Автор: Акчурина Зульфия Алиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ лицей №2
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Занятие по ФЭМП «Цветы на лугу»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ФЭМП для средней группы
«Цветы на лугу»
Цель: Совершенствование навыка порядкового счета в пределах пяти.
Образовательные задачи. Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме
предметов. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
Актуализация наречий слева, справа, вверху, внизу, посередине. Формирование умения
сравнивать несколько предметов по нескольким признакам. Актуализация наречий
больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче.
Развивающие задачи. Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и
внимания, речевой деятельности, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, навыков
взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Оборудование. Контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, шапочки с
плоскостными изображениями бабочек по числу детей, плоскостные изображения
колокольчиков.
Предварительная работа. Знакомство с цифрами от «1» до «5» в игровой и совместной
деятельности. Разучивание упражнения «Одуванчик».
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «К цветку цветок сплетем венок».
Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование
конструктивных навыков, уточнение представлений о геометрических фигурах и форме
предметов.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр группового
помещения, где уже приготовлены контейнеры с геометрическими фигурами. )
Педагог. Над лесной полянкой бабочки кружат,
На ветру у бабочек крылышки дрожат.
На лесной полянке расцвели ромашки
Желтые макушки, белые кудряшки.
На макушках этих капельки-слезинки
Их туман наплакал и исчез в низинке.
Начинается лето. И одним из первых вестников лета среди цветов считается ромашка, о
которой я прочитала вам стихотворение. Вчера на прогулке мы с вами сплели венок из
ромашек. А сегодня давайте сложим венок из ромашек из геометрических фигур.
Посмотрите, какие фигуры у вас в контейнерах?
Дети. Один круг и много треугольников.
Педагог. Какие они по цвету?
Дети. Круг желтый, а треугольники белые.
Педагог. Значит, круг будет серединкой, а треугольники лепестками.
Но вы должны выложить свои ромашки на ковре в форме круга-венка. Приступайте к
работе.
(Педагог помещает на наборное полотно схему цветка). Дети выполняют задание.
Педагог. Вот что значит работать дружно, вместе. Вот какой венок получился. Молодцы!
Похлопайте себе!
2. Упражнение "Над лесной полянкой бабочки кружат". Совершенствование навыков
ориентировки в пространстве. Актуализация наречий слева, справа, впереди, сзади, около,
рядом.
(Педагог раздает детям шапочки с плоскостными изображениями бабочек и предлагает
надеть их.)
Педагог. Давайте поиграем. Вы все превратились в бабочек. «Бабочка»-Даша, «лети» в
центр круга-венка. «Бабочка»-Ваня, «лети» и «приземляйся» за спиной у Даши.
(Таким образом педагог дает инструкции всем детям. Дети занимают места по
инструкции педагога. )
Педагог. «Бабочка»-Маша, где по отношению к тебе находится Ваня?
М а ш а. Сзади.
(Отвечая на вопросы педагога, ребенок закрепляет навыки ориентировки в пространстве
и актуализирует наречия «сзади»,"впереди", "слева", "справа", "около", "рядом". Педагог
предлагает нескольким детям по очереди занять место в центре круга и отвечать на
его вопросы, другие дети при этом меняются местами. Потом дети собирают и
складывают в контейнеры геометрические фигуры. Педагог убирает контейнеры и
шапочки.)
3. Упражнение «Колокольчик - синий цвет». Формирование умения сравнивать
несколько предметов по нескольким признакам. Актуализация наречий больше, меньше,
выше, ниже, длиннее, короче. (Педагог расставляет на полу крупные плоскостные
изображения колокольчиков, закрепленные специальных стойках-горшочках.)
Педагог. Летом на лугах расцветают не только ромашки, но и колокольчики.
Колокольчики-звоночки
Я вплету в веночек дочке.
Колокольчик- синий цвет
Шорох есть, а звону нет.
Педагог. Все колокольчики одинаковые по высоте?
Дети. Нет. Все колокольчики высокие, а один низкий.
Педагог. Сосчитайте колокольчики по порядку, начиная низкого колокольчика.
Дети: Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
Педагог: Первый колокольчик ниже всех, а остальные колокольчики…?
Дети. Выше первого колокольчика.
Педагог. Все ли цветки одинаковые по размеру?
(Педагог привлекает внимание детей к головкам цветков. )
Дети. Нет. У первого колокольчика цветок маленький, а у всех остальных - большие.
Педагог. Значит, у первого колокольчика цветок меньше, чем у всех остальных...
Дети. Цветки больше.
Педагог. Теперь сравните листики колокольчиков по длине.
Дети. У первого колокольчика листики короткие, а у всех остальных -длинные.
Педагог. Значит, у первого колокольчика листики короче, а у всех остальных
колокольчиков...
Дети: Длиннее.
Педагог. Отлично! Вы порадовали меня!
(Педагог убирает пособия.)
4. Упражнение «Одуванчик». Развитие координации речи с движением. Закрепление
умений подниматься на носки, выполнять наклоны туловища влево-вправо.
Формирование направленной воздушной струи.
(Педагог предлагает детям подвигаться и выполнить упражнение. )
Как воздушный шар на ножке, (Дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой)
Одуванчик у дорожки. (Делают наклоны вправо-влево)
Одуванчик - шарик белый. (Опять встают на носочки)
Дунул я, и улетел он! (Дуют, округлив губы, не раздувая)
5. Организация окончания занятия. Подведение итогов. Оценка работы детей.