Напоминание

Инновационные технологии в работе логопеда.


Автор: Долежал Евгения Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: учитель-логопед
Населённый пункт: Рязанская область, г. Скопин
Наименование материала: Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду: учимся - играя.
Тема: Инновационные технологии в работе логопеда.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду:

учимся - играя.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала

автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские

способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных

материалов и домашних предметов.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической

речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений

можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые и деревянные

бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но

и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как

орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция

руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они

развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют

представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений

собственных движений, стимулируют речевую активность детей.

Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные

прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка.

Особенно они

полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками

хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом

хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая

рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук,

мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов

ребенка, становлению его речи.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько

задач:

- развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений

(восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных

отношений);

- развитие чувства ритма;

1

- развитие конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с

прищепками

сопровождаются

веселыми

стихотворными

текстами,

шутками,

разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой

красочной

наглядностью.

Задания

усложняются

постепенно,

и,

конечно

же,

учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком

тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о

их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку,

предлагаем выполнить эти операции самостоятельно.

В дальнейшем можно

проводить

следующие

игры,

повторяя

и

усложняя

цели,

включать

разное

оборудование,

усложняя

выполнение

упражнений

по

показу

и

словесным

инструкциям.

1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Украсим коробочку».

Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.

Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления;

коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой .

Варианты заданий к игре «Коробочка»: «Надень на каждую сторону коробки по 3

( 4,5,..) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..)

прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по

порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Линеечки».

Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек

(треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа

линейку в левой руке.

Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой;

использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать

линейки разной толщины, формы, размера.

Варианты игр с линейками: «Колючий треугольник». Держа треугольную

линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны

треугольника прищепки одного размера.

Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на

третью — желтые прищепки.

2

«Продолжи ряд».

По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей

последовательности: красная - белая - синяя или большая- средняя- маленькая.

Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на

прищепках.

2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни».

На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются

от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка,

флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках

по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает

прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с

изображением геометрических, абстрактных фигур.

3

«Чего не стало?».

На край листа картона надеваются 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными

картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы

на прищепках. Ему предлагают закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш

называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают

другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно

использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

«Что изменилось?».

Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением

разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить

предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш

восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку

или убрать 2, или не менять ничего.

3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в

словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд».

Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10

прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм)

называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции:

-дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. );

-дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам».

Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с

изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему

по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от…; надень

эту прищепку справа от…; надень эту прищепку между … и т.д.

4. Игры на формирование чувства ритма в работе над слоговой структурой

слова.

«Волшебный ряд».

Прикреплять прищепки к картонной полоске, краю коробки на равном удалении

друг от друга, группируя и складывая в различные ритмичные рисунки: по две-три

рядом, а затем- с промежутком и т.д.

4

5. Игры на формирование и развитие слогового анализа и синтеза слов.

"Определи звук в слове".

Логопед называет слова, дети прикрепляют на наборную полоску столько

прищепок (красного цвета), сколько слогов в слове. Каждая прищепка обозначает

гласный звук.

Усложнение - каждый ребенок получает свою картинку, самостоятельно

обозначает количество слогов в её названии, и определяет, какие в этом слове гласные

звуки.

Вариант игр - перед ребенком 3-4 предметные картинки с различным слоговым

составом. Логопед загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько

прищепок, сколько слогов в слове. Задача детей - отгадать картинку. Роль логопеда по

очереди выполняет каждый ребёнок.

Вариант - логопед выступает в роли продавца, "продавая" детям игрушки.

Прищепки будут деньгами. Покупатель, выходя к доске, прикрепляет на наборную

полоску столько прищепок, сколько слогов в названии той игрушки, которую он хочет

5

"купить" ( например, машина "стоит" три прищепки). Если ребенок верно "заплатил",

то он получает игрушку.

6. Игры на формирование и развитие навыка фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза.

Логопед называет звуки, ребенок прикрепляет на наборную полоску прищепки

красного цвета, если звук гласный, синего - если звук согласный твердый и зеленого

цвета, если согласный звук мягкий.

Вариант этого упражнения - составить полностью схему слова, используя

цветные прищепки.

"Ищейка".

Логопед объясняет детям, что на наборной полоске, как и в слове, есть начало,

середина, конец. Прищепка будет играть роль собаки-ищейки. Она будет искать, где в

слове спрятался звук. В зависимости от того, где в словах находится заданный

логопедом звук, дети прикрепляют прищепку ( в начало полоски, середину или конец).

Усложнение задания - взять прищепку нужного цвета (синюю, красную, зелёную).

"Подбери картинку к схеме".

Ребенку предлагается подобрать картинку к заданной схеме

6

"Смотри не ошибись!"

Назвать картинки, где слышится звук [ш] , и определить, где он находится ( в

начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

"Предложение"

Прочитать предложение и разделить его на слова.

Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно

слово).

7. Автоматизация и дифференциация звуков.

"Сороки".

Прищепки

превращаются

в

сорок,

которым

нравится

хватать

слова

с

определенными звуками ( например, если автоматизируется звук с, то слова со звуком

с. Ребенок прикрепляет прищепки к картинкам, в названии которых есть нужный

звук."Сороки" отдают картинку логопеду, при этом четко произнося её название.

7

Вариант игры - при работе над дифференциацией звуков, например с-з, логопед

предлагает прикрепить прищепки, допустим, желтого цвета, к картинкам, в названии

которых есть звук с, а прищепки коричневого цвета - к картинкам, в названии которых

есть звук з. При этом названия картинок произносятся четко. Картинки потом можно

убрать и по прищепкам вспомнить, сколько и каких слов было на один звук и на

другой.

Вариант -

при автоматизации звука прищепки могут превратиться в различных

"героев"- участников "разговора":

-Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

(проговаривая слова, ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)

- Жу,жу,жу,жу,

Я на дереве сижу.

( ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

( ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)

-Жу,жу,жу,жу,

Я летаю и жужжу.

(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)

"Рыбалка".

В таз положить прищепки с картинками на автоматизируемый звук и ловить их

магнитом. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Ребенок должен «поймать»

картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш].

«Пчела».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

8

"Загадки"

Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем

дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен

прицепить правильный ответ. Произнести слово.

8. Развитие и обогащение словарного запаса.

"Гусеница"

На столе разложены прищепки, ребенок называет слово, относящееся к теме

занятия, например к теме "Овощи"- помидор, берет одну прищепку, второй ребенок

называет свое слово и прикрепляет свою прищепку к первой. Таким образом дети

собирают цепочку слов-прищепок.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам. «Кто чем

питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и

т.д.

«Птицы».

Отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц,

которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих –

зелеными.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей,

обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита

ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами

рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой

неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не

замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и

в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально

на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при

письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

9

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать

тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и

пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют

речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем

сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

1.

Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений в играх с мячом: Практическое

пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

2.

Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим

недоразвитием речи к обучению письму посредством развития

пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2009. – 212с.

3.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.:

Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

4.

Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного

возраста / Половникова О.А.. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.

5.

Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.

6.

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и

говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

10



В раздел образования