Автор: Леонтьева Алина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Междуреченская СОШ»
Населённый пункт: -
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности социализации современного младшего школьника»
Раздел: начальное образование
«Особенности социализации современного младшего школьника»
Актуальность
выбранной
нами
темы
сконцентрирована
в
образовательном процессе современной школы: формируя определенный
набор личностных качеств в процессе обучения, мы закладываем социальную
основу
развития
личности
ребенка:
личность
духовная,
успешная,
творческая, ответственная, правовая, гуманная, свободная, гражданин,
партнер в сообществе, не иждивенец.
Цель исследования: изучить особенности социализации личности
учащихся в процессе обучения.
Объект исследования: процесс социализации личности учащихся в
едином образовательном пространстве современной школы.
Предмет исследования: успешная социализация личности учащегося.
В соответствии с объектом и предметом исследования, а также для
реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ исследований процесса социализации
личности, его этапов, факторов и институтов;
- выявить взаимосвязь между социализацией и личностным обучением
учащихся в образовательном пространстве современной школы;
- провести диагностику социализации школьников в современной
школе.
Методы исследования:
Теоретическая часть работы проводилась с применением методов
анализа, синтеза и картирования научных знаний. Практическая часть
включала
в
себя
использование
методов
интервью,
оценки
работы,
анкетирования, количественную и качественную обработку данных.
Методы исследования:
Для диагностики применялись:
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Для выявления особенностей формирования социализации младших
школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Междуреченская
СОШ»
В исследовании приняли участие 15 учащихся 4-го класса в возрасте от
9
до
10
лет.
Изучение
сформированности
социализации
младших
школьников мы начали с проведения беседы с классным руководителем, а
также
разработали
диагностический
инструментарий,
включающий:
диагностику коммуникативной компетентности учащихся (Г.М. Беспалова)
[4]; адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для
младших
школьников
(составлен
Н.Е.
Щурковой,
адаптирован
В.М.
Ивановой, Т.Е. Павловой, Е.Н. Степановым) [1]; авторскую методику
«Изучение принятия младшим школьником норм и правил социума».
На данном этапе нашей работы мы провели исследование по изучению
мотивационного
и
когнитивного
компонентов
сформированности
социализации у младших школьников, т. к. считаем, что сначала необходимо
изучить особенности отношения младшего школьника к другим членам
общества, а также знания им норм правового поведения, морали и
социального взаимодействия. Мы уверены, что именно от последнего зависят
отношения младшего школьника с окружающими.
Беседа с классным руководителем была направлена на исследование
обоих компонентов социализации младших школьников.
Исходя
из
ответов
можно
говорить
о
том,
что
уровень
сформированности социализации у всех учащихся соответствует значениям
«высокий» и «средний». Однако данные, полученные из комментариев,
позволяют предположить, что у 4 из 15 испытуемых – № 3, 8, 13 и 14,
выбранные компоненты социализации сформированы не полностью.
Диагностика
коммуникативной
компетентности
учащихся
(Г.М.
Беспалова)
[4]
была
направлена
на
исследование
мотивационного
компонента и когнитивного компонента (понимание других). Полученные
данные показали, что у испытуемых № 1, 7, 15 – низкий уровень
сформированности когнитивного компонента, а испытуемый № 3 обладает
низким уровнем сформированности обоих компонентов.
Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для
младших
школьников
был
направлен
на
исследование
когнитивного
компонента (знание норм поведения и взаимодействия). Данная диагностика
выявила, что низкий уровень обнаружен только у испытуемого № 8.
Авторская методика «Изучение принятия младшим школьником норм
и
правил
социума»
позволила
выявить
уровень
сформированности
когнитивного компонента. Исходя из полученных данных, можно сказать,
что необходимо обратить внимание на испытуемых № 3 и 10, т. к. у
испытуемого № 3 выявлен низкий уровень одного из исследуемого данной
диагностикой критериев, а у испытуемого № 10 выявлен низкий уровень по
обоим критериям.
Степень социализации младших школьников была показана нами
путем определения уровня сформированности данного качества.
Таблица 1- Уровни социализации младших школьников
Среди
полученных
результатов
есть
устойчивые
значения,
указывающие на несформированные компоненты социализации, изучаемые
нами –
1) мотивационный;
2) когнитивный.
Можно сказать, что у испытуемых № 3, 8 и 13 наблюдаются сложности
с
соблюдением
дисциплины
и
возникшие
из-за
этого
трудности
в
отношениях с педагогами. У испытуемых № 1, 7, 10, 14, 15 также есть
признаки
несформированности
социализации,
однако
они
совсем
незначительны, и, вероятно, будут устранены после проведенной социально-
педагогической работы с классным коллективом испытуемых. Таким
образом, можно сделать вывод, что благодаря проведенному исследованию,
нами было выявлено, что в данном коллективе испытуемых младшего
школьного возраста присутствует 8 учащихся, у которых не сформирована
социальная компетентность. Для коррекции низкого уровня социализации
испытуемых необходимо разработать и провести программу формирования
социализации младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений
и
преобразований
во
всех
сферах
психического
развития.
Процесс
социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и
обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных
приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в
современном мире. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее
значение для социализации и воспитания младшего школьника.