Автор: Игунова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №39 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: публикация
Тема: Цифровизация воспитания
Раздел: дошкольное образование
«Цифровизация воспитания»
Современная образовательная организация работает с новым поколением детей,
которые растут в новых социальных условиях, где главной задачей является раскрытие
индивидуальности каждого
обучающегося, воспитание личности,
готовой к конкурентоспособности в современной и высокотехнологичной среде проживания. В
тоже время, приходится говорить о глобальной трансформации отношений ребенка
в
предметном
и
социальном
мирах,
важнейшим
фактором
которой
является
экранная
цифровизация,
которая,
по
мнению
многих
специалистов,
родителей
и
педагогов,
представляет угрозы и риски для системы образования и безопасного развития детства.
И сегодня мы поговорим об этом.
Какой должна быть воспитательная работа в условиях активной цифровизации
образования?
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
указано,
что
приоритетной
задачей
в
сфере
воспитания
детей
является
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные
духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
И
современная
воспитательная
работа
отвечает
этим
задачам,
благодаря
использованию цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и
невозможным
в
условиях
цифровизации,
приобретает
смысл.
Так,
сейчас
организовываются онлайн-трансляции, экскурсии (в музеи, театры и прочее), встречи с
интересными людьми (например, с ветеранами Великой отечественной войны) и многое
другое.
Для
педагогов
создается
расширенный
поиск
методических
разработок
для
проведения мероприятий и обмена опытом. Особенно это актуально для таким удаленных
территорий как наш округ.
Возможна ли цифровизация без ущерба для
воспитания?
В современных условиях повышенной неопределенности, накануне серьезных жизненных
испытаний
в
детях
необходимо
воспитывать
креативность,
смелость
принятия
нестандартных идей, ответственность за результат и доведение его до оптимального
итога. Этим всегда отличались российские дети на различных олимпиадах и конкурсах.
Кроме этого, что очень важно, умение ребенка работать в команде, решать конфликты
мирными средствами, уметь проигрывать— это тоже позитивный воспитательный опыт
классического образования личности.
Способна ли цифровизация дать такого рода личностное воспитание?
При всех кажущихся плюсах и удобствах цифровизации обучения роль рисков, на мой
взгляд преуменьшается. И риски эти весьма разнообразны: от серьёзных проблем со
здоровьем детей до резкого падения качества образования.
В какой связи цифровые носители способны оказывать адекватное воспитывающее
воздействие на ребенка?
Наверное, если это заложено в контенте и если рядом находится любящий взрослый, то и
цифровое образование как воспитание — может быть благом. Однако, по большому счету,
в цифровом образовании речь вообще не может идти о воспитании, в лучшем случае — об
обучении.
Воспитание предполагает «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), общение и
межличностное
взаимодействие
субъектов
образовательного
процесса,
проживание
и
переживание ими этих ситуаций на основе знания принятых в обществе моральных норм.
Воспитание по сути — это понятие морально-нравственно-духовное. Мне кажется, что
для эффективности воспитания важно найти баланс между использованием возможностей
цифры как информационных технологий и живым общением педагога и обучающихся.
Каковы
риски
использования
глобальной
цифровизации
подрастающим
поколением?
Как отмечают исследователи,
у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а
суждения
поверхностны,
дети
хуже
могут
формулировать
собственные
мысли.
А
грамотность
их
в
применении
знаний
орфографии,
пунктуации
и
грамматики
—
неудовлетворительна,
она
не
формируется,
ведь
во
всех
устройствах
есть
функция
автоисправления.
Но
если
школьник
не
имеет
развитой
практики
живого
общения,
формирования
и
формулирования
мысли
в
речи,
у
него
не
сформируется
активное
мышление. У детей нарушены социальные связи, они не умеют адекватно реагировать на
конфликты.
Наиболее пагубное влияние цифровизации осуществляется на личностно-
смысловую сферу безопасного развития детей и также угрозу личностным ценностям
подрастающего поколения на рост зависимостей.
Что
могут
сделать
взрослые,
чтобы
ослабить
негативное
влияние
глобальной
цифровизации на детей и обеспечить их безопасное развитие?
С моей точки зрения можно сделать следующее:
Первое.
Необходимо
государственное
регулирование
процессов
цифровизации
в
образовании.
Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для
обучения
и
воспитания
в
образовательных
организациях
и
семье.
Необходимы
законодательные
решения,
способствующие
адекватному
использованию
цифровых
технологий во всех сферах жизни, касающихся детей.
Например,
дома
настоятельно
рекомендовать
родителям
ограничивать
использование
детьми электронных устройств прежде всего в раннем и дошкольном возрастах;
Ограничить показ агрессивного контента: телесериалов, фильмов и трагических новостей,
возможно перевести на ночной эфир либо исключить для просмотра детьми;
цифровые игры и игрушки, а также вся игровая продукция, нуждаются в обязательной
сертификации;
Очень важен адекватный поиск оптимального использования элементов IT для учащихся
без ущерба для качества знаний и психологического состояния детей.
Второе.
Сегодня речь идет о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости
проведения исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения
и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей
различных
возрастов,
о
соответствующем
научно-методическом
обеспечении
деятельности
педагога.
Главным
направлением
исследований
должны
явиться
определение законов личностного развития человека в условиях цифровизации, начиная с
момента
его
появления
на
свет,
при
этом
подобающее
и
органичное
место
в
этих
исследования должна занять проблема воспитания.
Создание детского позитивного контента.
Основной принцип создания детского позитивного контента — обеспечение безопасного
развития
детства
как
чувства
защищенности,
благополучия,
порождающее
целостно-
позитивную систему отношений ребенка к миру («доверия к миру»), другим людям, себе
самому. Это происходит в ценностных субъективных переживаниях детства. Детский
позитивный контент распространяется не только на информационные технологии (IT) и
электронные средства, в частности, детские сайты и Интернет, но и на всю культурно-
информационную
инфраструктуру
детства:
телевидение,
кинематограф
и
анимацию,
детскую печать и книжную продукцию, детский театр и парки развлечений, а также игры
и игрушки как особую форму информационного воздействия.
На мой взгляд, воспитание —процесс взаимодействий взрослого и ребенка, построенный
на принципе безопасного развития детства; в таком случае он обеспечивает достижение
цели
воспитания
—
духовно-нравственную
способность
в
различении
добра
от
зла,
ориентацию
на
духовно-нравственные
ценности,
формирование
радостного
мироощущения, позитивных ожиданий, положительных личностных образований.
Таким
образом,
социальная
ситуация
развития
современного
детства
оказывается
в
пространстве
нарастающих
угроз
психологического
и
антропогенного
характера.
Цифровизация представляет собой серьезые риски для подрастающего поколения,
Какие выводы вы могли бы сделать?
Цифровое поколение по сравнению с предыдущими отличается по многим параметрам,
определяемых
особой
социальной
ситуацией
их
развития.
Вопрос
об
изменениях
в
психическом
и
личностном
развитии
нельзя
ставить
оценочно,
так
как
результат
изменений скажется через много лет.
Необходима
организация
комплексных
междисциплинарных
исследований
по
оценке
влияния технологических изменений на детей и подростков. Такой анализ может не
только убедительно показать обоснованность тех или иных страхов, но и дать надежную
основу
для
образовательной
политики.
Возможно,
что
через
некоторое
время
те
изменения,
которые
сегодня
нас
тревожат,
окажутся
факторами
перехода
к
новому
качеству жизни и залогом успеха в близком уже мире интернета вещей или в более
отдаленном будущем нейронета.
Цифровую компетентность следует рассматривать как важнейший навык ХХI века и как
основу
безопасности
в
информационном
обществе.
Обучающие
программы
по
повышению
уровня
цифровой
компетентности
должны
разрабатываться
для
детей,
родителей и педагогов с опережающим эффектом. Передать воспитание ребенка целиком
и полностью цифровым технологиям невозможно. Главное в этом вопросе - чувство меры.
При правильном подходе современные технологии могут стать инструментом развития и
воспитания подрастающего поколения.