Напоминание

Цифровизация воспитания


Автор: Игунова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №39 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: публикация
Тема: Цифровизация воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Цифровизация воспитания»

Современная образовательная организация работает с новым поколением детей,

которые растут в новых социальных условиях, где главной задачей является раскрытие

индивидуальности каждого

обучающегося, воспитание личности,

готовой к конкурентоспособности в современной и высокотехнологичной среде проживания. В

тоже время, приходится говорить о глобальной трансформации отношений ребенка

в

предметном

и

социальном

мирах,

важнейшим

фактором

которой

является

экранная

цифровизация,

которая,

по

мнению

многих

специалистов,

родителей

и

педагогов,

представляет угрозы и риски для системы образования и безопасного развития детства.

И сегодня мы поговорим об этом.

Какой должна быть воспитательная работа в условиях активной цифровизации

образования?

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

указано,

что

приоритетной

задачей

в

сфере

воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой

потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите

Родины.

И

современная

воспитательная

работа

отвечает

этим

задачам,

благодаря

использованию цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и

невозможным

в

условиях

цифровизации,

приобретает

смысл.

Так,

сейчас

организовываются онлайн-трансляции, экскурсии (в музеи, театры и прочее), встречи с

интересными людьми (например, с ветеранами Великой отечественной войны) и многое

другое.

Для

педагогов

создается

расширенный

поиск

методических

разработок

для

проведения мероприятий и обмена опытом. Особенно это актуально для таким удаленных

территорий как наш округ.

Возможна ли цифровизация без ущерба для

воспитания?

В современных условиях повышенной неопределенности, накануне серьезных жизненных

испытаний

в

детях

необходимо

воспитывать

креативность,

смелость

принятия

нестандартных идей, ответственность за результат и доведение его до оптимального

итога. Этим всегда отличались российские дети на различных олимпиадах и конкурсах.

Кроме этого, что очень важно, умение ребенка работать в команде, решать конфликты

мирными средствами, уметь проигрывать— это тоже позитивный воспитательный опыт

классического образования личности.

Способна ли цифровизация дать такого рода личностное воспитание?

При всех кажущихся плюсах и удобствах цифровизации обучения роль рисков, на мой

взгляд преуменьшается. И риски эти весьма разнообразны: от серьёзных проблем со

здоровьем детей до резкого падения качества образования.

В какой связи цифровые носители способны оказывать адекватное воспитывающее

воздействие на ребенка?

Наверное, если это заложено в контенте и если рядом находится любящий взрослый, то и

цифровое образование как воспитание — может быть благом. Однако, по большому счету,

в цифровом образовании речь вообще не может идти о воспитании, в лучшем случае — об

обучении.

Воспитание предполагает «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), общение и

межличностное

взаимодействие

субъектов

образовательного

процесса,

проживание

и

переживание ими этих ситуаций на основе знания принятых в обществе моральных норм.

Воспитание по сути — это понятие морально-нравственно-духовное. Мне кажется, что

для эффективности воспитания важно найти баланс между использованием возможностей

цифры как информационных технологий и живым общением педагога и обучающихся.

Каковы

риски

использования

глобальной

цифровизации

подрастающим

поколением?

Как отмечают исследователи,

у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а

суждения

поверхностны,

дети

хуже

могут

формулировать

собственные

мысли.

А

грамотность

их

в

применении

знаний

орфографии,

пунктуации

и

грамматики

неудовлетворительна,

она

не

формируется,

ведь

во

всех

устройствах

есть

функция

автоисправления.

Но

если

школьник

не

имеет

развитой

практики

живого

общения,

формирования

и

формулирования

мысли

в

речи,

у

него

не

сформируется

активное

мышление. У детей нарушены социальные связи, они не умеют адекватно реагировать на

конфликты.

Наиболее пагубное влияние цифровизации осуществляется на личностно-

смысловую сферу безопасного развития детей и также угрозу личностным ценностям

подрастающего поколения на рост зависимостей.

Что

могут

сделать

взрослые,

чтобы

ослабить

негативное

влияние

глобальной

цифровизации на детей и обеспечить их безопасное развитие?

С моей точки зрения можно сделать следующее:

Первое.

Необходимо

государственное

регулирование

процессов

цифровизации

в

образовании.

Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для

обучения

и

воспитания

в

образовательных

организациях

и

семье.

Необходимы

законодательные

решения,

способствующие

адекватному

использованию

цифровых

технологий во всех сферах жизни, касающихся детей.

Например,

дома

настоятельно

рекомендовать

родителям

ограничивать

использование

детьми электронных устройств прежде всего в раннем и дошкольном возрастах;

Ограничить показ агрессивного контента: телесериалов, фильмов и трагических новостей,

возможно перевести на ночной эфир либо исключить для просмотра детьми;

цифровые игры и игрушки, а также вся игровая продукция, нуждаются в обязательной

сертификации;

Очень важен адекватный поиск оптимального использования элементов IT для учащихся

без ущерба для качества знаний и психологического состояния детей.

Второе.

Сегодня речь идет о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости

проведения исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения

и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей

различных

возрастов,

о

соответствующем

научно-методическом

обеспечении

деятельности

педагога.

Главным

направлением

исследований

должны

явиться

определение законов личностного развития человека в условиях цифровизации, начиная с

момента

его

появления

на

свет,

при

этом

подобающее

и

органичное

место

в

этих

исследования должна занять проблема воспитания.

Создание детского позитивного контента.

Основной принцип создания детского позитивного контента — обеспечение безопасного

развития

детства

как

чувства

защищенности,

благополучия,

порождающее

целостно-

позитивную систему отношений ребенка к миру («доверия к миру»), другим людям, себе

самому. Это происходит в ценностных субъективных переживаниях детства. Детский

позитивный контент распространяется не только на информационные технологии (IT) и

электронные средства, в частности, детские сайты и Интернет, но и на всю культурно-

информационную

инфраструктуру

детства:

телевидение,

кинематограф

и

анимацию,

детскую печать и книжную продукцию, детский театр и парки развлечений, а также игры

и игрушки как особую форму информационного воздействия.

На мой взгляд, воспитание —процесс взаимодействий взрослого и ребенка, построенный

на принципе безопасного развития детства; в таком случае он обеспечивает достижение

цели

воспитания

духовно-нравственную

способность

в

различении

добра

от

зла,

ориентацию

на

духовно-нравственные

ценности,

формирование

радостного

мироощущения, позитивных ожиданий, положительных личностных образований.

Таким

образом,

социальная

ситуация

развития

современного

детства

оказывается

в

пространстве

нарастающих

угроз

психологического

и

антропогенного

характера.

Цифровизация представляет собой серьезые риски для подрастающего поколения,

Какие выводы вы могли бы сделать?

Цифровое поколение по сравнению с предыдущими отличается по многим параметрам,

определяемых

особой

социальной

ситуацией

их

развития.

Вопрос

об

изменениях

в

психическом

и

личностном

развитии

нельзя

ставить

оценочно,

так

как

результат

изменений скажется через много лет.

Необходима

организация

комплексных

междисциплинарных

исследований

по

оценке

влияния технологических изменений на детей и подростков. Такой анализ может не

только убедительно показать обоснованность тех или иных страхов, но и дать надежную

основу

для

образовательной

политики.

Возможно,

что

через

некоторое

время

те

изменения,

которые

сегодня

нас

тревожат,

окажутся

факторами

перехода

к

новому

качеству жизни и залогом успеха в близком уже мире интернета вещей или в более

отдаленном будущем нейронета.

Цифровую компетентность следует рассматривать как важнейший навык ХХI века и как

основу

безопасности

в

информационном

обществе.

Обучающие

программы

по

повышению

уровня

цифровой

компетентности

должны

разрабатываться

для

детей,

родителей и педагогов с опережающим эффектом. Передать воспитание ребенка целиком

и полностью цифровым технологиям невозможно. Главное в этом вопросе - чувство меры.

При правильном подходе современные технологии могут стать инструментом развития и

воспитания подрастающего поколения.



В раздел образования