Автор: Иващенко Любовь Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№46 с УИОП г.Сургута
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Раздел: среднее образование
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Здравствуйте!
Ход урока
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Как определить возвратность глагола?
Как определить вид глагола?
Доминанта (эмоциональный настрой)
Поставьте ударение в глаголах. Укажите окончания. Назовите глаголы с
безударными окончаниями.
Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.
Можно ли на слух определить спряжение глаголов с безударными
окончаниями? Нет.
Как поступать в этих случаях? Узнаем сегодня на уроке.
Формулирование темы урока
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы будем
говорить о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Назовите тему урока. Запишите тему урока в тетрадь.
Ученики отгадывают и называют тему, записывают её в тетрадь.
Формулирование задач урока
Сформулируйте задачи урока.
Задачи урока:
1.Повторить, как определить спряжение глагола.
2.Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.
3.Вспомнить фонетический анализ слова.
Основная часть
Как определить спряжение глагола?
Теория (устно)
Прочитайте статью.
Работа в словаре (письменно)
Перепишите правило в словарь в раздел «Морфология».
Как определить спряжение глагола?
1.Поставьте глагол в неопр.ф. (что делать? что сделать?)
2.Посмотрите на гласную перед -ть
I спряжение
II спряжение
Брить, стелить
+ все глаголы на
–ать, -оть, -уть, -ыть, -чь и т.д.
Все глаголы на –ить
(кроме брить, стелить)
+ 11 глаголов – исключений:
гнать,
дышать,
держать
и
видеть,
слышать,
смотреть
,
ненавидеть
и
обидеть, и вертеть, и зависеть и терпеть
Окончания –ешь, -ет, -ем, -ете, -
ут(ют)
Окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят)
Пятиклассники переписывают правило в словарь.
Упражнение 748 (письменно)
Определите спряжение глаголов, образуйте форму 1-го лица
множественного числа.
Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.
Физкультминутка
Рубрика «Говорим правильно» (устно)
Прочитайте статью
У глагола ехать нет форм повелительного наклонения. Нельзя говорить:
едь, едьте, ехай, ехайте, езжай, езжайте.
Литературная
норма
рекомендует
использовать
формы
поезжай,
поезжайте.
Задание 1 (письменно)
Исправьте ошибки, запишите предложения правильно.
1.Едь (поезжай) за мной на велосипеде скорее! 2.Ехай (поезжай) наперерез!
3.Езжайте (поезжайте) прямо, а потом поверните налево. 3.Едьте (поезжайте)
за мной, я вам всё покажу.
Ученики работают самостоятельно в тетрадях, затем мы проверяем
работы.
Упражнение 750 (письменно)
Образуйте
глаголы
с
помощью
приставки
вы-.
Обозначьте
их
спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же
спряжению, что и бесприставочные.
Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.
Фонетическая дуэль
Если на уроке остаётся время, предлагаю провести фонетическую дуэль.
Учитель вызывает двух пятиклассников к доске. Они будут писать с
обратной стороны доски.
Сейчас состоится фонетическая дуэль между двумя грамотными
одноклассниками. Кто из них лучше знает фонетический анализ?
Покажет дуэль.
Встаньте по разные стороны доски, запишите слово на обратной
стороне доски. Выполните фонетический анализ слова воробей.
Два пятиклассника работают у доски, остальные пишут в тетрадях.
Подведение итогов
Справились ли мы с поставленными задачами? Всё ли у нас
получилось?
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Как определить спряжение глагола?
3.Какое задание было самым трудным?
Домашнее задание: выполнить письменно упр. 749.