Автор: Джамзарова Марина Алимурзовна
Должность: Воспитательница
Учебное заведение: МБДОУ д/сад "Звёздочка"
Населённый пункт: а. Зеюко, КЧР Хабезский р-н
Наименование материала: Открытый НОД по ФЭМП
Тема: "Часть и целое"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Часть и целое».
ЗАДАЧИ :
• Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
• Закрепить умение составлять целое из частей.
• Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на
две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
• Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить
называть части и сравнивать целое и часть.
• Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания,
увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ,
синтез, обобщение).
• Добиваться активности всех функций глаза во время занятия.
• Развивать глазодвигательные функции.
• Способствовать восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
• Формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на
удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
• Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
• Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение.
• Воспитывать интерес к занятиям по формированию
элементарных математических представлений.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
картинки с изображением Маши и её друзей, торта, тарелки, сосиски;
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
«Тарелка» (круг из бумаги, разрезанная на части;
«сосиска» (полоска из бумаги);
«торт» (круг из бумаги); ножницы.
Ход НОД:
Вос-ль и дети находят письмо:
«Помогите! День рождения скоро! Я ничего не успеваю, а главное ничего не
умею!
Ваша Маша. Любимица всех деток»
Вос-ль: Вот какое интересное письмо мы с вами нашли.
- Собирайтесь скорее
В необычный поход
Ждут вас тайны лесные,
И тропинка зовет.
1. Маша просит детей помочь подготовиться ко Дню рождения
Чему мы должны научить Машу? (делить торт поровну на всех гостей) Поможем
Маше подготовиться ко Дню рождения? (да)
По следам к зайцам
2. Зрительная гимнастика «Посчитай гостей»
Прямой и обратный счёт в пределах 10.
3.«Собери тарелку»
Вос-ль: Ребята, Маша так торопилась, что разбила все тарелки. Давайте поможем
ей и соберём их. Перед каждым части круга. Из частей составить целые круги.
(На столах у детей круги, разделённые на 3 части)
(Техника безопасности при работе с ножницами)
4.«Раздели сосиску пополам»
Вос-ль: Ребята, Маша сварила сосиски, но они получились очень большие.
Давайте ей поможем поделить каждую сосиску пополам, чтобы они уместились
на наших тарелках.
Вос-ль: Перед каждым полоски (сосиски).
Как поделить полоску на две равные части?
Вос-ль: У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы,
проглажу линию сгиба и разрежу по линии сгиба.
Вос-ль: На сколько частей я разделила полоску? (на две части)
Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили
на две равные части.
Вос-ль: Сколько всего таких частей в целой полоске? (две)
Как мы получила 2 равные части?
Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?
Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?
5. Физкультминутка «Ушки»
Ты вставай скорей дружок
И подпрыгни высоко разок
Чтобы ушки не болели
Разомнём их скорей,
Но ручки сначала разогреем
Хорошо разогрели? Молодцы!
Пальчики потёрли
Вот сгибаем аккуратно
Ушки сгибаем
Разгибаем, и пять раз так повторяем
4,3,2,1. Молодцы, умницы!
Козелок мы разомнём
Указательные и большие пальчики приготовили
Козелок мы разомнём
По ушку пальцем проведём
Сверху вниз три раза
И ладошки прижимаем
И немножко растираем
Чтоб горели ушки, горели, горели
А теперь скажите
Для чего мы это делали?
Чтоб работал мозг.
Вос-ль: Слушаем внимательно и сосредоточим наш мозг.
6. «Логические задачи»
Вос-ль: Слушаем внимательно- внимательно. Задачки все логическиеони требуют
не быстрого ответа, а сначала подумать и сосчитать.
Вспомним наши правила: Послушай, Подумай, Ответь.
-Вдоль овражка шла фуражка
Две косынки, три корзинки,
А за ними шла упрямо белоснежная панама.
Сколько всего шло детей? (семь)
-Как то вечером к медведю
На пирог пришли соседи
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк, с плутовкою лисой,
А медведь никак не мог
Поделить пирог на всех гостей
От труда медведь вспотел
Он не мог считать, сколько всего гостей? (шесть)
-Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат
А ну посчитай поскорей
Сколько всего малышей? (шесть)
Вос-ль: Отдохнули немного, продолжаем нашу работу.
6.«Раздели торт на части»
Вос-ль: Маша пригласила на День рождения медведя и двух волков.
Поможем Маше поделить торт между друзьями и научимся делить круг на четыре
равные части.
Вос-ль: На сколько гостей нужно поделить торт? (на 4).
Какими должны быть части? (равными, одинаковыми).
Вос-ль: На сколько частей мы уже умеем делить круг? (на 2)
Сколько частей получилось? (2)
Как называется каждая часть? (половина или одна вторая)
Что больше: целый круг или его часть? (целый круг)
Вос-ль: Что меньше: часть круга или целый круг? (часть круга)
Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать
ещё раз пополам.
Сколько частей получилось? (4)
Как можно назвать каждую часть? (одна четвёртая.)
Вос-ль: Что больше: целый круг или одна четвёртая часть? (целый круг)
Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга?
Что больше: одна вторая круга или одна четвёртая?
Вос-ль: Возьмите на столах круги. Подумайте и попробуйте разделить круг на
четыре равные части? (сначала на две части, затем еще раз на две).
Сколько получилось частей?
Как называется вот эта часть? (половина).
Что больше (меньше) целый торт или половина?
Какая это часть? (четвертая).
Что меньше (больше) четвертая часть или целый торт?
Какие получились части?
Вос-ль: А теперь, расскажи …, что тебе кажется важной в этой работе (ровно
соединить стороны). Почему это важно?
7. День рождения Маши
Маша угощает гостей тортом.
Смогла Маша поровну поделить торт между гостями? (да)
8. Итог
Маша: Молодцы ребята, ваши знания, умения помогли мне подготовиться ко
Дню рождения.
- Что вы на занятии делали?
- Какое задание вам понравилось?
Большое вам спасибо! Я приготовила сюрприз не только для своих гостей, но и
для Вас!
Раздаёт угощенье (звучит песня «С днём рождения меня» из мультфильма «Маша
и медведь»)