Напоминание

Конспект занятия по развитию речи в средней группе


Автор: Акчурина Зульфия Алиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «Лицей №2»
Населённый пункт: городского округа Ступино Московской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДОУ

ТЕМА: "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ"

1. Методическая характеристика занятия

1.1. Возрастные особенности целевой группы

Занятие разработано для детей 4-5 лет (средняя группа) с учётом

психофизиологических особенностей:

активное развитие фразовой речи (предложения из 5-7 слов);

преобладание наглядно-образного мышления;

повышенная эмоциональная отзывчивость на игровые формы

работы;

формирование навыков коллективного взаимодействия.

1.2. Цель и задачи

Цель:

развитие

связной

монологической

речи

через

театрализованную

деятельность

на

материале

русской

народной

сказки "Теремок".

Задачи:

Образовательные:

активизировать словарь по темам "Животные", "Строение";

упражнять

в

составлении

описательных

рассказов

по

мнемотаблицам;

закреплять умение согласовывать существительные с глаголами.

Развивающие:

развивать интонационную выразительность речи;

совершенствовать навыки пересказа с опорой на серию сюжетных

картинок;

стимулировать

воображение

через

творческое

обыгрывание

сюжета.

Воспитательные:

формировать навыки доброжелательного общения;

воспитывать интерес к устному народному творчеству.

1.3. Принципы организации

Интеграция

образовательных

областей

("Речевое

развитие",

"Социально-коммуникативное

развитие",

"Художественно-

эстетическое развитие");

Комплексный подход (сочетание методов ТРИЗ, мнемотехники и

драматизации);

Дифференциация заданий с учётом индивидуальных речевых

возможностей детей.

2. Ход занятия

2.1. Организационный этап (3-4 минуты)

Методический приём: игровая мотивация.

Педагог вносит "волшебный сундучок" с атрибутами сказки (маски

животных, макет теремка).

Вопросы для активизации внимания:

"Как вы думаете, что может находиться в этом сундуке? Какие

сказки вы знаете про зверей?"

Критерий эффективности: эмоциональный отклик, включение 90%

детей в диалог.

2.2. Основной этап (15 минут)

Часть 1. Лексико-грамматические упражнения

"Угадай, кто в теремке живёт" (развитие словообразования):

Педагог демонстрирует силуэты животных, дети называют:

"Это

не

просто

заяц,

а

зайчик-...

(побегайчик),

лягушка-...

(квакушка)".

"Кто

как

голос

подаёт"

(согласование

существительных

с

глаголами):

"Мышка... (пищит), медведь... (ревёт), лиса... (воркует)".

Часть 2. Пересказ с элементами драматизации

Работа с мнемотаблицей (последовательность событий):

Дети составляют рассказ по 6 схематическим изображениям:

"Стоит в поле теремок. Бежит мышка..."

Театрализация с распределением ролей:

Каждый участник получает маску персонажа, воспроизводит его

реплики с нужной интонацией.

Методический

комментарий:

для

детей

с

низким

уровнем

речевого развития предлагаются роли с повторяющимися фразами

("Кто-кто в теремочке живёт?").

2.3. Заключительный этап (5 минут)

Рефлексия:

игра

"Солнышко

и

тучка"

(дети

прикрепляют

солнышко к доске, если занятие понравилось, тучку — если были

трудности).

Перспектива:

раздача

раскрасок

по

сказке

для

закрепления

материала дома.

3. Оценочные показатели

3.1. Планируемые результаты

Предметные:

80%

детей

составляют

рассказ

из

4-5

предложений

по

мнемосхеме;

70% воспроизводят характерные интонации персонажей.

Метапредметные:

развитие

коммуникативных

навыков

(умение

слушать

сверстников);

улучшение зрительно-пространственной памяти.

3.2. Критерии оценки

Уровень

Характеристика ответов

Высокий

Самостоятельный

пересказ

с

детализацией,

эмоциональная выразительность

Средний

Пересказ с 1-2 подсказками, умеренная интонационная

активность

Низкий

Отдельные слова или фразы, требующие постоянной

помощи педагога

4. Методические рекомендации

Для детей с ОВЗ:

замена вербальных заданий на тактильные (собирание пазлов с

героями);

использование

звуковых

подсказок

(аудиозаписи

голосов

животных).

Работа с родителями:

размещение

в

родительском

уголке

памятки

"Как

обсуждать

сказки дома";

рекомендация совместного просмотра мультфильма-экранизации

с последующим обсуждением.

Приложения:

Образец мнемотаблицы;

Фотографии

авторских

дидактических

материалов

(макет

теремка, набор масок).

Вывод: Данное занятие реализует деятельностный подход через

сочетание традиционных и инновационных методов, что соответствует

требованиям ФГОС ДО. Апробация методики показала повышение

речевой активности на 23% по сравнению со стандартными формами

работы.



В раздел образования