Авторы: Рамазанова Наталия Модестовна, Рубанова Дарья Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ 56 «Искорка»
Населённый пункт: город Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Педагогическая гостиная
Тема: «Нейропсихологические игры в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая гостиная
«Нейропсихологические игры в развитии эмоционально-волевой
сферы детей дошкольного возраста»
Цель: Знакомство педагогов с игровыми методами и приемами по развитию эмоционально-
волевой сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить педагогов с актуальностью использования нейропсихологических игр в
работе с детьми дошкольного возраста;
Презентовать варианты игры по развитию эмоционально-волевой сферы;
Оборудование: столы, стулья, карточки к играм «Скульптура», «Волшебные камушки»,
«Делай как я», камушки разных размеров.
Ход мероприятия.
I. Вводная часть.
Педагог-психолог. Добрый день! Сегодня в нашем зале собрались, чтобы познакомится с
интересными играми, которые помогут в формировании эмоционально-волевой сферы детей
дошкольного возраста.
Современные исследования показывают, что нейропсихология играет важную роль в
развитии детей. Она изучает взаимосвязь между психическими процессами и работой мозга,
что позволяет лучше понять, как поддерживать и развивать эмоционально-волевую сферу
ребенка.
Для развития межполушарных связей, а также эмоциональной сферы мы
предлагаем вам поиграть в игры.
Учитель-логопед. Использование нейропсихологических игр в работе с детьми имеет
несколько преимуществ:
Интерактивность и увлекательность: Дети лучше воспринимают информацию в
игровой форме, что делает процесс обучения более занимательным. Нейроигры
добавляет элемент новизны и делает занятия более мотивирующими.
Персонализация:
Нейропсихология
позволяет
адаптировать
занятия
под
индивидуальные потребности каждого ребенка. Педагог может следить за реакциями
ребенка и корректировать подход в реальном времени, что делает результаты более
ощутимыми.
Наблюдение за прогрессом: Данные игры дают возможность фиксировать изменения
в эмоционально-волевой сфере ребенка, что позволяет родителям и специалистам
видеть прогресс и корректировать дальнейшую работу.
Педагог-психолог. Основные аспекты нейропсихологического подхода в работе с детьми
дошкольного возраста:
1.
Интерактивные игры:
Игры разрабатываются таким образом, чтобы побуждать
детей к эмоциональному выражению и волевым действиям. Это могут быть сценарные игры,
в которых детям предлагается принимать решения, испытывать различные эмоции и
взаимодействовать с виртуальными персонажами.
2.
Когнитивный и эмоциональный тренинг: Игры направлены на развитие различных
аспектов эмоционального интеллекта, таких как распознавание эмоций, управление ими и
развитие эмпатии. Также подразумевается тренировка волевых качеств, таких как
целеустремленность и настойчивость.
3.
Социальное взаимодействие: Важным аспектом является работа в группах, что
способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, умение работать в
команде и разрешать конфликты.
II
. Основная часть.
Воспитатели презентуют игры по развитию эмоционально-волевой сферы.
1.Игра «Эмоциональный портрет»
Цель
.
Развитие мимики, пантомимики.
Оборудование
:
игровой набор «Эмоции»
Содержание. Участник садиться за магнитным планшетом и интуитивно выкладывает части
лица, чтобы получился портрет. Далее участник показывает получившуюся эмоцию
2.Игра «За что меня любит мама»
Цель. Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Оборудование: цветные браслетики по количеству детей (для малышей одного цвета), ширма
Содержание. Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его
любят родители и друзья. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого
целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали,
другие дети запомнили.
3.Игра «Скульптура»
Цель. Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного
напряжения.
Оборудование: стульчики по количеству игроков, листы с изображениями поз человека.
Содержание. Стулья размещаются по кругу. На спинку стула закрепляется карточка с
изображением скульптуры. Дети двигаются под музыку вокруг стульев. Когда музыка
перестает звучать, дети останавливаются напротив карточки с позой человека и изображают
заданную скульптуру.
4.Игра «Мы на стульчиках сидели» (Ю. Дерябкина)
Цель: развитие коммуникативных навыков,
контроля, эмоционального контакта, моторного
планирования.
Содержание: дети сидят на стульях и выполняют движения под музыку, по тексту.
Мы на стульчиках сидели, потолкаться захотели да, да, да с тобой играю я,
мы на стульчиках сидели хлопать вместе захотели да, да, да с тобой играю я,
мы на стульчиках сидели щекотаться захотели да, да, да с тобой играю я,
мы на стульчиках рассердиться мы посмели да, да, да с тобой играю я,
мы на стульчиках сидели помириться захотели да, да, да друга обнимаю я.
5.Игра «Злые – добрые кошки» (для детей с 3 лет)
Цель: снятие общей агрессии
Оборудование: обруч, шапочка кошки.
Содержание: Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для
превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую
кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети,
стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение»
заканчивается, и ребенок выходит из круга.
Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых
и ласковых кошечек.
6.Игра «Мешок с капризами» (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
Оборудование: мешок с мячами.
Содержание: дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:
- Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства.
Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы,
чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по
мешку.
7. Игра «Волшебные камушки»
Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела, развитие межполушарных связей.
Оборудование: карточки с узорами, камушки разных размеров.
Содержание: Ребенку предлагают нарисовать указательными пальчиками на спине соседа
узор с образца. А второй ребенок должен показать картинку, с тем узором, который он
почувствовал.
8.Игра «Закрытая дверь» (для детей с 5 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
Содержание: Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь
ладошками в ладошки напарника.
- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладошки очень крепко.
А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на
счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..
Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения выясняют у детей, что
понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.
Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в
любой позе 1 минуту.
9. Игра «Делай как я»
Цель: синхронизация работы полушарий, мелкой моторики, развитие зрительного внимания,
коммуникативных навыков.
Оборудование: столы, карточки с изображением движений рук.
Содержание: дети становятся около столов напротив друг друга. Одновременно двигаются
изображая движения на карточках.
III
. Заключительная часть.
Учитель-логопед. Таким образом, нейропсихологический подход в работе с детьми
дошкольного возраста эффективен не только развитии эмоционально-волевой сферы, но и
создает увлекательную и познавательную среду, способствующую гармоничному развитию
детей.
Каждому участнику вручается чек-лист с вариантами игр по развитию эмоционально-
волевой сферы.
Данное мероприятие подготовили и провели учителя-логопеды: Рамазанова Наталия
Модестовна, Рубанова Дарья Александровна.