Автор: Котылева Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Княгининская средняя школа №1"
Населённый пункт: г. Княгинино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Публицистический стиль речи. 7 класс
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по русскому языку.
Номинация
«Лучший урок русского языка».
Тема «Публицистический стиль речи»
( 7 класс)
Урок составлен
Котылевой Еленой
Александровной, учителем
русского языка и
литературы
МБОУ «Княгининская средняя
школа №1»
2019 г.
Цель урока:
Практическое овладение навыками публицистического стиля.
Задачи:
1.
Уметь
определять
и
обосновывать
принадлежность
текста
к
публицистическому стилю.
2. Привить любовь к родному слову,
воспитывать у учащихся чувство
патриотизма, гордости за тех, кто отстоял победу в годы Великой
Отечественной войны.
3. Развитие речи, логического мышления, творческих способностей.
Тип урока: урок применения и закрепления знаний, умений, навыков.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Необходимое
пояснение:
данный
урок
является
вторым
в
теме
«Публицистический стиль речи».
Оборудование:
Таблица «Стили речи», презентация, распечатанная статья газеты 1942 г.,
учебник «Русский язык» 7 кл., автор М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
- знать особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства
публицистического стиля; виды публичных общественно-политических
выступлений и их структуру;
- уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять
признаки
публицистического
стиля
в
указанных
текстах;
доказывать
принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять
устное выступление-обращение в публицистическом стиле.
Метапредметные:
- способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать
адекватные языковые средства для успешного
решения
коммуникативных задач.
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- стремление к речевому самосовершенствованию
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число.
Сегодня мы второй урок работаем по теме: «Публицистический стиль
речи».
Цель и задачи сегодняшнего урока: научиться определять тексты
публицистического
стиля,
находить
языковые
особенности,
самим
попробовать создавать тексты публицистического стиля.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель:
- Давайте вспомним, что значит слово публицистический?
(Общественный, государственный)
- Какова цель публицистического стиля? (Ответы учащихся)
- Какова сфера употребления ПС? (Выступления на митингах, собраниях,
статьи в газетах, журналах, на ТВ, репортажи).
- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля.
Слайд №2. (Учащиеся проверяют себя).
-Каждый из вас дома работал с текстом Слайд № 3
(статья из газеты «Правда», написанная 16 августа 1942 года) и выполнял
задания:
1.Определить тему и идею текста (Тема – тыловой труд. Идея – тыловой
труд наряду с сражениями очень важен для победы над врагом.)
2.Найти
основные
черты,
характерные
для
публицистического
стиля
(актуальность, доступность, в тексте четко выражено авторское отношение к
проблеме).
3. Отметить языковые
особенности
данного текста
(Торжественная
лексика: величие души, самопожертвование, нравственная высота; слова в
переносном значении: тыл живет, борется; кровь льется; предложения с
однородными членами).
4. Выступить в роли корреспондентов: расспросить бабушек, прабабушек о
их тяжелом детстве в годы Великой Отечественной войны.
Ответы детей:
Николаева Настя
Моей прабабушке, Емельяновой
Зое Васильевне, было 20 лет, когда
началась Великая Отечественная война. Всю войну Зоя Ивановна работала
шофером на грузовой машине. Её машина была одна на весь Княгининский
район, остальные отправили на фронт. Было очень тяжело, машина ломалась
часто, а в строй нужно было вернуть быстро. Бабушка верила в победу, и
эта вера давала ей недюжинные силы.
Андреева Яна
Моей соседке, Наумовой Нине Ивановне, было семнадцать лет, когда
началась война. Она работала на торфоразработках. Очень тяжело было
зимой. Она всегда вспоминала: «Нагрузим вагоны торфом - их везут г.
Дзержинск на завод, где делали снаряды для орудий. А мы ехали на верху
вагонов 8 километров. Голодные, холодные, ноги примерзали к бахилам.
Было очень тяжело, но мы знали, что помогаем фронту».
Ковякина Александра
Завиваева Анна Андреевна – моя прабабушка. В десять лет со своей мамой и
бабушкой она работала на поле, потом - на ферме, к концу войны - в 14 лет
вместе с подругами работала дояркой наравне со взрослыми. Это было
тяжелое время, но она получила «закалку» на всю оставшуюся жизнь.
Учитель:
Ребята, к какому стилю принадлежат
тексты, составленные
девочками? (ответ – публицистический, т.к. в них четко видна позиция
автора).
Учитель: Дома вы проделали очень работу. Большинство из вас справились
с заданиями. Наибольшую трудность вызвало третье задание – выявление
языковых особенностей публицистического стиля, но мы сегодня вернемся к
этому заданию еще не один раз. Особая благодарность девочкам. У своих
родственников, знакомых они добыли очень важную информацию о
тружениках тыла, о вкладе детей в победу над фашизмом.
III. Закрепление знаний и умений на практике.
Задание №1.
Учитель: Как вы думаете, ребята, можно ли определить стиль текста по его
заголовку? Почему? (Ответ: Заголовок текста часто отражает его основную
мысль).
Учитель: Давайте и мы попробуем определить, какие из предложенных на
слайде заглавий относятся к статьям, написанным в публицистическом стиле.
Слайд № 4.
1) Ковыльная степь.
2) Адская кухня
3) История государства Российского.
4) Тонкий намек.
5) Рептилии Красной книги СССР.
6) Романтизм в Германии.
7) Правильно ли мы говорим?
8) Правила проведения конкурса.
9) От старта до финиша.
10) Характеристика ученика.
(Верные ответы № 2,4,7,9.)
Задание №2
- Определите стиль текстов, которые предложены на
слайде, назовите языковые средства, характерные для каждого стиля.
1.Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с
пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из
нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы
словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
(Стиль текста художественный, т.к. автор рисует словесную картину, в тесте
много прилагательных – эпитетов, есть такие средства выразительности, как
олицетворения. Текст эмоционально насыщенный).
2.У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб
суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. И если сейчас, в
год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её
ветеранах или о тружениках тыла, то не менее важно вспомнить и о том, как
в те годы обстояло дело с хлебом. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли
лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки,
хорошего, настоящего хлеба почти не видели...
(Публицистический стиль, т.к. встречаются слова, обозначающие явления
общественной жизни, описательные обороты, четко выражена авторская
позиция).
3. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, что
необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые – медики
считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300 – 500 грамм
хлеба, при тяжелой работе все 700. Детям, подросткам нужно 150 – 400
грамм хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
(Научный стиль, т.к. в тексте используется терминология, точность фраз,
отсутствует эмоциональность и есть логика изложении мысли).
Задание №3.
Учитель:
На прошлом уроке мы говорили о том, что в текстах
художественного
и
публицистического
стилей
часто
встречаются
риторические вопросы. Вспомним, что это такое? (Ответ – это вопрос,
который не требует ответа).
Слайд №5.
1.
Определите стиль текста, найдите риторический вопрос.
Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной –
волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается:
родную страну, родной дом, родную мать, родной язык (Л.В.Щерба).
(Первое предложение с риторическим вопросом – в нем и вопрос, и
утверждение содержатся одновременно)
Слайд №6.
2.
Работа в парах. Замените повествовательные предложения
риторическим вопросом.
1.
Мы не можем не гордиться теми, кто очистил нашу Родину от
фашистских захватчиков.
2.
Мы победили потому, что не могли не победить в справедливой войне
за счастье и мир на земле.
Слайд №7.
IV. Домашнее задание.
Дифференцированное задание.
Для сильных учеников – закончите текст, развернув смысл последнего
предложения. ( Текст на слайде)
Для слабых учеников: возьмите газетную статью, найдите признаки
публицистического стиля.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
- Назовите характерные для публицистического стиля языковые средства.
- Скажите, где используется публицистический стиль?
Выставление оценок за урок.
Заключительное слово учителя: Ребята, как вы уже поняли, большинство
текстов, использованных на этом уроке, посвящено Великой Отечественной
войне.
Эта война была всенародной, и победа над врагом тоже была
всенародной. Память нужна не только тем, кто прошел дорогами войны.
Она нужна прежде всего нам, потому что без памяти человек ничто. Время
неумолимо, и мы, пожалуй, последнее поколение, кто имеет возможность
узнать о войне не только из книг, документов, фильмов, но и увидеть войну
глазами участников. Я желаю вам всем здоровья и чистого мирного неба над
головой!
Приложения.
Приложение №1
Жанры
Задачи речи
Сфера
применения
Общие
стилевые
черты
Языковые
средства,
характерные
для
данного
стиля
Газетная
и
журнальная
статья
Репортаж
Ораторская
речь
Выступление
Рекламный
текст
Воздействие
на читателей и
слушателей,
побуждение к
чему-либо
В устной речи –
выступления.
В
письменной
речи – в газетах
и журналах.
Актуальность
Эмоциональность
Доступность
Чётко
выраженная
авторская оценка
(отношение
к
проблеме)
Использование
восклицательных,
побудительных
предложений,
риторических
вопросов,
обращений
к
собеседнику,
повторов.
Совмещение
книжных
и
разговорных
слов.
Использование
антонимов,
фразеологизмов и
описательных
оборотов.
Приложение №2
Весь наш тыл живет, равняясь по нравственной высоте Красной армии:
борется за металл, за уголь, за хлеб, за хлопок. За картошку, за
производство оружия и военных машин с таким же упорством,
самопожертвованием, с отдачей всего себя, как это делает Красная
Армия. Тыловой труд – будничный, незаметный. В нем не кровь льется,
но пот, в нем не наносят жгучих или смертельных ран, но не меньше
нужно величие души, чтобы день за днем, ночь за ночью, преодолевая
усталость, отдавая все силы, вооружатьи снабжать Красную Армию,
верить в нее священной, всенародной верой, что победит и отомсти она
разорителям Родины нашей.
Приложение №3
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с
пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из
нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы
словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб
суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. И если сейчас, в
год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её
ветеранах или о тружениках тыла, то не менее важно вспомнить и о том, как
в те годы обстояло дело с хлебом. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли
лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки,
хорошего, настоящего хлеба почти не видели...
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, что
необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые – медики
считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300 – 500 грамм
хлеба, при тяжелой работе все 700. Детям, подросткам нужно 150 – 400
грамм хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Приложение №4.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она
разорила сотни городов и деревень. Она уничтожила миллионы людей.
Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но…