Напоминание

Типология уроков по ФГОС.


Автор: Гонтарь Оксана Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МОУ "Терновская СШ"
Населённый пункт: х.Амелино
Наименование материала: разработка урока
Тема: Типология уроков по ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ПО ФГОС»

Введение

Современная

система

образования

в

Российской

Федерации

функционирует в соответствии с Федеральными государственными

образовательными

стандартами

(ФГОС),

которые

определяют

требования к структуре, содержанию и результатам обучения. Одним

из ключевых аспектов реализации ФГОС является типология уроков,

поскольку она обеспечивает вариативность педагогических подходов и

способствует достижению планируемых образовательных результатов.

Типология

уроков

по

ФГОС

предполагает

классификацию

учебных занятий в зависимости от их целей, структуры и методов

организации познавательной деятельности учащихся. В отличие от

традиционной классификации, ориентированной преимущественно на

передачу

знаний,

современная

типология

делает

акцент

на

деятельностный

подход,

формирование

универсальных

учебных

действий (УУД) и личностное развитие обучающихся.

В данной разработке рассматриваются основные типы уроков в

соответствии с требованиями ФГОС, их структурные особенности, а

также методические рекомендации по их проведению.

1. Теоретические основы типологии уроков по ФГОС

Согласно ФГОС, урок как основная форма организации учебного

процесса должен отвечать следующим принципам:

Системно-деятельностный

подход

обучение

строится

на

активной познавательной деятельности учащихся.

Дифференциация и индивидуализация – учет индивидуальных

особенностей и образовательных потребностей школьников.

Формирование

метапредметных

и

личностных

результатов

развитие УУД, ценностных ориентаций и социальных компетенций.

Типология

уроков

в

рамках

ФГОС

базируется

на

ведущей

дидактической цели и этапах усвоения знаний. Выделяют следующие

основные типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний и формирования умений.

Урок комплексного применения знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Комбинированный урок.

Каждый тип урока имеет специфическую структуру, методы и

приемы организации учебной деятельности.

2. Характеристика основных типов уроков по ФГОС

2.1. Урок изучения нового материала

Цель:

первичное

усвоение

новых

знаний

и

способов

деятельности.

Структура урока:

Мотивационный

этап

создание

проблемной

ситуации,

постановка учебной задачи.

Этап

актуализации

знаний

выявление

опорных

знаний,

необходимых для восприятия нового материала.

Этап открытия нового знания – организация самостоятельной

работы учащихся (исследование, анализ, сравнение).

Первичное

закрепление

выполнение

упражнений

с

проговариванием алгоритмов.

Рефлексия – осмысление процесса усвоения, самооценка.

Методы и приемы: проблемное изложение, эвристическая беседа,

работа с источниками информации, моделирование.

Пример: на уроке биологии при изучении темы «Фотосинтез»

учитель создает проблемную ситуацию: «Почему растения могут жить

без

животных, а

животные

без

растений

не

могут?»

Учащиеся

выдвигают гипотезы, проводят эксперимент с водным растением и

делают выводы.

2.2. Урок закрепления знаний и формирования умений

Цель: углубление и отработка изученного материала.

Структура урока:

Актуализация опорных знаний – повторение ключевых понятий.

Применение знаний в стандартной ситуации – решение типовых

задач.

Применение знаний в измененной ситуации – творческие задания,

проблемные вопросы.

Самоконтроль и коррекция – взаимопроверка, анализ ошибок.

Методы и приемы: практикумы, тренинги, работа в парах, игровые

технологии.

Пример: на уроке математики после изучения темы «Решение

квадратных уравнений» учащиеся выполняют задания с постепенным

усложнением: от стандартных уравнений до задач с параметрами.

2.3. Урок комплексного применения знаний

Цель:

формирование

способности

применять

знания

в

нестандартных условиях.

Структура урока:

Постановка комплексной задачи (проектной, исследовательской).

Самостоятельная работа – индивидуальная или групповая.

Презентация результатов – защита проектов, дискуссия.

Рефлексия – оценка эффективности работы.

Методы и приемы: кейс-метод, проектная деятельность, деловые

игры.

Пример: на уроке географии учащиеся разрабатывают проект

«Экологические

проблемы

моего

города»

и

предлагают

пути

их

решения.

2.4. Урок обобщения и систематизации знаний

Цель:

структурирование

изученного

материала,

выявление

межпредметных связей.

Структура урока:

Воспроизведение

основных

понятий

составление

схем,

кластеров.

Установление

связей

между

понятиями

сравнение,

классификация.

Применение обобщенных знаний – решение междисциплинарных

задач.

Методы и приемы: концептуальные таблицы, интеллект-карты,

дискуссии.

Пример: на уроке истории при обобщении темы «Революции

XVIII–XIX

веков»

учащиеся

заполняют

сравнительную

таблицу,

выделяя причины, ход и последствия событий.

2.5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Цель:

диагностика

уровня

усвоения

материала

и

коррекция

пробелов.

Структура урока:

Контрольная работа/тестирование.

Анализ ошибок – выявление типичных затруднений.

Коррекционная работа – индивидуальные задания.

Методы: тесты, самостоятельные работы, взаимопроверка.

2.6. Комбинированный урок

Цель: сочетание нескольких этапов учебной деятельности.

Структура урока:

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Закрепление.

Контроль.

Преимущество:

гибкость,

возможность адаптации

под

разные

задачи.

3. Методические рекомендации по проектированию уроков по

ФГОС

Четкое целеполагание – формулировка не только предметных, но

и метапредметных, личностных результатов.

Использование активных методов – минимизация фронтальной

работы, акцент на самостоятельную деятельность.

Дифференциация заданий – учет уровня подготовки учащихся.

Рефлексия

обязательный

этап

для

осознания

процесса

обучения.

Заключение

Типология уроков по ФГОС отражает современные тенденции в

образовании,

ориентированные

на

развитие

познавательной

активности и самостоятельности учащихся. Правильный выбор типа

урока и его структуры позволяет эффективно достигать планируемых

образовательных

результатов.

Учителю

необходимо

владеть

разнообразными методическими приемами и гибко применять их в

зависимости от педагогических задач.

Грамотное

проектирование

урока

в

соответствии

с

ФГОС

способствует

не

только

усвоению

знаний,

но

и

формированию

ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной социализации

учащихся.



В раздел образования