Автор: Карюк Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №102"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Россия – Родина моя»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Россия – Родина
моя» в соответствии с ФОП ДО
Актуальность
темы:
в
соответствии
с
Федеральной
образовательной
программой
дошкольного
образования
(ФОП
ДО),
патриотическое
воспитание является одним из приоритетных направлений работы с
дошкольниками. Формирование у детей среднего дошкольного возраста
первичных представлений о Родине, развитие речевых навыков через
знакомство
с
родной
страной
способствует
гармоничному
развитию
личности ребенка.
Цель занятия: развитие связной речи детей через формирование первичных
представлений о России как о родной стране.
Задачи:
Образовательные:
Расширять словарный запас по теме «Родина»;
Формировать умение составлять простые предложения;
Развивать диалогическую речь;
Знакомить с символами России (флаг, герб).
Развивающие:
Развивать фонематический слух;
Совершенствовать артикуляционный аппарат;
Развивать память, внимание, мышление;
Формировать умение слушать и понимать речь взрослого.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине
Формировать чувство гордости за свою страну
Развивать эмоциональную отзывчивость
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о России
Чтение стихотворений о Родине
Разучивание песен о России
Беседы о родном городе/селе
Материалы и оборудование:
Карта России
Изображения флага и герба России
Иллюстрации с природой России
Аудиозапись гимна России (отрывок)
Мяч для игры
Картинки для дидактической игры
Ход занятия
I. Вводная часть (2-3 минуты)
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую! (берутся за руки)
Мотивационный момент
Воспитатель показывает детям красивую коробку.
Ребята, сегодня к нам пришла посылка. Хотите узнать, что в ней? Но сначала
отгадайте загадку:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место,
Кто скорее отгадает? (Родина)
II. Основная часть (15-17 минут)
1. Беседа о Родине
Воспитатель достает из коробки карту России.
Посмотрите, это карта нашей Родины. Как называется наша страна? (Россия)
Правильно! Россия — это наша Родина.
Словарная работа:
Родина — это место, где мы родились и живем
Россия — название нашей страны
Родная — близкая, любимая
Вопросы для обсуждения:
Где вы живете? (в России)
Как называется наш город/село?
Что такое Родина?
2. Знакомство с символами России
Воспитатель достает изображения флага и герба.
Российский флаг:
Посмотрите, это флаг нашей страны
Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный)
Белый цвет — это снег, облака
Синий цвет — это небо, реки
Красный цвет — это солнце, цветы
Дыхательная гимнастика «Флажок»
Дети дуют на бумажные флажки, развивая речевое дыхание.
3. Физкультминутка «По России»
По России мы идем (маршируют)
Песню весело поем (хлопают в ладоши)
Города мы проходим (шагают на месте)
Реки, горы мы находим (руки вверх, вниз)
Широка страна моя (руки в стороны)
Это Родина твоя! (руки к сердцу)
4. Дидактическая игра «Моя Россия»
Игра с мячом "Какая наша Родина?"
Воспитатель
бросает
мяч
ребенку,
начинает
предложение,
ребенок
заканчивает:
Наша Родина... (большая, красивая, любимая)
В России живут... (россияне, мы)
В России есть... (леса, реки, города)
Игра "Узнай и назови"
Детям показывают картинки с изображением природы России (березы,
медведи, матрешки). Дети называют, что видят, и составляют простые
предложения.
III. Заключительная часть (2-3 минуты)
Рефлексия:
О чем мы сегодня говорили?
Как называется наша страна?
Какие цвета у российского флага?
Что вам больше всего запомнилось?
Итоговое упражнение "Я люблю свою Россию"
Дети по очереди заканчивают предложение: "Я люблю Россию, потому
что..."
Планируемые результаты:
По завершении занятия дети должны:
Знать название своей страны — Россия
Различать цвета российского флага
Понимать значение слова "Родина"
Уметь составлять простые предложения по теме
Проявлять эмоциональный отклик на тему Родины
Работа с родителями.
Рекомендации для домашнего закрепления:
Рассматривание
семейных
фотографий
на
фоне
достопримечательностей;
Чтение стихов о Родине;
Прослушивание детских песен о России;
Рисование флага России.
Методические рекомендации:
Использование наглядности — обязательное условие для детей 4-5 лет;
Смена видов деятельности каждые 3-5 минут для поддержания
внимания;
Эмоциональная подача материала через интонацию, мимику, жесты;
Индивидуальный подход к каждому ребенку;
Поощрение активности детей, создание ситуации успеха.