Автор: Мартыненко Светлана Викторовна
Должность: воспитатель СПДО МАОУ ООШ с. Подсосенки– филиала СОШ №27 г. Балаково, Саратовская область
Учебное заведение: воспитатель СПДО МАОУ ООШ с. Подсосенки– филиала СОШ №27 г. Балаково, Саратовская область
Населённый пункт: с. Подсосенки Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Откуда к нам пришла посуда?
Раздел: дошкольное образование
Детский сад с. Подсосенки СП ООШ с. Подсосенки –
филиал МАОУ СОШ № 27.
Познавательно – творческий проект
в старшей разновозрастной группе
на тему:
«Откуда к нам пришла посуда?»
Автор: воспитатель
Старшей группы
Мартыненко С.В.
Апрель 2025г.
Познавательно – творческий проект в старшей разновозрастной группе
на тему: «Откуда к нам пришла посуда?».
Ребенок является исследователем того мира, который его окружает, сам
он не может найти ответ на все интересующие вопросы - ему помогают
взрослые. Мы отметили высокий интерес детей к истории возникновения
различных предметов быта у человека. На примере посуды мы решили
расширить знания детей на эту тему.
Цель проекта: Содействовать развитию познавательного интереса детей к
процессу открытия новых, необычных знаний о знакомых предметах.
Развитие эстетического восприятия.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, ознакомительно-
ориентировочный.
Участники: дети 4-6 лет (старшая разновозрастная группа), родители.
Взаимодействие педагогов:
Воспитатель ст.гр.: Никишина О.В.
Срок реализации проекта: Апрель 2025г.
Задачи проекта:
Для детей:
- обогащать представление о видовом многообразии посуды;
- поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
- развивать эмоциональную среду;
- развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
- развивать творчество и фантазию.
Для родителей:
- привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
- стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с
детьми творчество, участие в досугах;
- способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и
родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач
через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми
деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений
педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и
реализации проекта.
Актуальность темы: Проблема, значимая для детей, на решение которой
направлен проект: «Нужна ли нам посуда? Какие виды посуды бывают?
История появления посуды у человека».
Проектная идея: Поддерживать и развивать интерес детей к истории
развития человека и предметов быта, его окружающих.
Этапы проекта
1.
Подготовительный этап.
2.
Запуск проекта.
3.
Основной этап.
4.
Практическая работа.
5.
Экспериментально-опытная работа.
6.
Презентация.
Ожидаемый результат:
Проявление интереса к истории возникновения различных предметов
быта у человека.
Формирование у детей навыков опытно-экспериментальной работы с
предметами.
Формирование представления о видовом многообразии посуды.
Ход работы
1этап: Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Основной.
Реализация проекта.
3 этап: Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- организация выставки поделок по теме проекта.
- Открытое занятие на тему: «Откуда к нам пришла посуда?».
Ход работы.
Название темы
Цели проекта
Дата проведения,
ответственный
Конспект ООД по
ознакомлению с
социальным
окружением для детей
старшей группы по
теме:
«Какая бывает посуда».
-формировать представление о предметах материальной
культуры – посуда,
-развивать умение устанавливать причинно-
следственные связи между материалами и назначением
посуды,
-обогащать словарный запас по данной теме.
06.04.2025г.
Мартыненко С.В.
(приложение 1)
Беседы:
«Откуда к нам пришла
тарелка».
«Посуда вчера и
сегодня».
-познакомить детей с историей посуды,
-систематизировать знания детей о назначении разных
видов посуды,
-познакомить со способами ее производства,
-способствовать развитию познавательных способностей,
-воспитывать уважительное отношение к труду
взрослых.
-развивать у детей любознательность, тактильную
память.
-воспитывать эмоциональность, отзывчивость.
08.04.2025г.
Мартыненко С.В.
(приложение 2)
14.04.2025г.
Никишина О.В.
(приложение 3)
“Литературная
страница”
Чтение стихов, сказок, рассказов, загадок, скороговорок
о посуде, о предметах быта, их необходимости для
человека. Воспитывать в детях дошкольного возраста
желание беречь посуду, обращаться с ней аккуратно.
На протяжении
всего проекта.
Воспитатели
старшей группы
(приложение 9)
Дидактические игры:
«Что мы называем
тарелкой»; «На что
похожа тарелка?»;
«Назови сказку про
посуду».
-обогащать речь детей существительными,
прилагательными;
-помогать детям употреблять в речи слова в точном
соответствии со смыслом;
-знакомить с разными способами образования слов;
-развивать умение поддерживать беседу.
На протяжении
всего проекта.
Воспитатели
старшей группы
(приложение 10)
Конспект НОД по
развитию речи по теме:
«Такая разная посуда».
-учить составлять короткий рассказ по содержанию
стихотворения;
- составлять описательный рассказ о предметах посуды.
-учить сравнивать различные предметы по материалу,
размеру, назначению, правильно при этом называя
прилагательные: «стеклянный», «металлический»,
«пластмассовый»;
-активизировать употребление слов противоположного
значения: «глубокая» - «мелкая», «большой»
-«маленький», «высокий»-«низкий».
-закреплять умение классифицировать предметы по
качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый,
деревянный).
16.04.19г.
Никишина О.В.
(приложение 4)
Физическая
деятельность
прививать детям с ранних лет привычку правильно
относиться к своему здоровью, научить их
ответственности за него.
На протяжении
всего проекта.
Воспитатели.
НОД по
изодеятельности в
старшей
разновозрастной группе
по теме: «Хохломская
тарелка».
Совершенствовать
умение
рисовать
концом
кисти;
выполнять узор в определённой последовательности.
- Расширять и уточнять представления детей о предметах
народного художественного промысла русских мастеров –
хохломской посуде, особенностях её росписи.
-Развивать умение активно и творчески применять ранее
усвоенные способы рисования при создании узоров по
мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и
эмоции, чувство ритма и композиции.
- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
.
15.04.2019г.
Мартыненко С.В.
(приложение 5)
Конспект НОД по
салфеточной
аппликации в старшей
группе.
Тема: «Украсим
тарелочку».
- закрепить знание детей об отдельных народных
промыслах русских мастеров – гжель; побуждать детей
выполнять работу,
составлять узор в технике салфеточной аппликации.
- воспитывать интерес к изучению народных
промыслов;
воспитывать любовь и уважение к труду народных
мастеров и художников,
эстетического отношения к их изделиям; воспитывать
бережное отношение к продуктам своего и чужого
творчества.
- развивать любознательность, целеустремленность,
мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции
при составлении узоров по
мотивам народных росписей (гжели).
Развивать словарный запас, память, мышление,
творчество.
10.04.2019г.
Мартыненко С.В.
(приложение 6)
Конспект НОД по лепке
в старшей группе.
Тема: "Лепка
декоративной посуды"
- продолжать учить изображать декоративную посуду,
передавая особенности формы и росписи;
- творчески подходить к выполнению работы и
самостоятельно выбирать способ лепки; - украшать
готовое изделие углубленным рельефом при помощи
стеки, или налепами; - закреплять навыки
аккуратной лепки.
17.04.2019г.
Мартыненко С.В.
(приложение 7)
Конспект открытого
интегрированного
занятия в старшей
группе на тему «Откуда
к нам пришла посуда?»
-создавать условия для реализации проектной
деятельности творческого типа;
-совершенствовать умения самостоятельно создавать для
задуманного сюжета игровую обстановку;
-помочь детям понять работу музея;
-воспитывать умение правильно вести себя в музее;
-поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными впечатлениями;
-обогащать речь детей существительными,
прилагательными;
29.04.2019г.
Мартыненко С.В.
(приложение 8)
-помогать детям употреблять в речи слова в точном
соответствии со смыслом;
-знакомить с разными способами образования слов;
-развивать умение поддерживать беседу;
-развивать эстетическое восприятие, учить созерцать
красоту окружающего мира;
-развивать интерес к самостоятельной творческой
деятельности;
- в процессе восприятия предметов развивать
мыслительные процессы: анализ и сравнение;
-продолжать формировать правильную осанку в
различных видах деятельности;
-совершенствовать двигательное умение движения
кистей рук;
Презентация.
Отчет о работе, подведение итогов: что получилось, а
что не удалось, получение рекомендаций к
последующим проектам.
Итоги проекта:
-
У детей
сформировалось представление о предметах материальной
культуры – посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи
между материалами и назначением посуды;
- дети познакомились с историей посуды;
- систематизировались знания детей о назначении разных видов посуды,
- познакомились со способами ее производства;
- закрепились знания детей об отдельных народных промыслах русских
мастеров – гжель, хохлома, дымковская роспись и др.;
- у детей появился интерес к изучению народных промыслов,
любовь и уважение к труду народных мастеров и художников,
эстетическое отношение к их изделиям;
- продолжает развиваться любознательность, целеустремленность,
познавательные способности, эмоциональность, отзывчивость
,
уважительное
отношение к труду взрослых
.
-пополнен словарный запас по данной теме.
Приложение 1.
Конспект ООД по ознакомлению с социальным окружением для детей
старшей группы по теме: «Какая бывает посуда».
Цель: формировать представление о предметах материальной культуры – посуда,
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и
назначением посуды, обогащать словарный запас по данной теме.
Ход:
Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.
Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.
Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
1.Чайника подружка, имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли,
А зовут её…
Дети: кастрюля.
(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на
доске).
2.На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Дети: чайник.
(Воспитатель достаёт из сундучка картинку-отгадку с изображением чайника и тоже
выставляет её на доске).
3.Суп, салат, пюре и гренки
Подают всегда…
Дети: в тарелке.
(Воспитатель достаёт из сундучка соответствующую картинку-отгадку и помещает её
вместе с остальными на доске).
Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Кастрюля,
чайник, тарелка,- что это? Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?
Дети: это посуда.
Воспитатель: перечислите, какую посуду вы ещё знаете.
Дети: сковорода, ковш, кофейник, половник, чашка, блюдце, сахарница.
Воспитатель: Ребята, в сундучке записка. Послушайте.
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю. (Самовар-Самоварыч).
- Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»).
- Давайте отправимся в гости к бабушке Федоре.
- Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.
Воспитатель: Снова горе у Федоры,
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету,
Снова здесь опять переполох.
Разбежалась вся посуда,
Нет тарелок, а еда:
Фрукты, овощи, продукты,
Разбежались кто куда!
- Давайте поднимем то, что разбросано. Возьмите каждый по одному предмету посуды и
поставьте на полку, назвав его.
Игра «Чего не стало?».
- Посмотрите на посудную полку. Назовите, дети, что на полке стоит?
- Ответы детей: На полке стоит чайник (тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, сахарница,
ковшик).
- Запомните, а теперь закройте глаза. Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв
глаза, назовёте, чего не стало.
Ответы детей: Не стало тарелки, сковороды.
- А знаете ли вы, дети, из каких материалов изготавливают посуду?
Дети: из пластмассы, из металла, из дерева, стекла, из глины.
Воспитатель: Правильно ответили, молодцы. Посуда сделана из разных материалов.
А теперь вставайте в круг и поиграем все вместе в игру с мячом
«Угадай, из чего сделано?»
Воспитатель: Кастрюля из металла какая?
Дети: металлическая.
Воспитатель: бокал из стекла какой?
Дети: стеклянный.
Воспитатель: ложка из дерева какая?
Дети: деревянная.
Воспитатель: кувшин из глины какой?
Дети: глиняный.
Воспитатель: поднос из пластмассы какой?
Дети: пластмассовый.
Воспитатель: половник из металла какой?
Дети: металлический.
Воспитатель: вазочка из стекла какая?
Дети: стеклянная.
Воспитатель: хлебница из дерева какая?
Дети: деревянная.
Воспитатель: горшочек из глины какой?
Дети: глиняный.
Воспитатель: тарелка из пластмассы какая?
Дети: пластмассовая.
Воспитатель: салатница из стекла какая?
Дети: стеклянная. Пальчиковая игра «Вот тарелка для Федоры».
Вот тарелка для Федоры – Большой круг правой рукой.
Жёлтое колечко. Маленький круг правой рукой.
Для котлет и для пюре, Загибать пальцы, начиная
Для блинов и гречки. с большого.
- Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее.
Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды.
Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.
(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)
Ответы детей: от Федоры убежал чайник. Чайник без крышки.
От Федоры убежала чашка. Чашка без ручки… и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду»:
На столе – посуда горкой, рядом есть с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас.
Игра «Разбитая посуда»:
Пока мы посуду мыли, некоторые предметы разбили,
Но исправимся сейчас – склеим мы её сейчас!
Игра «Собери картинку».
- Как много хорошего вы сегодня сделали: посуду на полку поставили. А что
ещё? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, что Федора все поняла. Она будет чисто мыть
посуду, и не позабудет ставить все на место.
А нам пора возвращаться обратно.
Приложение 2.
Беседа в старшей группе на тему:
«Откуда к нам пришла посуда?».
Цель: Познакомить детей с историей посуды. Систематизировать знания детей о
назначении разных видов посуды. Познакомить со способами ее производства.
Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать уважительное
отношение к труду взрослых.
Ход беседы
- Ребята, сейчас мы пользуемся многими видами посуды, а как вы думаете, когда
появилась первая тарелка и, вообще, посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние
люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели
его руками. Но очень скоро поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему?
(Еда с огня была очень горячая, и нужно было съесть сразу все, ведь положить остатки
еды было некуда). Но у разных видов посуды есть своя история. Но перед тем как
познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие
предметы относятся к посуде. (Дети перечисляют).
- И так мы уже знаем, что посуда это предметы для приготовления, приема и хранения
пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера.
Это вазы, тарелки, блюда и т.д.
- Назовите предметы, которые используются приготовления пищи напитков. (Кастрюли,
сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы,
пароварки и др.).
- Какая посуда используется в момент приема пищи? (тарелки, миски, блюда, салатницы.)
- Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, стаканы, рюмки, кружки, бокалы,
фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.)
- Какая посуда используется для хранения пищи? (сырницы, супницы, кастрюли,
масленки, хлебницы.)
- Что относят к столовым приборам? (ложки, вилки, ножи).
- Еще есть вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится?
(Подносы, блюдца, конфетницы, вазы и др.).
- Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных
материалов. Из каких? (Дети называют).
- Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей). Конечно, тарелка. Для
того, чтобы не обжигаться, держа мясо в руках, человек положил его на листок или кору.
Это и стало первой тарелкой.
- История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную
окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические
описания. Считается, что первая тарелка, изготовленная человеком, появилась примерно
семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли,
что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали
добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его
применяли еще в древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство
достигло в более поздний период. В Китае придумали рецепт фарфора и долго этот рецепт
хранили в тайне.
Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси.
Делали их из дерева, а позднее из металла.
Итог: что интересного вы узнали сегодня о посуде? Из чего была сделана самая первая
тарелка? Могут ли люди обходиться без посуды?
Приложение 3.
Беседа в старшей группе на тему: «Посуда вчера и сегодня»:
Воспитатель: дети, сегодня мы с вами будем путешествовать по истокам русской
народной культуры. Мы узнаем, какая посуда была раньше.
-А сейчас я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далекой
старины.
Начну я с загадки: сама не ем, а всех людей кормлю - что это?
Дети: ложка.
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто знает для чего этот предмет?
Дети: для еды.
Воспитатель: А что можно ею кушать?
Дети: суп, кашу, щи.
Воспитатель: А вот, давным–давно, на Руси у людей не было таких ложек совсем.
Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте мою историю.
-Одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из
горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось,
например мясо или овощи. Из истории можно сделать вывод, что ложка старше вилки.
Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжёлая. Потом появились
ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как
каменные.
Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра.
Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они
были лёгкие, не нагревались от горячей пищи.
-Вот возьмите ложки на ощупь определите, из чего же они сделаны?
Дети: из дерева.
Воспитатель: лёгкие или тяжёлые?
Дети: лёгкие.
Воспитатель: правильно. Вот такими ложками ели раньше простые бедные люди. И
носили ложки в специальном мешочке у пояса. Потом народные умельцы стали ложки
расписывать и раскрашивать. Посмотрите, какие я принесла ложки. Вот такими они стали
яркими, красивыми, расписными.
Умельцы были рукодельные и расписывали их вручную, вырезали из липы, пропитывали
льняным маслом, сушили и раскрашивали.
-Давайте рассмотрим, что же нарисовано на ложках?
Дети: цветы, ягодки, травка.
Воспитатель: умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о
них: В плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшки румяные.
До сегодняшнего дня остались ложки из серебра. Во многих семьях сохранился такой
обычай, как дарить серебряную ложку малышу, у которого появился первый зубик.
Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны?
Дети: из металла.
Воспитатель: А какие они – тяжёлые или лёгкие? Подержите ложку в руках, какая она?
Дети: тяжёлая.
Воспитатель: вы можете её сравнить с деревянной. Какая легче?
Дети: деревянная.
Воспитатель: правильно. Кто знает какие бывают ложки по размеру?
Дети: большие и маленькие. Маленькие для чая, большие для каши и супов.
Воспитатель: правильно вы мне ответили. Я хочу задать вам вопрос. На чем сегодня
ваши мамы варят обед и ужин?
Дети: на плите.
Воспитатель: а какие у вас дома плиты?
Дети: газовые, электрические.
Воспитатель: а вот раньше не было таких плит. Как вы думаете, на чем готовили еду в
старину?
Дети: на печке, на костре.
Воспитатель: у меня для вас есть загадка:
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь)
В каждой сказке, дети, заходят часто речи
О доброй и уютной, о нашей русской печи.
С озябшими ребятами, с горшками и котятами,
С растопкою берестяной, да домовыми за трубой.
-Скажите, может быть, вы где-то вы видели печь?
-Ребята, а в чём ваши мамы готовят обед? В чём варят кашу, щи?
Дети: в кастрюлях.
Воспитатель: а раньше кастрюль не было. Суп и кашу варили в горшках. Назывался
такой горшок-чугунок. Чугунки были разных размеров.
-Чугунок ставили в печку, а когда он нагревался, его из печи доставали ухватом, чтобы не
обжечь руки.
Воспитатель: сегодня, ребята, мы познакомились с историей ложки и кастрюли. Если
вам было интересно, то мы продолжим знакомство с историей посуды.
Приложение 4.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе по теме:
«Такая разная посуда».
Цели:
- связная речь: учить составлять короткий рассказ по содержанию
стихотворения; составлять описательный рассказ о предметах посуды.
- словарь: учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру,
назначению, правильно при этом называя прилагательные: «стеклянный»,
«металлический», «пластмассовый»; активизировать употребление слов
противоположного значения: «глубокая»-«мелкая», «большой»-«маленький»,
«высокий»-«низкий». Закреплять умение классифицировать предметы по
качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).
Наглядный материал. Тарелки: глубокая и мелкая, вилка; ложки: чайная и
столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая; стаканы: высокий и
низкий, стеклянный и пластмассовый; картинки с изображением предметов
посуды: чашки, тарелки, чайники и т.д.
Ход.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно отрывок из стихотворения С.
Капутикян «Маша обедает».
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, не мелкой.
-А теперь скажите мне, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: о том, кто из чего обедает.
Воспитатель: в чем подают обед собачке? (В миске). Киске? (В блюдечке).
Курочке-несушке? (В черепушке)
- Из чего обедает Машенька? (Из глубокой тарелки)
- Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? (Посуда).
На столе: тарелки: глубокая и мелкая; вилка; ложки: чайная, столовая;
стаканы: высокий и низкий; ложка пластмассовая.
Воспитатель: Скажите, что вы видите на столе (дети перечисляют).
- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда).
- Сравните две тарелки. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Для чего нужна глубокая тарелка? Для чего нужна мелкая тарелка?
- Во время обеда, какая посуда нам нужна?
- Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (из металла).
Если сказать одним словом, какие они? (металлические).
- Чайная и столовая ложки. Чем похожи эти два предмета? (Ложки сделаны
из металла) Они металлические. Чем отличаются? (размером) А еще чем?
(назначением)
- Какие стеклянные предметы вы видите? (стаканы). Чем они похожи? Чем
отличаются? Для чего нужны?
- А эта ложка из чего сделана? (из дерева) Она деревянная.
- А эта ложка? (из пластмассы) Она пластмассовая.
- Эта тарелка глубокая, а эта? (мелкая).
- Эта ложка столовая, а эта? (чайная).
- Этот стакан высокий, а этот? (низкий).
Физкультминутка.
Буратино потянулся (Встать, ноги врозь, руки перед грудью).
Раз - нагнулся, два – нагнулся (два пружинистых наклона вперед,
прогнувшись).
Руки в стороны развел (выпрямиться, руки в стороны).
Ключик видно не нашел (наклоны головы вправо и влево).
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать (руки вверх,
потянуться, встать на носочки)
Воспитатель: А теперь поиграем в « Магазин»
Игра «Магазин»
Цель: составление описательных рассказов.
Воспитатель: Посмотрите, какая посуда есть в нашем магазине. Вы можете
ее купить, но сначала должны рассказать, что это за предмет, какого цвета, из
чего сделан, для чего нужен.
Игра «Из чего сделана посуда»
Цель: образование имен прилагательных (относительных прилагательных,
обозначающих материал, из которого сделан предмет)
Воспитатель: Я называю, из чего сделан предмет, а вы должны заменить
одним словом.
Ложка из дерева - (деревянная).
Ложка из олова - (оловянная).
Чашка из фарфора - (фарфоровая).
Ваза из хрусталя - (хрустальная).
Кофейник из керамики - (керамический).
Терка из металла (металлическая).
Графин из стекла - (стеклянный).
Масленка из пластмассы - (пластмассовая).
Кастрюля из алюминия - (алюминиевая).
Нож из стали - (стальной).
Миска из глины - (глиняная).
Сковорода из чугуна - (чугунная).
Стакан из пластика - (пластиковый).
Чашка из пластмассы - (пластмассовая).
Итог: вы все молодцы! Мы сегодня с вами узнали, какой разной бывает
посуда и по размеру, и по назначению, и по материалу, из которого она
изготавливается.
Приложение 5.
Конспект ООД в старшей группе по рисованию
Тема: «Хохломская тарелка».
Цели: Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой
последовательности.
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного
промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
-Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при
создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных
образцов.
3. Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в
совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной
деятельности детей.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: иллюстрации с изображением
хохломской посуды, технологическая карта с изображением элементов хохломской росписи,
детские работы.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; тонированные тарелки, салфетки, кисти, баночка
с водой.
Ход.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир
музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте.
(Воспитатель «открывает» выставку хохломских изделий).
-Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
-А знаете, почему роспись называется хохломской? Эта роспись родилась под Нижним
Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех
изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды,
цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и
может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, листочки и
трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину,
рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
-Ребята, а что еще есть на выставке? Воспитатель достает нерасписные заготовки (тарелки).
- А мы можем их разместить на нашей выставке?
(Нет. Почему?)
- А что мы можем сделать, чтобы эти кружки превратились в хохломские тарелочки?
(Расписать под хохлому).
- А каким образом мы будем расписывать тарелки? С чего начнёте?
1. Рисуем кайму по форме.
2. Рисуем завиток - изогнутую веточку.
3. На завитке рисуем сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы:
капельки, травку, завитки и т.д.
Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете! А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
-А сейчас начинаем раскрашивать наши тарелочки.
Дети берут заготовки и проходят за столы.
Начинают расписывать тарелки.
Анализ работ:
посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная,
праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился
свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы
плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно
выполнены цветок, листочки.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам, и почему?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
Приложение 6.
Конспект НОД по салфеточной аппликации в старшей группе.
Тема: «Украсим тарелочку».
Задачи:
Образовательные: закрепить знание детей об отдельных народных
промыслах русских мастеров – гжель; побуждать детей выполнять работу,
составлять узор в технике салфеточной аппликации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению народных промыслов;
воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров и художников,
эстетического отношения к их изделиям; воспитывать бережное отношение к
продуктам своего и чужого творчества.
Развивающие: развивать любознательность, целеустремленность, мелкую
моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции при составлении узоров по
мотивам народных росписей (гжели).
Развивать словарный запас, память, мышление, творчество.
Предварительная работа: изучение различных народных промыслов в
процессе непосредственно образовательной деятельности.
- беседы, рассказы о видах традиционной русской росписи: хохлома, гжель,
дымка, городецкая роспись.
- заучивание загадок, стихов, пословиц о росписях.
- изготовление шаблонов для аппликации.
- обогащение и активизация словаря.
Оборудование и материал: клей, кисточки для клея, салфетки, тарелочки
с заготовленными шаблонами для аппликации из салфеток.
Ход.
Воспитатель: ребята, я очень рада видеть всех вас сегодня такими
красивыми, здоровыми, улыбающимися.
А с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей).
А скажите мне, любите ли вы ходить в гости? Вот сегодня я приглашаю вас с
вашим замечательным настроением в мир Красоты и Добра, в мир
удивительных творений народных промыслов. И предлагаю вспомнить те
виды декоративно - прикладного искусства, с которыми вы уже знакомы.
Воспитатель: - Ребята,
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
- Посмотрите, какие красивые изделия народных мастеров здесь
представлены. Послушайте загадку, и отгадайте, о какой росписи в ней
говорится:
Сине – белая посуда, расскажи - ка ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Воспитатель: ребята, о какой посуде говорится в загадке?
Дети: о гжели.
Воспитатель: правильно. Давайте рассмотрим эти изделия. Что вы здесь
видите?
Дети: фарфоровые чайники, подсвечники, часы, животные и птицы
невиданной красы.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, какие цвета используют мастера,
расписывая гжельскую посуду?
Дети: белые, синие и голубые цвета.
Воспитатель: какие элементы используют в росписи?
Дети: цветы, листья, завитки, дуги, травинки, точки и т.д.
Воспитатель: А какой любимый узор гжельской росписи?
Дети: гжельская роза.
Воспитатель: правильно, молодцы, ребята. Нравится вам такая посуда?
Дети: да.
Воспитатель: хорошо, ребята! А сейчас я предлагаю вам стать на
некоторое время мастерами. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас к столам.
Дети занимают места за рабочими столами.
Воспитатель: ребята, работа ваша сегодня будет необычная. Вы должны
будете выложить и наклеить узор на плоскостных изделиях из заготовленных
вами цветных салфеточных шаблонов.
Воспитатель: а теперь скажите мне, какие самые главные инструменты у
нас в работе?
Дети: это наши руки!
Воспитатель: совершенно верно! Давайте их немножко разогреем.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь - поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять (хлопаем в ладоши).
Не сидится им опять (встряхиваем кистями).
Постучали, повертели, и работать захотели.
Воспитатель: а, какие пословицы вы знаете о труде?
Дети:
1. “Если очень стараться, будет все получаться”
2. “Будет терпенье, будет и уменье”
3. “Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души”.
Воспитатель: а сейчас вы приступайте к работе. Старайтесь, чтобы ваши
работы были красивыми, аккуратными. И помните: у хорошего мастера на
рабочем месте всегда должна быть чистота и порядок.
Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует,
оказывает индивидуальную помощь. Самостоятельная деятельность детей.
Итог.
Воспитатель: посмотрим, как наши мастера справились с работой.
Молодцы! Я считаю, что вы настоящие мастера - художники, потому что,
ваши работы получились такие яркие, красивые, веселые.
Приложение 7.
НОД по лепке в старшей группе.
Тема: "Лепка декоративной посуды"
Задачи: - продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности
формы и росписи;
- творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки;
- украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами;
- закреплять навыки аккуратной лепки.
Материал и оборудование: стеки, подставки, пластилин на каждого ребенка.
Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной
посуды разного предназначения.
Предварительная работа: лепка посуды разными способами на занятиях и в
самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее
форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.
ХОД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с
декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы
перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с
древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты:
овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но
главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей.
Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с
длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими
ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые
изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. А какими способами
можно украсить посуду? (Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)
То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища
человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и
размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово “декоративная”?
(Ответы детей)
Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды:
чаши, вазы, кувшины, конфетницы. Нравятся они вам? Чем именно? (Ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту чашу, вазу, сахарницу? и т.д.
(вдавливание, выбирание, ленточный способ.)
Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить
известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами
или прорисовывать узор стекой.
Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо.
Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого
использовать. (Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите пластилин. Приступаем к работе,
хорошо разминаем пластилин, делим его на части.
(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или
прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)
После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия
вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.
– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные
моменты занятия, что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Приложение 8.
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на
тему «Откуда к нам пришла посуда?»
Образовательные задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
воспитывать дружеские отношения между детьми.
воспитывать уважительное отношение к окружающим.
воспитывать желание совместно участвовать в трудовой
деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
создавать условия для реализации проектной деятельности
творческого типа.
совершенствовать умения самостоятельно создавать для
задуманного сюжета игровую обстановку.
помочь детям понять работу музея.
воспитывать умение правильно вести себя в музее.
Образовательная область «Речевое развитие»:
поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими
детьми разнообразными впечатлениями.
обогащать речь детей существительными, прилагательными.
помогать детям употреблять в речи слова в точном
соответствии со смыслом.
знакомить с разными способами образования слов.
развивать умение поддерживать беседу.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:
развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту
окружающего мира.
развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
в процессе восприятия предметов развивать мыслительные
процессы: анализ и сравнение.
Образовательная область «Физическое развитие»:
продолжать формировать правильную осанку в различных
видах деятельности.
совершенствовать двигательное умение движения кистей рук.
Предварительная работа:
- беседы «Откуда к нам пришла посуда?». «Посуда вчера и сегодня».
- рассматривание картин с изображением различных предметов
посуды.
- сюжетно-ролевая игра «Приглашаем на чай».
- Рисование элементов узора народного декоративно – прикладного
искусства.
- лепка посуды из глины.
- чтение стихотворений, загадок, чистоговорок о посуде.
Словарная работа: тарелка, селёдочница, экспонат, музей, деревянный,
стеклянный, глиняный, железный.
Оборудование: деревянный сундучок, посуда разной формы размера и
материала (для музея), краски, кисточки, фломастеры, восковые мелки,
пластилин, бумажные тарелки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу, а у меня на столе стоит
вот этот предмет!!! (на столе стоит деревянный сундучок). Как вы думаете,
что это? (ответы детей)
Это деревянный сундучок. В нем хранят различные мелкие предметы. А в
больших сундуках хранили, так же, продукты. В давние времена из дерева
делали разную посуду.
А ещё тут была записка, прочитаем?
Загадки о посуде.
Значит там лежит посуда (открывает сундучок, достает разную посуду).
Действительно, посуда, а какая?
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Где мы можем увидеть с вами большое количество разной посуды? (ответы
детей)
Правильно! На кухне, в столовой, в кафе, а еще в музее.
Давайте представим, что мы пришли в музей. Мы в музе современной
посуды. Как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не бегать, экспонаты
руками не трогать, не толкаться, слушать экскурсовода).
Ребята, а вы знаете, как появилась у человека посуда? (ответы детей)
Много лет назад люди ещё не знали, что такое посуда, и клали еду на листья,
раковины, скорлупки от крупных орехов, плоские камни. Позже стали
мастерить тарелки из глины и дерева (показ слайдов). Сейчас у нас у каждого
есть своя тарелка, а раньше еду подавали на стол в большой общей миске, из
которой потом каждый своей ложкой зачерпывал суп и ел (показ слайдов).
Давайте посмотрим, как выглядят посуда в наше время (показ слайдов).
Каждый из вас знает, как выглядит тарелка, какой она формы? (ответы).
Какими бывают тарелки? (глубокая, мелкая, для торта, для рыбы, из глины,
из дерева.)
Посмотрите, какая необычная тарелка, как вы думаете для чего она (ответы)?
Это селёдочница. Почему она так называется? (ответы) Правильно, эта
тарелка нужна для рыбы.
Посмотрите, все тарелки красиво, ярко и по-разному украшены, расписаны.
А вы помните, что было нарисовано на тарелке, из которой вы утром ели
кашу (ответы детей)?
Воспитатель: В нашем музее есть ещё один зал, Где можно научиться
украшать тарелку. Приглашаем вас пройти в нашу мастерскую.
Но, сначала,
нужно размять наши ручки, чтобы они хорошо поработали.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»:
Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение.)
Воспитатель: Посмотрите, вам на выбор предоставлены разнообразные
материалы, необходимые для украшения тарелки: краски, кисточки,
фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные тарелки для украшения.
Выбирайте и приступайте к работе. Не забывайте следить за осанкой,
выполняйте работу аккуратно.
Дети присаживаются за столы, фоном звучит спокойная музыка. Дети
выбирают материал, которым они будут украшать тарелку и приступают к
работе. Педагог, при необходимости, помогает детям.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! У вас получились очень
красивые и необычные тарелки.
Итог образовательной деятельности.
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали? Что вы
изобразили на своих тарелках? Какими материалами пользовались? Почему?
(ответы детей)
.
Давайте выставим наши работы в приемной, чтобы у нас
получилась выставка, как в музее.
Приложени
е 9.
Загадки про посуду
Она бывает глубока. Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка). Суп, салат, пюре, котлеты,
Подают всегда в … (Тарелке).
Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую для еды. Из одной огромной стопки, разбежались по столам;
(Тарелка). Ну-ка хватит дети топать. Подают обеды вам. (Тарелки).
Я хочу предостеречь! Чтобы губы не обжечь,
К чаю подаются ложечки и? блюдца. Борщ из чашки есть не надо,
Хотя та была бы рада;
Блюдце тоже - маломерка.
Для борща нужна? тарелка.
Спорит часто, кто нужней разная посуда.
Ешь с одной, другою – пей, - Без посуды – худо.
Раньше грелся на плите долго и тоскливо.
Времена теперь не те, быстрый и учтивый,
Закипает на столе, важный, как начальник.
И, всегда на веселее, Наш? электрочайник!
Рядом с чайником она, точно, как букашка;
К чаепитию нужна из фарфора? чашка! Он для чая не удобен, хотя чашке и подобен.
Среди стопок - «великан». Это бьющийся? стакан.
Он в хозяйстве очень нужен, он работою загружен.
Режет разные продукты: мясо, овощи и фрукты.
Острый очень, тем хорош, называют его? нож!
Пить супы, как чай, нельзя.
Все попытки будут зря!
Чтобы есть бульон с картошкой,
Надо пользоваться? ложкой.
Без чего борща не сваришь? Ты, конечно, это знаешь!
Ох, не любят мыть грязнули закопчённые? кастрюли!
Чай она не кипятит, - На плите скворчит, шипит.
Берегись её, еда! Это же? сковорода!
Ложкой трудно есть спагетти - это знают даже дети.
Резать их - не надо пилки; хватит нам ножа и? вилки.
На столе стоят: варенье, сахар, масло, без сомненья,
Их в свои места кладут и по-разному зовут.
Масло, ясно и ребёнку, надо класть всегда? в маслёнку.
Под варенье есть – тарелка под названием - «розетка».
Сахар – для него посуда есть, ей особенная честь - сахарница.
Чтоб чаинки не мешали, пить спокойно чай давали,
Чай душистый, листовой! Нужен чайник? заварной.
Есть салатницы и блюда, очень важна вся посуда.
Чтоб, как надо, стол накрыть, всё должно в порядке быть!
Чистоговорки про посуду
УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне
АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай
УДЫ – УДЫ – УДЫ - на кухне много посуды
ДА – ДА – ДА - на плите сковорода
РЮЛЯ – РЮЛЯ – РЮЛЯ - новая кастрюля
РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА – глубокая тарелка
АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки
РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые тарелки
ИЛКА – ИЛКА – ИЛКА – тоненькая вилка
ОЖКИ – ОЖКИ – ОЖКИ - маленькие ложки
ОЖ – ОЖ – ОЖ - очень острый нож
ЫЛИ – ЫЛИ – ЫЛИ - мы посуду перемыли
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – чашки не разбили
АЕМ – АЕМ – АЕМ – маме помогаем
АЕМ – АЕМ – АЕМ – посуду расставляем
Скороговорки. Посуда.
С, к Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
Ф Любит Флора кофейник из фарфора.
М Мы посуду сами мыли,
Наши руки были в мыле.
Ч, ц Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ш Ложкой понарошку, я хлебал немножко,
Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси.
Ч, ц Чайные блюдца легко бьются.
Ч Чем чаще чищу, чем чашка чище.
Ш, ч Это-ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала – кашки гречневой не стало!
Д, с Я с посудой осторожна – ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду аккуратно всю посуду.
Приложение 10.
Физминутки о посуде.
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный,
как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Чайник.
Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.)
Помощники.
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Девочка Ирина порядок наводила. (Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного).
«Посуда»
Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение.)