Автор: Довыденко Нина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: разработка урока
Тема: Дикие животные
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока окружающего мира
1.Дидактическое обоснование:
«Окружающий мир 1класс» (1 часть) Н.Ф. Виноградова УМК «Школа 21 века».
2.Тема урока: «Дикие животные».
3. Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : создать условия для уточнения и расширения представлений о диких животных,
развития умений находить отличительные признаки диких животных; способствовать развитию речи, логического мышления,
познавательного интереса.
4.Тип урока: урок открытия нового знания
5. П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы :
Предметные:
н а у ч а т с я
приводить примеры диких животных, характеризовать животных разных классов: название,
особенности, внешний вид, место обитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Р е г у л я т и в н ы е : осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя; оценка –
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – уточнять
и расширять представления о диких животных; логические – находить отличительные признаки диких животных.
К о м м у н и к а т и в н ы е : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам;
взаимодействие – строить высказывание.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе.
6 . О б о р у д о в а н и : компьютер, интерактивная доска, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», презентация,
интерактивное наглядное пособие серии «Начальная школа», задания, словарь Ожегова.
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.
8. Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Деятельность учителя Слайд 1.
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные
действия
1.Мотивирование к
учебной
деятельности
(организационный
момент) – 1-2
минуты
Слайд 2.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Подготовка
класса к работе.
Настрой на
дальнейшую
работу.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии – 2-3
минуты
У нас на уроке гости!
Кто это?
Интересно, с каким вопросом они к нам пришли?
И письмо здесь!
Здравствуйте ребята! Мы никак не можем
разобраться:
1. Где мы жили раньше?
2.Как нас называют?
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели.
3.К какой группе животных мы относимся?
Помогите нам!
Заяц. Волк.
Слайд 3.
Как вы думаете, в конце урока мы сможем ответить на
эти вопросы.
Предлагаю вам отгадать загадки:
– Отгадайте загадки:
1. За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса.)
2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Отгадывают
загадки.
4. По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка.)
Слайд 4.
- Как, одним словом можно назвать все слова-отгадки?
(животные)
-К какой группе животных их можно отнести? (дикие
животные) А почему они дикие, мы и буде выяснять.
Проводят
сравнение,
обобщение.
3.Постановка
учебной задачи –
2-3 минут
1.-Так кто догадался о чём сегодня на уроке мы будем
говорить, какая будет тема урока?.
Тема урока: « Дикие животные»
2 . Ц е л е п о л а г а н и е .
– Мы с вами продолжаем знакомство с животным
миром. О каких животных мы будем говорить сегодня
на уроке? ( о диких)
Называют тему
урока,
определяют
цель.
Регулятивные:
целеполагание,
прогнозирование;
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий
Логические –
формулирование проблемы.
4. Открытие
нового знания
(построение
проекта выхода из
Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли
исследователей.
- А кто такие исследователи?
Находят в
словаре
Ожегова
определение.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование,
Познавательные:
моделирование, логические –
затруднения) – 7-8
минут
Слайд 5.
Цель:
- По ходу исследования вы ответите на вопросы:
1.Каких животных можно назвать дикими?
2.На какие большие группы делятся дикие животные?
3. Почему их называют дикими?
Выдвижение проблемы
- А нужно ли нам это знать? да
- Зачем? ( знать как выглядят, какую пользу приносят,
как себя вести при встрече с ними)
Исследовательская работа будет проводиться в
группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
Слайд 6.
Исследователи-
это…
Правила
работы в
группе:
1.Работаем
тихо, дружно.
2.Говорим по
очереди, не
перебивая друг
друга.
3.Внимательно
слушаем того,
кто говорит.
4. Если что - то
не понятно –
переспроси,
постарайся
решение проблемы,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество
в поиске и выборе информации
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Распределитесь на группы (по 4 человека),
выберите капитана и № группы.
-У каждой группы будет своё задание
-Каждая группа должна выбрать капитана, который
будет руководить работой.
-А я буду вашим помощником.
-Капитаны подойдите ко мне за заданиями: (У каждой
группы изображение диких животных и таблица).
См. приложение.
1 группа: птицы
2 группа: насекомые
3 группа: пресмыкающиеся
4 группа: земноводные
5 группа: звери
6 группа: рыбы
понять.
Капитаны
получают
задания.
По ходу работы
учащиеся
заполняют
таблицу,
определяют, к
какой группе
диких животных
относятся.
Идут на месте,
переваливаются
с ноги на ногу,
изображая
медведя.
Познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний, находить
ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка действий
партнёра.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
МИШКА
Мишка по лесу гулял,
Мишка деток искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Подремал медведь, пошёл,
И ребяток он нашёл.
Стали детки плясать,
Стали ножками стучать.
– Мишка, Мишенька, вставай,
С нами танец начинай!
Присаживаются
«засыпают».
Встают
«просыпаются»,
топают ногами,
хлопают в
ладоши.
5. Первичное
закрепление – 8-10
минут
Выполнив задание, вы должны рассказать всем
1.Какая группа животных вам досталась…
2 Что вы знаете об этих животных….
3. Каких животных можно добавить в вашу группу
4. Почему эти животные называются дикими…..
( ответы групп)
Слайд 7.
- На какие группы делятся дикие животные?
Вывод: Дикие животные делятся на группы…
Выступление
групп.
Соединяют
стрелками (на
интерактивной
доске) названия
групп диких
животных.
Делают вывод.
Коммуникативные: слушать
и понимать речь других, уметь
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, владеть диалогической
формой речи
Соотнесите название с картинкой.
Работа на
интерактивной
доске.
6. Творческое
задание
А кто знает какие животные живут в нашем регионе?
Как называется наш край? (Югра, ХМАО)
У нас много лесов, наш край славится красивыми
соснами, елями, кедрами. Наш лесной массив
называется тайга.
У нас есть сегодня ребята , которые приготовили
сообщения о некоторых из них, чтобы мы с вами еще
больше узнали о диких животных и запомнили.
Стихи и сообщения
6.Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой
по эталону.3- 5
минут.
А
теперь
я
вам
предлагаю
самостоятельно
поработать
и
выполнить
интересное
задание
на
внимание: Найти на рисунке диких животных и
раскрасить их.
Так каких животных вы нашли, кто спрятался?
( называют)
Самостоятельна
я работа.
Регулятивные: контроль,
коррекция и осознание того,
что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Личностные:
самоопределение.
7.Включение в
систему знаний и
повторение. 8-10
минут
Так давайте подведём итог. О ком мы сегодня
говорили? ( о диких животных)Что мы о них узнали?
На какие 6 групп делятся дикие животные?
Регулятивные: осознание
того, что уже усвоено
Личностные: целеполагание.
Определяют,
соотносят с
группой диких
животных.
Регулятивные: контроль,
коррекция и осознание того,
что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог) – 2-3
минуты.
Какую цель мы ставили в начале урока?
( познакомиться с дикими животными, узнать о жизни
диких животных, почему они так называются, )
- Помогли мы волку и зайцу разобраться, к какой
группе животных они относятся, почему их так
называют?
- Что показалось самым интересным и
познавательным?
- О чём бы хотели ещё узнать?
Соотносят цель
и результаты,
степень их
соответствия.
Намечают
перспективу
последующей
работы.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
9. Оценка
деятельности на
уроке-1 2 минуты
Нарисуйте листочки (на интерактивной доске)
«Дерево настроения»
Слайд8
1. нижняя часть кроны - у меня ничего не получилось;
Осуществляет
самооценку
собственной
учебной
деятельности.
Личностные:
самоопределение.
2. средняя часть кроны - у меня были проблемы;
3.верхняя часть кроны - мне всё удалось.
Список литературы.
1.Учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»;
2.Программа «Школа 21 века»;
3.Диск(CD) Окружающий мир «Система уроков»;
4. Интерактивный диск «Наглядная школа»;
5. Интернет ресурсы.