Напоминание

Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста


Автор: Карпенко Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста

(выступление на педагогическом совете)

Составила: Карпенко Ю.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №54 г. Ставрополь

В соответствии с ФГОС НОО, чтение – это одно из основных

метапредметных умений. Поэтому перед педагогом встает важная задача –

приобщить ребенка к процессу чтения, заинтересовать его. Для этого педагог

должен создать все необходимые условия, которые будут способствовать

развитию интереса к чтению у младших школьников.

Развитие интереса к чтению требует правильной педагогической

организации.

Различают

две

группы

организационно-педагогических

условий, которые будут способствовать развитию интереса к чтению книг.

Первая группа условий связана с организацией учебного процесса на

уроках литературного чтения. Педагог должен применять на уроках

различные методы и приемы работы с книгой, подключать к процессу чтения

родителей обучающихся, демонстрировать личный пример, создавать в

классе обучающую читательскую среду: уголок с книгами, книжные полки,

выставки книг.

Важным моментом при работе с текстом книги является совместное

чтение. Задача «прочитать» ставится перед всеми детьми. Одним детям

совместное чтение поможет актуализировать необходимые знания и умения,

а другим – усилить мотивацию в их приобретении. Это, превращая чтение в

осознаваемый процесс, помогает создавать положительную мотивацию к

чтению, пробуждает интерес, создает более благоприятные условия для

формирования лексико-грамматического и смыслового прогнозирования, а

также навыка целостного восприятия читаемого. При совместном чтении

обучающиеся активно помогают друг другу, получая дополнительную

мотивацию, так как они чувствуют востребованность своих знаний и умений.

Это пробуждает не только интерес к чтению, но и организует сотрудничество

детей.

Действенным методом, способствующим развитию интереса к чтению,

является выразительное чтение вслух. Такой вид чтения способствует

созданию у школьника образных представлений, воздействует на эмоции и

восприятие,

помогает

заинтересовать

ребенка,

вызывает

желание

попробовать прочитать произведение вслух самостоятельно.

Общение с книгой должно происходить ежедневно как в стенах

образовательной организации, так и дома. К процессу развития интереса к

чтению

у

обучающихся

следует

подключить

и

других

субъектов

образовательного процесса – родителей. Главным фактором в приобщении

ребенка к чтению является личный пример. Если родитель или педагог

читает – дети примут это как нормативное поведение. Родители во многом

определяют круг читательских интересов своего ребенка, поэтому педагогу

необходимо

помочь

родителям

расширить

представления

о

детской

литературе. Работа с родителями может проводиться в форме бесед и

консультаций. Для формирования интереса и любви к чтению необходимо

совместное чтение родителей и детей.

В целях развития у младших школьников интереса к литературе и

воспитания бережного отношения к книгам в классе должен быть создан

уголок с книгами. В уголке с книгами следует выставлять разнообразные

книги.

Важной

задачей

учителя

становится

отбор

книг,

которые

действительно способствуют формированию литературного вкуса, а также

вероятно вызовут интерес у обучающихся.

Для отбора литературных произведений для книжного уголка, следует

руководствоваться следующими правилами:

целесообразность использования данного произведения детской

аудиторией;

произведение должно принадлежать к подлинному литературному

искусству;

книги

должны

соответствовать

возрастным

особенностям

обучающихся;

иллюстрации

в

книгах

должны

соответствовать

содержанию

литературного произведения;

все произведения должны пробуждать намерение почувствовать

яркие эмоции, а также желание читать самостоятельно;

подбор произведений должен учитывать структуру читательских

интересов школьников.

В

книжном

уголке

необходима

сменяемость

материала

и

межпредметная связь.

Следует помнить, что интерес не принадлежит врожденному качеству

личности ребенка, а формируется в его учебной деятельности.

Вторая группа условий включает организацию обучения чтению.

На первом этапе обучения главное внимание уделяется технике чтения

ребенка. Чтение – сложная речевая деятельность. На начальном этапе

обучения чтению внимание уделяется наращиванию темпа чтения, на

восприятие

прочитанного,

ведь

каждый

письменный

текст

является

источником знаний. Умение читать равносильно умению учиться.

На уроках должны задействоваться все формы деятельности. Это и

внеклассная работа, сопровождение чтения игровыми действиями, работа с

родителями,

проведение

литературных

праздников,

организовывать

экскурсии в библиотеку, музеи и т. д.

В.

А.

Левин

рекомендует

учитывать

интересы

и

потребности

обучающихся, как читательские, так и личностные. Педагог предлагает

соблюдать следующие психолого-педагогические условия для развития и

поддержания интереса к чтению:

ребенок участвует в совместном чтении (как и других занятиях

искусством) добровольно и получает от этой эстетической радости,

удовольствие;

выбор

произведения

для

чтения

ребенок

осуществляет

самостоятельно, а не по списку «обязательной» литературы, заданной для

всех;

взрослый читает то, что ему самому доставляет читательское

удовольствие, т. к. приобщить школьника к искусству может только тот, кто

сам любит литературу;

ребенок

имеет

возможность

оставаться

с

книгой

наедине,

самостоятельно возвращаясь к прочитанному произведению, автору, жанру,

перечитывать целиком или выборочно;

прочувствовав, что произведение выбрано неудачно, не интересно

ребенку или соответствует его сегодняшнему настроению, взрослый не

упорствует, не заставляет ребенка читать до конца, а откладывает текст.

Таким образом, для развития интереса к чтению у детей младшего

школьного возраста, необходимо создать следующие условия:

1. ежедневно организовывать чтение вслух на уроках обучения грамоте

и литературного чтения;

2. организовывать совместное чтение произведений;

3. создавать в классе обучающую книжную среду;

4. осуществлять тщательный подбор детской литературы;

5.

подключать

к

работе

с

книгами

родителей

обучающихся,

демонстрировать интерес к чтению на личном примере



В раздел образования