Автор: Порозова Софья Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Кузнецкий металлургический техникум" имени Бардина Ивана Павловича.
Населённый пункт: Город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: сборник методических указаний для студентов по выполнению практических заданий по дисциплине: Основы безопасности и защиты Родины. Основы начальной военной подготовки
Раздел: среднее профессиональное
1
Министерство образования Кузбасса
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«КУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Имени Бардина Ивана Павловича
сборник методических указаний для студентов
по выполнению практических заданий
по дисциплине:
Основы безопасности и защиты Родины
Основы начальной военной подготовки
Новокузнецк
2025
2
Пояснительная записка
Методические указания разработаны в соответствии с требование рабочей программы по
дисциплине «Основы безопасности и Защиты Родины», модуль 2.«Основы начальной военной
подготовки.
Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий по
учебной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины», для всех
специальностей/профессий очной формы обучения. Данные практические работы могут быть
использованы для организации текущего контроля у студентов изучающих дисциплину «Основы
безопасности и защиты Родины». Время, затраченное студентами на каждую практическую работу
не должно превышать более 40 минут.
В методических указаниях представлена последовательность практических работ по
дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» в виде логически выстроенных заданий,
которые выполняются с помощью учебных пособий, памяток, схем, таблиц, лекций.
Основная цель практических занятий – научить студентов решать конкретные задачи в
практической деятельности. Их решение позволяет добиться максимального приближения
студентов к практической деятельности специалиста.
Практическая работа студентов повышает интеллектуальный уровень обучающихся,
формирует умение самостоятельно находить нужную информацию, систематизировать, обобщать,
что необходимо для профессиональной подготовки будущего специалиста.
3
Оглавление
Практическая работа 1. Гражданская оборона. Права и обязанности граждан……………………....4
Практическая работа 2 Строевая подготовка…………………..…………………………………….…6
Практическая работа3. Военная топография…………………………………………………………....8
Практическая работа 4. Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами…………………………………………………………………………………………….10
Практическая работа 5. Фортификационное оборудование позиции отделения, виды укрытий и
убежищ…………………………………………………………………………………………………....13
Ответы……………………………………………………….……………………………………………15
4
Практическая работа 1. Гражданская оборона. Права и обязанности граждан.
Прочитай высказывание Александра III. Напиши, как ты понимаешь ее
в основную мысль.
«У России есть только два союзника- ее армия и флот»
Ответ:
Прочитай информацию о России в современном мире. Соедини правильно.
Современный мир переживает период
трансформации. Увеличение количества
центров мирового экономического и
политического развития, укрепление
Усиливающаяся нестабильность в мире, рост
радикальных и экстремистских настроений могут
привести к попыткам разрешить нарастающие
межгосударственные
Реализация Российской Федерацией
государственной политики в области
обеспечения национальной безопасности
способствует повышению внутренней
стабильности,
Реализация Российской Федерацией
государственной политики в области
обеспечения национальной безопасности
способствует повышению внутренней
стабильности,
В настоящее время усиливается сплоченность
российского общества, укрепляется
гражданское самосознание, растет осознание
необходимости защиты традиционных
Прочитай текст. Вставь пропущенные слова.
противоречия за счет поиска внутренних
и внешних врагов, к разрушению экономики,
традиционных ценностей и
игнорированию основных прав и свобод
человека.
духовно-нравственных ценностей,
возрастает социальная активность граждан,
их вовлеченность в решение наиболее
актуальных задач местного и
государственного значения.
духовно-нравственных ценностей,
возрастает социальная активность граждан,
их вовлеченность в решение наиболее
актуальных задач местного и
государственного значения.
духовно-нравственных ценностей,
возрастает социальная активность граждан,
их вовлеченность в решение наиболее
актуальных задач местного и
государственного значения
позиций новых глобальных и региональных
стран-лидеров приводят к изменению
структуры мирового порядка, формированию
новых архитектуры, правил и принципов
мироустройства.
наращиванию экономического,
политического, военного и духовного
потенциала России, необходимого для
укрепления ее роли как одного из
влиятельных центров современного мир
5
Вставь
пропущенные
слова!
Военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых
глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы
влияния. Возрастает значение военной
силы
как
инструмента
достижения
субъектами
международных отношений своих геополитических целей.
Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют
попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной
инфраструктуры
Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация
разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации
крупных военных формирований и ядерного оружия.
На
фоне
развития
потенциала
глобальной
системы
противоракетной
обороны
Соединенные Штаты Америки (США) проводят последовательный курс на отказ от
международных обязательств в области контроля
над
вооружениями.
Планируемое
размещение американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и в Азиатско-
Тихоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной
безопасности.
Продолжается
эскалация
напряженности
в
зонах
конфликтов
на
постсоветском
пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском
полуострове. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия
для распространения международного терроризма и экстремизма.
Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее территории организуется оборона страны.
Целями
обороны
страны
являются
создание
условий
для
мирного
социально-
экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности.
Практическая работа 2. Тема 2.1 Строевые приемы и
движение без оружия
Достижение целей _ Достижение целей __________ страны
осуществляется в рамках реализации воен
Достижение целей __________ страны осуществляется в рамках
реализации военной политики путем стратегического ________________
и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной
организации государства, форм _____________ и способов действий
Вооруженных Сил Российской Федерации , других войск, воинских
формирований и органов, _____________ мобилизационной готовности
Российской Федерации и готовности сил и средств
п
повышения
обороны
гражданской
применения
сдерживания
Прочитай указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации». Составь пять
вопросов и подчеркни ответы в тексте.
ОТВЕТ________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________-
6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Прочитай высказывание В.С. Суворова. Напиши, как ты
понимаешь ее основную мысль.
□
Управление строями и их виды.
□
Обязанности командиров и военнослужащих перепостроением и в строю.
□
Строевые приѐмы и движения без оружия и с оружием.
□
Строевые приѐмы перед и после принятия пищи.
□
Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к
начальнику и отход от него.
□
Строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем
порядке и на машинах.
□
Парадные, повседневные и полевые стойки
военнослужащих в строю.
□
Способы и приёмы передвижения личного состава подразделений в бою при
действиях в пешем порядке.
□
Строевой смотр роты, батальона и полка.
Отметь положения, которые присутствуют в строевом уставе ВС
РФ.
Соедини линиями элементы строевой стойки.
Статен в строю, силён в бою!
Ответ:
Это интересно
Поворот на 180 градусов по команде «кругом» всегда проводится через левое
плечо. Этому есть обоснованная причина. С древних времен воин носил меч на
левой стороне, и в левой же руке держал щит. В правой руке он мог держать
копье или дротик. С появлением огнестрельного оружия его стали носить
таким же образом - с левой стороны. Поворот в правую сторону вызывал
неудобства, так как большинство людей на земле правши.
3
2
1
7
Вспомни о чем говорили на занятиях, заполни пропуски.
Основополагающим документом для получения строевых знаний, является
__________________________________________________________________________.
Значение строевой подготовки:
Дисциплина и ___________: Приучают___________________________________
_________________________________________________________________________
Координация и _______________: Развивают______________________________
______________________________________________________________________.
Физическая _______________: Укрепляют________________________________
4
8
______________________________________________________________________.
Воспитание______________________: Формируют__________________________
______________________________________________________________________.
Знаешь ли ты, что
Строевая песня всегда и во все времена помогала солдатам, приближала победу. Песни ярко
отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу.
Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Строевая
песня была необходима человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам.
Ритм полковых строевых песен закладывался с учётом строевого шага пехоты — 100 шагов в
минуту.
В бою под Мукденом периода Русско-японской войны, когда полк, потерявший сотни солдат и
офицеров, оказавшись в окружении, лишился ещё и командира, вперёд вышли оркестранты и под
звуки марша подняли остатки подразделения в контратаку. Воодушевлённые солдаты прорвали
японское окружение.
Во время Великой Отечественной войны строевая песня становилась для солдата опорой в
тяжёлый момент, когда казалось, что всё, нет сил, бороться дальше. Стихи о Родине, о родных,
которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться, и он продолжал тяжёлый бой.
9
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Составь определение, пронумеровав блоки-подсказки
в верном порядке.
при подготовке и ведении боевых действий
которая изучает
ориентирования на ней и производства полевых измерений
способы изучения и оценки местности
специальная военная дисциплина
Составь определение, пронумеруй блоки-подсказки.
- способствует или затрудняют продвижение подразделений;
-ослабляют действия поражающих факторов ядерного и
обычного оружия;
-способствуют определению своего местоположения и
и нужного направления движения.
-позволяет скрыть от противника расположение и
передвижение личного состава и техники.
- обеспечивает удобное и скрытое от наблюдения
противника расположение огневых средств и видение
точного огня из стрелкового оружия.
-зависит от почвогрунтов, уровня грунтовых вод, наличия
стройматериалов, также от особенностей естественных
и искусственных укрытий и препятствий.
-способствует ополчению сведений о противнике
1
2
Проходимость местности
10
Найди ответы тут:
Прочитай вопрос, ответ запиши, в выбранную тобою
ячейку.
Как ты считаешь, выбор местности может являться залогом успешного боя?
Приведите примеры из истории России, когда
именно местность сыграла решающее значение на поле боя?
Подумай, напиши ответ.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ОБРАЩЕНИИ С ОРУЖИЕМ И БОЕПРИПАСАМИ.
Проходимостьместностизащитныесвойстваместностиусловияориентированияусловиянаблюдениямаскиру
ющиесвойстваместностиусловиявиденияогня
3
Да, потому, что___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________
Не, потому, что_________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4
11
Отметь основные структурные элементы (блоки),
которые входят в Курс стрельб:
общие положения
;
оценка огневой подготовки
;
упражнения в метании ручных гранат
;
упражнения по огневому единоборству;
упражнения по управлению огнем подразделения;
упражнения стрельб из вооружения боевых машин и танков;
упражнения стрельб из стрелкового оружия, гранатомѐтов и
переносных
противотанковых ракетных комплексов;
упражнения в разведке целей наблюдением и целеуказании
Обведи команды, по которым следует немедленно
ПРЕКРАТИТЬ
любые действия во время стрельб.
Напиши кодекс стрелка, заполни пропуски.
1
2
стой
стоп
Стой,
прекратить
огонь
Прекратить
огонь
3
12
1.
С любым оружием я обращаюсь, как с _________________________.
2.
Взял оружие _______________________________.
3.
Я никогда не направлю оружие на человека, даже если оно не заряжено, кроме
__________________________.
4.
До момента выстрела, мой палец никогда не ляжет на ___________________________.
5.
Я никогда не оставлю оружие _________________________________-__.
Рассмотри ситуативную задачу, ответь на вопрос.
Школьник Крутышкин решил сфотографироваться с автоматом АК 74 на фоне
мишени. Он взял его со стола, когда одноклассники слушали вводные данные от
педагога о правилах
выполнения упражнения. Крутышкин не заметил красный
флажок, который поднимал преподаватель другой школы для своих учеников и пошѐл
в сторону мишеней. Что может случиться с Крутышкиным и почему
?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Знаешь ли ты, что
РАБОТА 5. ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ
ОТДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ УКРЫТИЙ И УБЕЖИЩ.
4
В водной стихии (под водой) огнестрельное
оружие бесполезно. Так как плотность воды в 700
раз превышает плотность воздуха. Пуля,
выпущенная из пистолета или автомата,
потеряет свою
«поражающую» скорость на расстоянии 1,5
метров от поверхности. Сражения под водой
происходят при помощи ружей, снарядом
которых являются гарпуны, приводимые в
движение сжатым воздухом или газом.
13
Отметь
инструменты,
которые
относятсяк табельному
инженерному шанцевому инструменту.
Знаешь ли ты, что
Во время Первой мировой войны хорошо заточенная пехотная лопатка превращалась в
подобие древнего боевого топора, опытный боец, обороняясь, мог удерживать на
расстоянии человека с ножом и в то же время своими выпадами наносить раны противнику.
Солдаты применяют пехотную лопату не только по прямому назначению: еѐ можно
применить вместо сковороды для разогрева или приготовления еды. Также лопатка может
заменить топор: она легко перерубает дерево толщиной в мужскую руку. Стандартная малая
пехотная лопата применяется и в качестве удобного измерительного инструмента.
Изначально пехотная лопата была четырѐхгранной, но в послевоенное время, в пятидесятые
годы XX века, еѐ сделали пятиугольной формы, что облегчило применение инструмента.
Найди правильный ответ.
Составь пять вопросов и подчеркни ответы в тексте
.
1
2
… - инженерные сооружения, возводимые на
местности войсками, способствующие успешному
применению оружия и боевой техники,
повышению устойчивости
управления
войсками, обеспечивающие скрытное
расположение и защиту личного состава,
материальных средств от современных средств
поражения.
Укрытия и убежища
Защитные сооружения
Войсковые фортификационные сооружения
3
14
При расположении сооружений на местности необходимо учитывать ее защитные и
маскирующие свойства. Например, место для окопа необходимо выбирать так, чтобы иметь
хороший обзор и обстрел в заданном секторе и не быть заметным для противника. В то же
время расположение окопов зависит от поставленной подразделению боевой задачи и условий
местности. Окопы могут располагаться на передних и обратных скатах высот. Наиболее
удобными местами для их расположения являются передние скаты. Расположение окопов на
топографическом гребне затрудняет наблюдение и обстрел ближних подступов из-за
большого количества мертвых пространств. При расположении окопов на обратном скате
они должны находиться не ближе 200 м к топографическому гребню.
Вопросы:_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Реши задачу.
На устройство окопа малой пехотной лопатой для стрельбы из автомата лѐжа требуется 0,5
человеко- часов (30 минут на одного человека). Сколько потребуется времени для
организации первичной позиции отделения (без учѐта техники), если каждый боец
мотострелкового отделения, состоящего из 9 человек, будет копать персональный окоп
самостоятельно.
ОТВЕТ:_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Если
крикнет
рать
святая
:
«Кинь
ты
Русь
,
живи
в
раю
!
»
Я
скажу
:
«Не
надо
рая
,
Дайте
родину
(
.
.
)
мою С А Есенин
4
15
Ответы
Практическая работа 1.
1.
Творческое задание, не предполагает конкретного ответа.
2.
3.
Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем
стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной
организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации
(далее - Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения
мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.
4.Творческое задание, не предполагает конкретного ответа.
Практическая работа 2.
1.Творческое задание, не предполагает конкретного ответа.
2. Все, кроме «Строевые приѐмы перед и после принятия пищи» и «парадные, повседневные и
полевые стойки военнослужащих в строю».
3. сверху вниз 1-2, 2-4, 3-6, 4-8, 5-1, 6-3, 7-5, 8-7.
4. Основополагающим документом для получения строевых знаний, является Строевой Устав
вооруженных Сил Российской Федерации.
Значение строевой подготовки:
Дисциплина и порядок: Приучают к четкому выполнению приказов и соблюдению порядка.
Координация и слаженность: Развивают умение действовать согласованно в коллективе.
Физическая подготовка: Укрепляют мышцы, развивают выносливость и ловкость.Воспитание
волевых качеств: Формируют чувство ответственности, целеустремленность и настойчивость.
16
Практическая работа 3.
1.
. Военная топография — это специальная военная дисциплина, которая изучает способы
изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений при
подготовке и ведении боевых действий.
2. Основные тактические свойства местности:
1.
Проходимость местности — способствуют или затрудняют передвижение подразделений.
2.
Защитные свойства местности — ослабляют действие поражающих факторов ядерного и
обычного оружия.
3.
Условия ориентирования — способствуют определению своего местоположения и нужного
направления движения.
4.
Условия наблюдения — способствуют получению сведений о противнике.
5.
Маскирующие свойства местности —позволяют скрыть от противника расположение и
передвижение личного состава и техники.
6.
Условия ведения огня — обеспечивают удобное и скрытое от наблюдения противника
расположение огневых средств и ведение точного огня.
7.
Условия инженерного оборудования местности — зависят от почвогрунтов, уровня
грунтовых вод, наличия строительных материалов, а также от характера естественных и
искусственных укрытий и препятствий.
3 и 4 Задания творческие, не предполагают конкретного ответа.
Практическая работа 4.
1. все, кроме «упражнения по огневому единоборству».
2. Стой» и «Стой, прекратить огонь».
3.Кодекс стрелка.
1. Я буду всегда обращаться с оружием как с заряженным.
2. Я никогда не направлю оружие туда, куда я не хочу стрелять.
3. Перед тем как выстрелить, я всегда проверю, что перед мишенью и за ней.
4. Я никогда не коснусь пальцем спускового крючка, пока ствол не будет направлен на мишень
4. При любом стечении обстоятельств Крутышкина ждѐт наказание от педагога, от родителей, за
нарушение дисциплины – отстранение от стрельб. Если он выйдет за пределы стрельбища с автоматом –
административный штраф, если кому-то причинит вред – уголовное наказание.
Практическая работа 5
Задание 1. Малая пехотная лопата, ножницы для резки проволоки, большая саперная лопата,
кирко-мотыга, двуручная пила, лом, топор, трассировочный шнур.
Задание 2. Войсковые фортификационные сооружения.
Задание 3. Носит творческий характер, не предпологает конкретного ответа.
Задание 4. 30 минут или 0,5 часа.
Примечание: задача направлена не на математические исчисления, а на логику.
17