоянии

ребенка.

Физическое здоровье: Недостаток сна, неправильное питание и отсутствие

физической активности ослабляют защитные механизмы организма против

стресса.

Медиа и технологии: Чрезмерное использование гаджетов и социальных

сетей может способствовать развитию зависимости и увеличению уровня

тревоги.

Симптомы стрессовых расстройств

Симптомы стрессовых расстройств могут проявляться как физически, так и

психологически:

Физические

симптомы

включают

головные

боли,

усталость,

мышечное

напряжение, проблемы с пищеварением.

Психологические проявления включают беспокойство, раздражительность,

снижение

концентрации

внимания,

бессонницу,

апатию

и

депрессивные

настроения.

Методы профилактики и лечения

Для

предотвращения

развития

стрессовых

расстройств

важно

уделять

внимание следующим аспектам:

Поддержка

семьи:

Создание

благоприятной

атмосферы

дома,

открытое

общение между родителями и детьми помогают снизить уровень стресса.

Здоровый

образ

жизни:

Регулярные

физические

упражнения,

сбалансированное питание и достаточный сон способствуют

укреплению

нервной системы.

Психологическая помощь: Консультации психолога или психотерапевта

могут

помочь

школьникам

справиться

с

трудностями

и

научиться

справляться со стрессом.

Учебная

поддержка:

Индивидуальные

учебные

планы,

дополнительные

занятия

и

консультации

педагогов

позволяют

уменьшить

академический

стресс.

Развитие навыков управления временем: Обучение планированию дня и

распределению

задач

помогает

избежать

перегрузок

и

повышает

эффективность учебы.

Творческая

деятельность:

Участие

в

художественных

кружках,

музыкальных занятиях или спортивных секциях способствует релаксации и

снижению уровня тревожности.

Использование технологий разумно: Ограничение времени, проводимого

за гаджетами, и контроль над содержанием потребляемой информации также

важны для профилактики стресса

Социально-психологический подход

к

работе

со

стрессом

у

школьников

включает в себя комплекс мероприятий, направленных на профилактику

стресса,

повышение

устойчивости

к

нему

и

коррекцию

уже

возникших

негативных последствий. Вот основные направления работы:

1. Профилактика стресса

Информационная поддержка: проведение лекций, семинаров и тренингов для

учащихся

и

родителей

о

природе

стресса,

его

признаках

и

способах

управления.

Создание благоприятной среды: улучшение условий обучения (организация

комфортного пространства,

соблюдение режима

дня),

снижение учебной

нагрузки там, где это возможно.

Формирование позитивного отношения к учебе: развитие интереса к знаниям

через

игровые

формы

обучения,

проектную

деятельность

и

другие

интерактивные методы.

2. Повышение устойчивости к стрессу

Развитие

эмоционального

интеллекта:

обучение

детей

распознаванию

и

управлению своими эмоциями, пониманию эмоций окружающих.

Тренинги

по

навыкам

саморегуляции: техники

релаксации,

дыхательные

упражнения, медитация, йога.

Физическая активность: регулярные занятия спортом, прогулки на свежем

воздухе.

Творческая

самореализация:

участие

в

кружках,

секциях,

творческих

конкурсах.

3. Коррекция негативных последствий стресса

Индивидуальная

работа

с

психологом:

консультации,

психотерапия,

групповые занятия.

Поддержка

сверстников

и

педагогов:

создание

атмосферы

доверия

и

взаимопомощи в классе, организация школьных клубов поддержки.

Семейная терапия: вовлечение родителей в процесс коррекции стресса у

ребенка, консультирование семей.

4. Мониторинг состояния учащихся

Регулярное

наблюдение

за

состоянием

здоровья

и

успеваемостью:

своевременное

выявление

признаков

стресса

и

принятие

мер

по

их

устранению.

Анкетирование

и

тестирование:

использование

различных

методик

для

оценки уровня стресса и его влияния на учебную деятельность.

5. Работа с педагогическим составом

Обучение

учителей

методам

профилактики

стресса:

курсы

повышения

квалификации, тренинги по управлению классом, конфликтологии.

Внедрение

гибких

подходов

к

оценке

знаний:

акцент

на

развитии

критического

мышления

и

самостоятельности,

а

не

на

формальных

показателях.

Примерный план действий:

Проведение анкетирования среди учащихся для выявления уровня стресса.

Организация цикла лекций и тренингов по управлению стрессом.

Введение

регулярных

занятий

физической

активностью

и

творческих

мастерских.

Индивидуальные

консультации

с

психологом

для

тех,

кто

испытывает

повышенный уровень стресса.

Работа с родителями: информирование о важности поддержания здорового

образа жизни и создания поддерживающей домашней обстановки.

Такой комплексный подход позволяет не только снизить уровень стресса у

школьников,

но

и

способствует

формированию

устойчивых

навыков

адаптации к различным жизненным ситуациям.

Мы

должны помнить,

что

забота

о

психическом

здоровье наших

детей

начинается

с

нас

самих.

Давайте

создадим

условия,

в

которых

наши

школьники смогут чувствовать себя уверенно и защищенно, ведь от этого

зависит их будущее благополучие.



В раздел образования