Автор: Андреева Елена Геннадьевна
Должность: Учитель-дефектолог(тифлопедагог)
Учебное заведение: ГКОУ "Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности и организация деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) в образовательной организации»
Раздел: полное образование
«Особенности и организация деятельности учителя-
дефектолога (тифлопедагога) в образовательной организации»
Андреева Елена Геннадьевна
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых,
слабовидящих детей»
2024
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Основная часть........................................................................................................7
1.Направления работы тифлопедагога..................................................................7
1.1 Тифлопедагогическое обследование...............................................................7
1.2 Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.......................9
1.3 Участие тифлопедагога в методической работе...........................................10
1.4. Работа с родителями......................................................................................11
2. Система специальных коррекционных занятий тифлопедагога с детьми,
имеющими нарушение зрения.............................................................................12
2.1 Развитие зрительного восприятия.................................................................12
2.2. Развитие осязания и мелкой моторики.........................................................13
2.3 Ориентировка в пространстве........................................................................14
2.4 Социально-бытовая ориентировка................................................................14
3. Взаимосвязь специальных коррекционных занятий тифлопедагога с
учебно-воспитательным процессом....................................................................15
4. Оснащение и оборудование кабинета тифлопедагога...................................16
5. Перечень необходимой документации тифлопедагога.................................17
6. Качества, необходимые тифлопедагогу..........................................................17
Заключение............................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20
2
Введение
Глаз – орган зрения человеческого организма, основная функция
которого - познавательная: 90% информации об окружающем мире человек
получает через зрительный анализатор, что в 30 раз больше, чем через
слуховой анализатор. Из многообразных признаков предметов и явлений
окружающего мира с помощью зрения отражаются такие качества и
параметры как: цвет, форма, величина, удаление, направление, телесность,
покой и движение.
Большую роль играет зрение и в эмоциональном и эстетическом
развитии человека. Именно зрительные ощущения, связанные с цветным
зрением, вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания при
восприятии красоты природы, произведений искусства и пр. Участие зрения
необходимо практически во всех видах человеческой деятельности.
Усвоение навыков предметно-практической, учебной, трудовой, бытовой
деятельности,
пространственной
ориентировки
осуществляется
под
зрительным контролем. Велика роль зрения и в общении как особом виде
человеческой деятельности, в том числе и в речевом общении. На основе
зрения
возникает
понимание
первых
слов,
усвоение
артикуляции,
формируется
образ партнера по общению. На основе визуального
восприятия мимики, пантомимики возникает обратная связь, необходимая
для дальнейшего взаимопонимания человека человеком, оформляются
эмоциональные переживания в виде адекватных эмоциональных реакций.
Для подготовки к интеграции в современное общество ребенок с
зрительной
патологией
нуждается
в
коррекционной
психолого-
педагогической
помощи.
Важность
специально
организованной
коррекционной работы обусловлена необходимостью формирования
у
детей
данной
категории
навыков
социально-адаптивного
поведения,
позволяющего им безболезненно интегрироваться в общество.
Система коррекционно-образовательных учреждений в России для
слепых и слабовидящих
(3-4 вид) включает дошкольные учреждения,
3
школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения. Эти
учреждения финансируются государством. Отбор детей в специальные
коррекционно-образовательные учреждения производит психолого-медико-
педагогическая комиссия (ПМПК).
Дошкольные учреждения: специальные детские сады (в том числе,
круглосуточные), специальные детские сады при школах-интернатах, группы
для
детей
с
нарушениями
зрения
при
массовых
детских
садах,
специализированные детские дома. Дошкольные учреждения, наряду с
воспитанием, осуществляют лечебно-восстановительный процесс, развитие
зрительных функций, познавательной, двигательной сферы и личности
ребенка в целом.
Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и
слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в
больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для
детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также
получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.
Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет
обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей.
Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой
и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения.
Принимаются
меры
для
соблюдения
гигиенических
требований
для
зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена
работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии.
Коррекцию
нарушений
зрительного
восприятия
и
вторичных
отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить
только
на
общеобразовательных
занятиях.
Дети
данной
категории,
большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом
развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога
.
Дефектолог
(Тифлопедагог) -
педагог
со
специальным
высшим
образованием, осуществляющий обучение, воспитание детей c нарушением
4
зрения с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации
нарушенных функций.
Тифлопедагогика-
это
отрасль
дефектологии,
разрабатывающая
проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения (частично и
слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).
Важная задача тифлопедагогики – рациональное использование и
развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его
охраны,
предупреждение
и
преодоление
вторичных
отклонений
в
психическом и физическом развитии. Коррекция развития осуществляется
как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на
специальных
коррекционных
групповых
и
индивидуальных
занятиях.
Методы обучения, применяемые в тифлопедагогике, позволяют учащимся
получать образование в объеме средней школы при некотором увеличении
срока обучения. В школах для слепых эффективность обучения достигается
применением современных средств рельефного письма, разнообразных
наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также благодаря
оптимальному
использованию
имеющегося
у
большинства
учеников
остаточного
зрения.
В
школах
слабовидящих
для
обучения
общеобразовательным предметам предусмотрены: напечатанные крупным
шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены
основные признаки изображенных объектов; тетради со специальной
разлиновкой; наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением
главного; оптические и технические средства. Большая роль в повышении
качества
обучения
в
школах
слепых
принадлежит
тифлографике
и
тифлотехнике. Все методы учебной работы предусматривают охрану
остаточного и слабого зрения учащихся.
Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается
государственным нормативным документом, который определяет назначение
тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а
5
также характеристику основных знаний, умений и навыков по данной
специальности.
Тифлопедагог
образовательного
учреждения
является
ведущим
специалистом,
координирующим
и
направляющим
коррекционно-
педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе,
специальные
коррекционные
занятия
тифлопедагога
играют
роль
пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности.
Тифлопедагог
решает
также
задачу
снятия
психоэмоционального
напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей
аппаратного решения. Теоретическим обоснованием
создания системы
специальной коррекционной работы в детских садах и школах для детей с
нарушением зрения являются учения о первичном дефекте, о коррекции и
компенсации
(в
результате
целенаправленного
коррекционного
воздействия) имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии,
положения о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития
детей данной категории.
Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. Оформление
документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят. При
организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется
имеющимися коррекционными программами, методическими разработками
и рекомендациями (разработанными или адаптированными).
6
Основная часть
1.Направления работы тифлопедагога.
-
Тифлопедагогическое обследование.
-
Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
-
Участие в методической работе.
-
Работа с родителями детей.
Рассмотрим каждое из названных направлений.
1.1 Тифлопедагогическое обследование.
Чтобы коррекционное обучение было эффективным, тифлопедагог
должен иметь полное представление об особенностях развития каждого
учащегося, о его возможностях участвовать в процессе обучения в школе.
Такие
представления
тифлопедагог
получает
в
результате
тифлопедагогического
обследования
учащихся.
Тифлопедагогическое
обследование каждого поступившего в первый класс ребенка проводится в
начале, середине и конце учебного года. Предварительно тифлопедагог
изучает
всю
медицинскую
документацию
каждого
ребенка
(общую
медицинскую карту, офтальмологическую карту, заключение
ПМПК,
психолого-педагогическую
и
тифлопедагогическую
характеристики
ребенка, составленные учителями-дефектологами детского сада, который он
посещал,
выписки
из
стационарных
медицинских
учреждений,
где
проводилось
лечение
зрения
или
обследование
ребенка).
Изучение
документации, позволяет тифлопедагогу получить необходимые сведения
об их соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, о диагнозе и
степени
тяжести
зрительной
патологии.
Обследование
тифлопедагог
проводит по схемам и методикам, разработанным для изучения школьников
с зрительной патологией ( «Тифлопедагогическое обследование» - в кн.:
Психолого-медико-педагогическая
консультация
/
Методические
рекомендации, Санкт-Петербург, 1999. – С. 76-82).
7
Важнейшее значение правильное тифлопедагогическое обследование
имеет для обеспечения индивидуального дифференцированного подхода к
детям с различной степенью тяжести зрительного заболевания (слепые,
слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией), с учетом имеющиеся у
них сопутствующие заболевания и вторичные отклонения в развитии.
Важнейшее
требование,
предъявляемое
к
диагностике
ребенка
с
нарушением
зрения
–
она
должна
быть
комплексной.
Необходимо
привлечение данных о ребенке, полученных всеми специалистами (врач-
педиатр, невропатолог, офтальмолог, тифлопедагог, логопед, психолог,
учитель, воспитатель). Особенно важно это в случаях с детьми, имеющими
сложную структуру дефекта, когда необходимо выбрать тот или иной
вариант коррекционного обучения.
Для
диагностического
обследования,
тифлопедагог
подбирает
соответствующий материал: натуральные предметы, игрушки, предметные и
сюжетные изображения. Этот материал должен отвечать определенным
требованиям, предъявляемым к пособиям для работы с детьми, имеющими
патологию зрения. Проводится тифлопедагогическое обследование детей,
как правило, индивидуально. В ряде случаев (например, когда нужно
выявить особенности взаимодействия детей, умения общаться, особенности
поведения в коллективе, умение общаться и участвовать в коллективных
играх и т.д.) тифлопедагогическое обследование проводится с подгруппами
или со всей группой детей. Тифлопедагогическое обследование проводится
в помещении, в котором ребенок
чувствует себя комфортно. Следует
учитывать, что в момент обследования в данном помещении не должно быть
ничего, что могло бы отвлечь внимание ребенка. Диагностику младших
школьников,
имеющих
тяжелую
зрительную
патологию,
сопровождающуюся значительным снижением остроты зрения, лучше
проводить в первую половину дня. Детей, имеющих остроту зрения 0,4 и
выше, можно обследовать в любое удобное время. При проведении
обследования необходимо учитывать, что дети с нарушением зрения
8
характеризуются, как правило, последовательным способом зрительного
восприятия. В связи с этим они нуждаются в значительно большем времени
(примерно вдвое) для рассматривания предъявляемого им диагностического
материала.
Следует также учитывать,
что младшие школьники
с
нарушением зрения замедленно (по сравнению с нормально видящими
детьми) выполняют предметно-практические задания. Это связано, в первую
очередь,
с
трудностями
микрокоординации
движений,
с
несогласованностью движений глаза и руки, с трудностями осмысления
заданий. На основании результатов тифлопедагогического обследования
определяется
содержание
коррекционного
обучения,
выбираются
программы.
1.2 Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
Тифлопедагог проводит разные типы коррекционных занятий:
формирование
предметных
представлений
и
способов
обследования предметов;
формирование сенсорных эталонов;
формирование
умений
и
навыков
пространственной
ориентировки;
развитие восприятия глубины пространства;
развитие восприятия сюжетных изображений;
развитие зрительно-моторной координации.
Коррекционные занятия - это самая важная часть работы педагога.
Цель
этой
деятельности
-
научить
детей
учиться,
самостоятельно
ориентироваться в пространстве, играть, выполнять посильную работу. Для
этого
тифлопедагог
учит
получать
информацию
об
окружающем
пространстве посредством слуха, обоняния и осязания. Слабовидящие дети
обучаются пользоваться своим ослабленными зрением. Затем, ребята
практикуются в умении использовать получаемую ими информацию в
повседневной жизни и учебе.
9
Схема проведения специальных коррекционных занятий
тифлопедагога:
1)закрепление материала предыдущих занятий;
2)преподнесение нового материала;
3)физкультминутка и зрительная гимнастика;
4) закрепление нового материала;
5) заключительная часть.
Длительность каждого индивидуального занятия – 25 минут - в 1-ом и
во 2-м классах, 30 минут - в 3-ем классе и 35 минут – в 4-ом классе.
1.3 Участие тифлопедагога в методической работе.
1. Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков и занятий
с детьми воспитателей. Общеобразовательные уроки тифлопедагог посещает
с целью изучения того, как учащиеся усваивают программный материал,
какие трудности испытывают при этом. Во время занятий с детьми
воспитателей во внеурочное время тифлопедагог наблюдает, насколько
хорошо дети овладели специальными знаниями, умениями и навыками,
сформированными у них на специальных коррекционных занятиях, умеют ли
их использовать в самостоятельной деятельности.
2.
Выступления
тифлопедагога
на
педагогических
советах.
Тифлопедагог делает сообщения, в которых раскрывает особенности
развития, воспитания и обучения младших школьников с зрительной
патологией,
знакомит
учителей
и
воспитателей
с
результатами
тифлопедагогического обследования учащихся, показывает динамику их
развития и т.п.
3.Индивидуальное консультирование учителей и воспитателей. На этих
консультациях рассматриваются трудные случаи воспитания и обучения
учащихся младших классов, определяются конкретные пути оказания детям
коррекционной помощи.
10
4.Проведение
семинарских
занятий.
Эти
занятия
проходят,
как
правило, в форме вопросов и ответов. Обмена мнениями по обозначенной
проблеме, обсуждения опыта работы с учащимися.
5.Открытые занятия тифлопедагога
с детьми
для
учителей и
воспитателей. Проводятся с целью ознакомления учителей и воспитателей с
конкретными приемами коррекционного воздействия на детей. Тифлопедагог
показывает методику работы по восполнению пробелов в развитии учащихся,
формированию у них компенсаторных способов познания окружающего,
способов выполнения различных видов деятельности на ограниченной
сенсорной основе, демонстрирует приемы оказания детям помощи.
6.Пропаганда тифлопедагогических знаний. Тифлопедагог знакомит
учителей и воспитателей с новыми исследованиями в области развития,
обучения и воспитания учащихся с патологией зрения, с коррекционными
программами, методическими разработками и рекомендациями. С этой
целью тифлопедагог организует выставки литературы с аннотациями и
рекомендациями к использованию; составляет для учителей и воспитателей
списки специальной литературы по темам; выставки специальных пособий и
дидактического материала, которые также снабжаются аннотациями и
рекомендациями по их использованию.
1.4. Работа с родителями.
Общение тифлопедагога с родителями является необходимой частью
его работы и одним из условий успешности взаимодействия тифлопедагога с
детьми. Эта работа включает в себя несколько направлений. Одним из них
является выступление на общих собраниях родителей, где тифлопедагог
знакомит родителей с общими проблемами в воспитании и обучении детей,
имеющих нарушение зрения.
Вопросы,
касающиеся
особенностей
развития,
коррекционного
воспитания и обучения конкретных детей, обсуждаются тифлопедагог с
11
родителями на индивидуальных консультациях. По желанию родителей
тифлопедагог показывает им занятия с их детьми (подгрупповые и
индивидуальные). Целью этих занятий является обучение родителей
приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему необходимой помощи в
трудных видах деятельности.
2. Система специальных коррекционных занятий тифлопедагога с
детьми, имеющими нарушение зрения.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях и
школах для детей с нарушением зрения целенаправленно осуществляется
система коррекции
недостатков развития у детей на специальных
коррекционных занятиях следующих видов.
1.
Развитие зрительного восприятия.
2.
Развитие осязания и мелкой моторики.
3.
Ориентировка в пространстве.
4.
Социально-бытовая ориентировка.
5.
Коррекция нарушений речи.
6.
Ритмика.
7.
Лечебная физкультура.
В ведении тифлопедагога специальные коррекционные занятия 1,2,3 и
4 видов.
2.1 Развитие зрительного восприятия.
Обоснованием
для
разработки
системы
развития
зрительного
восприятия
у
детей
с
патологией
зрения
послужили
исследования
А.И.Каплан (1965 – 1980). В них подчеркивается неправомерность полного
выключения зрительной системы из учебной и повседневной жизни слепых
детей, так как это может повлечь ухудшение зрения, привести к угасанию
«глубоко нарушенного зрительного восприятия» (А.И.Каплан, 1979).
В более поздних исследованиях других авторов (Л.П.Григорьева,
12
С.И.Кондратьев, С.В.Сташевский, 1983, 1988, 1990) подтвердилось, что
отсутствие специальных коррекционных занятий по развитию зрительного
восприятия детей с глубокой зрительной патологией снижает остроту
зрения,
ограничивает
возможности
детей
использовать
зрение
в
повседневной жизни.
Коррекцию нарушений зрительных функций и развитие зрительного
восприятия
тифлологи
обозначили
как
важнейшее
направление
реабилитации
детей,
имеющих
глубокую
зрительную
патологию
( Л.П.Григорьева, С.В.Сташевский, 1990; Л.И.Солнцева, 1986).
На занятиях по развитию зрительного восприятия:
У детей формируется представление о цвете, форме, величине
предметов окружающего мира;
Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на
уровне называния, узнавания, оперирования;
Развивается
умение
анализировать
цветное
изображение,
соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным
предметом;
Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные
изображения;
Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.
Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на
развитие умения определять и различать форму, цвет, и пространственное
положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
2.2. Развитие осязания и мелкой моторики
Расширение
знаний
об
окружающем
мире
с
помощью
осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной,
игровой, учебной, бытовой деятельности;
13
Развитие
подвижности,
гибкости,
силы,
точности,
координированности движений пальцев рук;
Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам,
трафарету,
шаблону,
штриховка,
дорисовывание
узора,
предмета,
копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с
разрезными
картинками,
кубиками,
геометрическими
фигурами,
шнуровками).
2.3 Ориентировка в пространстве.
Формирование
целенаправленного
зрительного
восприятия
пространства и расположенных в нем предметов;
Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание
уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
Развитие
глубинного
зрения,
глазомера,
глазодвигательных
функций;
2.4 Социально-бытовая ориентировка.
Расширение
детских
представлений
о
предметном
мире,
упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с
использованием зрения и других анализаторов;
Формирование и расширение знаний о явлениях общественной
жизни;
Формирование представлений о самом ребенке и окружающих
людях.
В разделе социально – бытовая ориентировка упор в основном
делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным
дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой
закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого
14
используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие
реальные предметы.
3. Взаимосвязь специальных коррекционных занятий тифлопедагога с
учебно-воспитательным процессом.
В начальной школе для детей с нарушением зрения коррекционно-
педагогическая работа проводится в нескольких направлениях:
-в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин;
-в ходе воспитательной работы во внеурочное время;
-в процессе специальных коррекционных занятий.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога в начальной
школе для слепых и слабовидящих детей, не могут быть оторваны от
общеобразовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в
школе, они теснейшим образов взаимосвязаны с ними, так как призваны
решать задачи предупреждения и коррекции имеющихся у детей вторичных
отклонений в развитии, подготовки их к трудным для них видам учебной
деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога теснейшим
образом
связана
с
общеобразовательным
процессом:
тифлопедагог
оказывает
учителям
помощь
в
осуществлении
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся на уроках, в выборе наиболее
эффективных приемов обучения, в подборе наглядного и дидактического
материала, отвечающего определенным требованиям.
Тифлопедагог принимает также активное участие в организации в
начальной
школе
внеклассных
мероприятий
с
детьми,
помогает
воспитателям обеспечить коррекционную направленность воспитательного
процесса.
15
4. Оснащение и оборудование кабинета тифлопедагога.
Основные требования к оборудованию и использованию помещения,
которое отводится для занятий тифлопедагога, следующие:
- оно должно быть достаточно большим (не менее 15 кв.м);
- достаточный уровень освещенности всего помещения
-использование удобной мебели, соответствующей возрасту и росту
детей,
-комфортное для детей расположение мебели и оборудования в
кабинете;
-наличие необходимого для каждого вида коррекционных занятий
специального оборудования и технических средств;
-наличие разнообразной наглядности: натуральные предметы, муляжи,
макеты, планы помещений, предметные и сюжетные изображения ( в
плоскопечатном
и
рельефно-точечном
исполнении)
и т. д.,
отвечающей требованиям, предъявляемым к материалам для работы с
детьми с зрительной патологией.
Правильно оборудованный и оснащенный кабинет тифлопедагога
позволяет сделать коррекционные занятия не только эффективными в плане
решения поставленных задач, но и интересными для детей.
Необходимы
и
различные
технические
средства
обучения:
магнитофон,
кино
и
видеоаппаратура,
компьютер.
Для
проведения
подгрупповых и индивидуальных занятий тифлопедагогу необходимы
большой и маленькие фланелеграфы,
магнитные и грифельные доски,
демонстрационный столик.
Следует отметить, что значительная часть занятий тифлопедагога по
социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве проходит
не в кабинете, а в различных помещениях школы. С этой целью проводится
ряд экскурсий (в кабинет врача, на кухню). Занятия по обучению
ориентировке в макропространстве тифлопедагог проводит в различных
помещениях школы.
16
5. Перечень необходимой документации тифлопедагога
1.
Годовой
план
работы,
утвержденный
руководителем
образовательного учреждения.
2. Расписание на первое, второе полугодие.
3. Журнал регистрации детей нуждающихся в коррекционных
занятиях.
4. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий.
5. Индивидуальные карты развития ребёнка с ООП (особыми
образовательными потребностями).
6. Результаты мониторинга.
7. Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том
числе диагностической, просветительской, консультационной и других
видов работы.
8. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный
руководителем образовательного учреждения.
6. Качества, необходимые тифлопедагогу
Тифлопедагог - это еще и особый склад личности. Одного интеллекта и
желания работать тут мало. Профессиональному тифлопедагогу следует
обладать такими качествами:
любовь к детям
толерантность
доброта
целеустремленность
терпение
стрессоустойчивость
Последнее качество ценят почти все работодатели, но в этом случае
оно действительно необходимо. Учительская работа учителем сама по себе
очень стрессовая, а работа дефектологов, в том числе тифлопедагогов - еще в
большей степени. Общение с «особенными» детьми забирает много сил и
17
эмоций, а результаты труда становятся видны через многие месяцы и годы
работы. Выдержать это под силу не каждому. Также тифлопедагогу
желательно быть хорошим психологом, ведь ему придется находить и
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Но, с другой
стороны, тифлопедагоги точно не относятся к тем людям, которые тратят
жизнь по пустякам. Помогать слабовидящим и незрячим детям полноценно
жить, открывать их таланты - это прекрасная миссия.
18
Заключение
Слабовидящие и слепые дети нуждаются в особом обучении. Во-
первых, им гораздо труднее осваивать школьную программу, чем детям с
хорошим зрением. Во-вторых, им приходится развивать особые навыки —
читать по системе Брайля, безопасно передвигаться по улице и по дому с
помощью специальных инструментов или собаки-поводыря и пр. Вся работа
тифлопедагога направлена на то, чтобы помочь ребенку преодолеть
трудности и подготовиться к самостоятельной жизни. Большинство детей,
которые
слабо
видят
или
полностью
потеряли
зрение,
не
желают
останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше
в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее
образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен
работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на
какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и
заслуга педагогов, которые обучают таких детей необходимым навыкам,
чтобы они в будущем могли работать в различных сферах деятельности.
19
Список литературы
1.
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития
зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-
методическое пособие.- М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990.–58 с.
2.
Денискина В.З. Коррекционная работа с учащимися начальных
классов школ для слепых детей /Под ред. Л.И.Солнцевой – М.:ВОС, 1990. –
130 с.
3.
Денискина
В.З.,
Костючек
Н.С.
Содержание
и
методы
коррекционной работы по развитию осязания // Особенности проведения
занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое
пособие / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
4.
Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой
моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.
5.
Бульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых
младших школьников. – Л., 1988. – 59 с.
6.
Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации
детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного
поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред.
Л.И.Плаксиной.- Калуга,: Адель, 1998. – С. 3-33.
7.
Плаксина Л.И. Реабилитация средствами образования детей с
нарушением зрения //В кн.: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной
сферы лиц с нарушением зрения. – М., 1997.- С.100-105.
8.
Плаксина
Л.И.
Теоретические
основы
коррекционно-
педагогической работы в детских садах для детей с нарушением зрения.–М.:
Город, 1998 – 105 с.
9.
Подколзина
Е.Н.
Некоторые
особенности
коррекционного
обучения детей с нарушением зрения //Дефектология, 2001. №2. С.84-88.
10.
Программы и примерные разработки занятий по коррекции
недостатков развития познавательной деятельности слабовидящих учащихся
1 – 4 классов /Сост. Т.П.Свиридюк. – Киев, 1989. – 90 с.
11.
Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в
пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-
методическое пособие, М., 1991.
12.
Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы
обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности:
Учебно-методическое пособие.-М., 1989.
13.
Тупоногов
Б.К.
Тифлопедагогические
требования
к
современному уроку. – М., 1999. – 40 с.
20
14.
Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-
развивающего обучения: Автореф. дис. Д-ра пед. наук.- М.,1996.
15.
Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших
школьников ориентировке в пространстве // Дефектология, 1987, № 4. – С.
60-65.
16.
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у
учащихся с нарушением зрения в начальных классах. – Калуга, Адель, 1998.
21