Напоминание

«Особенности социализации современного младшего школьника»


Автор: Леонтьева Алина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Междуреченская СОШ»
Населённый пункт: -
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности социализации современного младшего школьника»
Раздел: начальное образование





Назад




«Особенности социализации современного младшего школьника»

Актуальность

выбранной

нами

темы

сконцентрирована

в

образовательном процессе современной школы: формируя определенный

набор личностных качеств в процессе обучения, мы закладываем социальную

основу

развития

личности

ребенка:

личность

духовная,

успешная,

творческая, ответственная, правовая, гуманная, свободная, гражданин,

партнер в сообществе, не иждивенец.

Цель исследования: изучить особенности социализации личности

учащихся в процессе обучения.

Объект исследования: процесс социализации личности учащихся в

едином образовательном пространстве современной школы.

Предмет исследования: успешная социализация личности учащегося.

В соответствии с объектом и предметом исследования, а также для

реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- провести теоретический анализ исследований процесса социализации

личности, его этапов, факторов и институтов;

- выявить взаимосвязь между социализацией и личностным обучением

учащихся в образовательном пространстве современной школы;

- провести диагностику социализации школьников в современной

школе.

Методы исследования:

Теоретическая часть работы проводилась с применением методов

анализа, синтеза и картирования научных знаний. Практическая часть

включала

в

себя

использование

методов

интервью,

оценки

работы,

анкетирования, количественную и качественную обработку данных.

Методы исследования:

Для диагностики применялись:

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Для выявления особенностей формирования социализации младших

школьников было проведено исследование на базе МБОУ «Междуреченская

СОШ»

В исследовании приняли участие 15 учащихся 4-го класса в возрасте от

9

до

10

лет.

Изучение

сформированности

социализации

младших

школьников мы начали с проведения беседы с классным руководителем, а

также

разработали

диагностический

инструментарий,

включающий:

диагностику коммуникативной компетентности учащихся (Г.М. Беспалова)

[4]; адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для

младших

школьников

(составлен

Н.Е.

Щурковой,

адаптирован

В.М.

Ивановой, Т.Е. Павловой, Е.Н. Степановым) [1]; авторскую методику

«Изучение принятия младшим школьником норм и правил социума».

На данном этапе нашей работы мы провели исследование по изучению

мотивационного

и

когнитивного

компонентов

сформированности

социализации у младших школьников, т. к. считаем, что сначала необходимо

изучить особенности отношения младшего школьника к другим членам

общества, а также знания им норм правового поведения, морали и

социального взаимодействия. Мы уверены, что именно от последнего зависят

отношения младшего школьника с окружающими.

Беседа с классным руководителем была направлена на исследование

обоих компонентов социализации младших школьников.

Исходя

из

ответов

можно

говорить

о

том,

что

уровень

сформированности социализации у всех учащихся соответствует значениям

«высокий» и «средний». Однако данные, полученные из комментариев,

позволяют предположить, что у 4 из 15 испытуемых – № 3, 8, 13 и 14,

выбранные компоненты социализации сформированы не полностью.

Диагностика

коммуникативной

компетентности

учащихся

(Г.М.

Беспалова)

[4]

была

направлена

на

исследование

мотивационного

компонента и когнитивного компонента (понимание других). Полученные

данные показали, что у испытуемых № 1, 7, 15 – низкий уровень

сформированности когнитивного компонента, а испытуемый № 3 обладает

низким уровнем сформированности обоих компонентов.

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для

младших

школьников

был

направлен

на

исследование

когнитивного

компонента (знание норм поведения и взаимодействия). Данная диагностика

выявила, что низкий уровень обнаружен только у испытуемого № 8.

Авторская методика «Изучение принятия младшим школьником норм

и

правил

социума»

позволила

выявить

уровень

сформированности

когнитивного компонента. Исходя из полученных данных, можно сказать,

что необходимо обратить внимание на испытуемых № 3 и 10, т. к. у

испытуемого № 3 выявлен низкий уровень одного из исследуемого данной

диагностикой критериев, а у испытуемого № 10 выявлен низкий уровень по

обоим критериям.

Степень социализации младших школьников была показана нами

путем определения уровня сформированности данного качества.

Таблица 1- Уровни социализации младших школьников

Среди

полученных

результатов

есть

устойчивые

значения,

указывающие на несформированные компоненты социализации, изучаемые

нами –

1) мотивационный;

2) когнитивный.

Можно сказать, что у испытуемых № 3, 8 и 13 наблюдаются сложности

с

соблюдением

дисциплины

и

возникшие

из-за

этого

трудности

в

отношениях с педагогами. У испытуемых № 1, 7, 10, 14, 15 также есть

признаки

несформированности

социализации,

однако

они

совсем

незначительны, и, вероятно, будут устранены после проведенной социально-

педагогической работы с классным коллективом испытуемых. Таким

образом, можно сделать вывод, что благодаря проведенному исследованию,

нами было выявлено, что в данном коллективе испытуемых младшего

школьного возраста присутствует 8 учащихся, у которых не сформирована

социальная компетентность. Для коррекции низкого уровня социализации

испытуемых необходимо разработать и провести программу формирования

социализации младших школьников.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений

и

преобразований

во

всех

сферах

психического

развития.

Процесс

социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и

обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных

приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в

современном мире. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее

значение для социализации и воспитания младшего школьника.



В раздел образования