Напоминание

«Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи"


Автор: Бабичева Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 229 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: «Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для публикации «Активизация коммуникативной

деятельности детей с общим недоразвитием речи.

Важнейшей задачей современной специальной педагогики является

гуманизация воспитания и обучения. В связи с этим проблема формирования

у

детей

навыков

положительного

взаимодействия

с

окружающими

становится залогом их благополучного развития. Способность к общению

затрагивает сферу социальных отношений и отражается на личностных

качествах ребенка. Они позволяют ему взаимодействовать со сверстниками

и

взрослыми,

удовлетворять

интеллектуальные

и

эмоциональные

потребности, достигать практических результатов. Решающим условием

становления

коммуникативной

деятельности

ребенка

является

его

взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности,

учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого

ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ре-

бенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В

свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском

коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во

многом определяются характером отношения дошкольника с педагогами

детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки

отражаются

в

отношениях

детей

между

собой,

в

психологическом

микроклимате группы.

Важное воздействие на развитие ребенка оказывает его отношение со

сверстниками. В отечественной психологии проблему общения детей

дошкольного возраста анализировали:

Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец,

А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская,

Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин.

Особого

внимания

заслуживают

особенности

формирования

коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи. У таких детей, поданным исследователей (Р.Е. Левина,

Б.Н. Гриншпун, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова, Т.Б.Филичева, Г.В.

Чиркина, А.В. Ястребова, и др.), наблюдаются стойкие лексико-грамма-

тические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование

речевых навыков у них либо невозможно, либо дисгармонично.Это приводит

к

неблагополучию

в

сфере

общения,

трудностям

осуществления

коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к

возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки,

вследствие чего возникают трудности социальной адаптации ребенка.

Несмотря на интерес исследователей к проблемам общего недоразвития

речи, особенности общения у таких детей изучены недостаточно, система

формирования у них навыков общения неопределенна.

В отечественной психологии общение рассматривается как основное

условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один

из главных видов деятельности человека, направленный на познание и

оценку самого себя посредством других людей.

Мы провели экспериментальное изучение коммуникативной деятельности

детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на базе

МОУ Детского сада №229, под наблюдением было 30 детей.

Исследованием предусматривалось: изучение общения ребенка в семье, в

детском коллективе, с педагогами.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: беседы с

детьми, анкетирование педагогического персонала, наблюдение, изучение

продуктов детской деятельности (рисунков) и т.д.

Экспериментальное

изучение

коммуникативной

деятельности

детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что

она отличается от деятельности их нормально развивающихся сверстников,

как по уровню своего развития, так и по основным качественным пока-

зателям. Ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные

для

старших

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи,

нередко

сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения,

трудностями

реализации

речевых

и

паралингвистических

средств,

медленным усвоением языковых понятий. Комплекс нарушений речевого и

когнитивного

порядка

препятствует

организации

коммуникативной

деятельности ребенка с общим недоразвитием речи, затрудняет его

социально-речевые контакты, способствует изоляции от коллектива сверст-

ников.

Особенности

коммуникативной

деятельности

у

детей

старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привели нас к

убеждению,

что

в

большинстве

случаев

у

детей

не

происходит

самостоятельного овладения системой коммуникативных умений. Это

указывает на необходимость введения в программу обучения и воспитания

таких детей специальных технологий, направленных на развитие языковых

средств языка и их использование коммуникативной деятельности.

Коррекционно-педагогический

процесс

должен

предусматривать

комплексное развитие личности и речи ребенка, на основе использования

специальных

технологий,

ориентированных

на

формирование

мотивационно- потребностной сферы общения, активизацию контактности и

коммуникативности ребенка с общим недоразвитием речи.

Исходя из этого, мы определили содержательную и организационную

стороны коррекционной работы.

Цель коррекционной работы заключается в развитии коммуникативных

умений детей с ОНР и формировании их поведения при общении.

Под коммуникативными умениями мы понимаем: желание вступить в

контакт с окружающими и умение организовать общение, включающее в

себя: умение поддержать общий разговор, активность в общение, умение

внимательно слушать собеседника, адекватное использование речевых и

неречевых средств общения.

С целью развития общения у детей старшего дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи мы поставили перед собой следующие задачи:

1.

Развитие коммуникации в различных видах детской деятельности

(игровой, продуктивной, трудовой).

2.

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие потребности в

общении.

3.

Формирование у детей представления о доброжелательных чувствах и

отношениях . Нормализация внутрисемейных отношений, общения в семье.

4.

Закрепление полученных навыков коммуникативной деятельности в

различных ситуациях общения.

5.

Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, с целью

активизации способности вступать в речевое общение.

6.

Выявление наиболее эффективных приемов коррекционной работы,

обеспечивающих развитие речевых и неречевых средств общения, его

активности.

Мы используем речевой материал на занятиях с учетом проблемного

обучения. Стремимся определить такие виды специальных коррекционных

заданий и упражнений, включенных в часы занятий, проводимых с логопе-

дом, воспитателем, которые бы способствовали развитию коммуникативных

умений у детей, а также формировали коммуникативное поведение со

сверстниками.

В

ходе

экспериментального

обучения

мы

учитываем

следующие

принципы:

Принцип преемственности и комплексности в коррекционной работе

логопеда,

воспитателя,

родителей

который

позволяет

осуществлять

воздействие на детей с общим недоразвитием речи не только на специальных

занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Принцип связи речи с другими сторонами психического воздействия не

только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность

ребенка в целом.

Принцип

закрепления

речевых

навыков

естественного

речевого

общения предполагающий моделирование различных коммуникативных

ситуаций на коррекционных занятиях и вне их.

Личностно

ориентированный

принцип

обусловливает

учет

индивидуальных

особенностей,

формирование

эмоционально

оптимистического настроя личности детей с общим недоразвитием речи в

процессе коррекционно-методического воздействия.

Соблюдение

принципа

научности

коррекционного

воздействия

основывается на современных требованиях обучения и воспитания детей с

общим недоразвитием речи, использовании новых научных данных о

возможностях совершенствования логопедической работы.

Принцип

доступности

предусматривает

учет

возрастных

и

коммуникативных особенностей детей с речевым недоразвитием.

Реализация

принципа

систематичности

и

последовательности

предполагает постепенность воздействия, чтобы все последующие задания

основывались на использовании навыков, сформированных на основе

предыдущих. Это позволяет закрепить полученные знания и способности,

расширить и углубить их и на этой основе сформировать новые умения

детей.

Сознательность и активность детей обеспечиваются разнообразием заданий

игрового характера

Логопедическое воздействие проводится на специальных

занятиях

по

развитию

коммуникативных

умений

у

детей

старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основной формой работы являются подгрупповые и индивидуальные

логопедические занятия.

Проведению

подгрупповых

занятий

мы

придаем

большое

значение,

позволяем

каждому

ребенку

ориентироваться

в

новых

условиях

сотрудничества со взрослыми, усваивать новые формы поведения и общения

в

коллективе

сверстников,

формировать

различные

виды,

познания

окружающей действительности. Кроме того, на подгрупповых занятиях

ребёнок усваивает новый методический материал не только через общение со

взрослым, но и через опыт сверстников. В такой ситуации ребенок наблюдает

реакцию других детей на то или иное задание, способ выполнения и общение

детей друг с другом, слушает их речевые высказывания.

Индивидуальная работа с детьми направлена на закрепление пройденного

материала, с учетом индивидуальных особенностей.

Проводятся игры и упражнения на материале, который еще только будет

включен в коллективные занятия. В таких случаях мы пре-следуем две цели:

подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали

себя увереннее на занятии, и постепенно «подводить» к новым для них

формам работы.

Взаимосвязь

между

подгрупповыми

и

индивидуальными

занятиями

способствует комплексному воздействию на речевое развитие, активизацию

общения, развитию положительных личностных качеств детей, а также

обогащению последних знаниями. Мы учитываем уровень сформированных

коммуникативных умений детей при разработке, подаче материала, а также

различных приемов, используемых на занятиях в процессе логопедической

работы.

Содержание каждого занятия подготавливает детей к усвоению содержания

следующего.

Коррекционная

работа

не

распадается

на

отдельные

компоненты, а ведется комплексно, затрагивая в той или иной степени все

составляющие деятельности общения. В ходе обучения мы ориентируемся на

способность детей усваивать материал, и в зависимости от этого усложняем

его. В случае недостаточного усвоения изучаемого материала проводятся

дополнительные занятия с незначительными изменениями предлагаемых

заданий, индивидуально решаются задачи.

В

процессе

коррекционного

воздействия

занятия

лишь

в

начале

экспериментальной

работы

выступали

основной

формой

организации

обучения. В последующем мы моделируем и поддерживаем ситуации

естественного общения дошкольников в ходе их свободной деятельности. В

системе нашей работы ставятся и решаются задачи коммуникативного

развития детей, пробуждения собственной речевой активности ребенка.

Мы организуем деятельность детей, но при этом деятельность не всегда

выступает как форма обучения. Будь это досуг, развлечение или свободная

деятельность. Обучение имеет игровую и коммуникативную мотивацию.

Взрослый всегда выступает как партнер по деятельности и общению.

Использование

разнообразных

индивидуально

подобранных

приемов

коррекционного

воздействия

позволяет

обогатить

детей

знаниями

и

развивать способности, необходимые для успешной реализации процесса

общения.

На

основании

выявленных

особенностей

общения

и

индивидуально-

личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием

речи,

экспериментальная

работа

по

развитию

коммуникативных

умений

включает

в

себя

следующие

направления

коррекционного воздействия:

развитие неречевых и речевых средств общения;

формирование умения применять средства общения в разнообразных

коммуникативных ситуациях;

развитие активности в различных формах общения;

формирование определенных нравственных форм, свойств и качеств

личности (например, умений следовать правилам поведения).

В ходе коррекционного обучения мы создаем условия, способствующие

желанию

детей

общаться.

Предлагаем

ситуации,

стимулирующие

их

активность, побуждающие их к сближению друг с другом и с окружающими

взрослыми.

Реализация коммуникативных задач предполагает формирование

разнообразных

и

устойчивых

мотивов

общения,

преодоление

его

ситуативности, а также развитие у детей уверенности в себе, воспитание

интереса к окружающим людям, умения устанавливать взаимоотношения с

окружающими и положительно относиться к ним. Мы учим детей осознанно

отбирать речевые и неречевые средства в различных коммуникативных

ситуациях, развивать активность, самостоятельность в процессе общения. На

занятиях мы придаем большое значение и формированию эмоциональной

сферы ребенка.

Мы вводим в экспериментальное обучение приемы саморегуляции своего

состояния, учим владеть выразительными движениями (мимикой, жестами,

пантомимикой). Это помогает устранять нарушения навыков общения,

замкнутость, обособленность, побуждает речевую активность детей, является

условием психологического комфорта, благополучия ребенка при ком-

муникации с другими, что служит стимулом для активизации ком-

муникативного поведения личности в целом и способствует пре-упреждению

возможных причин эмоционально-личностных проблем в будущем.

Подбираем таким образом речевой материал, игровые задания, проблемные

ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их

инициативные

высказывания,

вопросы,

рассказы

из

личного

опыта,

непроизвольную ситуативную речь, использование невербальных средств

общения.

Основными

приемами

обучения

детей

в

процессе

коррекционного

воздействия

являются

игры-драматизации,

подвижные

и

настольные,

дидактические,

сюжетно-ролевые

инсценировки;

моделирование

коммуникативных ситуаций; обсуждение книг, сочинение историй, сказок и

др.

В ходе работы мы создаем спокойный, доброжелательный стиль общения,

поддерживаем у детей бодрое, радостное настроение, стремимся вызвать

интерес к занятиям, максимально активизируем их речевую, познавательную,

коммуникативную

деятельность

путем

использования

разнообразных

приемов работы, занимательного наглядного и речевого материала, вводим

игровые

персонажи.

Обстановку

занятий

мы

стараемся

сделать

нетрадиционной, раскованной и непринужденной.

На настоящий момент работа по активизация коммуникативной деятельности

детей

с

общим

недоразвитием

речи

продолжается.

Использование

разнообразных приемов активизирует формирование коммуникативных

умений у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного

возраста, а также повышает эффективность коррекционно -педагогической

работы в целом, что позволяет приобрести.



В раздел образования