Напоминание

"Развитие орфографической зоркости у младших школьников"


Автор: Сыроваткина Елена Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1158
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Орфографическая зоркость —

это способность обнаруживать

орфограммы

в

тексте

и

применять

соответствующие

правила

правописания. Формирование данного навыка у младших школьников

является одной из ключевых задач начального образования, поскольку

грамотное письмо

закладывает основу для успешного обучения

в

дальнейшем.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что даже при знании

правил многие учащиеся допускают ошибки из-за неумения видеть

орфограммы. Развитие орфографической зоркости требует системного

подхода,

включающего

не

только

запоминание

правил,

но

и

формирование

аналитических

умений.

В

данной

статье

рассматриваются

теоретические

основы,

методы

и

практические

приёмы развития орфографической зоркости у младших школьников.

Теоретические основы орфографической зоркости

Орфографическая

зоркость

это

компонент

языковой

компетенции, который формируется в процессе обучения. С психолого-

педагогической

точки

зрения,

её

развитие

связано

с

такими

когнитивными

процессами,

как

внимание,

память

и

аналитическое

мышление.

Согласно исследованиям, орфографическая зоркость включает:

умение выделять орфограммы в слове;

знание правил их написания;

способность применять правила в практической деятельности.

Важным условием её развития является осознанное усвоение

материала, а не механическое заучивание. Ученик должен понимать,

почему слово пишется именно так, а не иначе.

Факторы,

влияющие

на

формирование

орфографической

зоркости

На

развитие

орфографической

зоркости

влияют

несколько

факторов:

Фонематический слух — способность различать звуки речи. Без

чёткого восприятия звукового состава слова невозможно правильно

определить орфограмму.

Зрительная память — запоминание графического образа слова.

Чем чаще ребёнок видит слово, написанное правильно, тем выше

вероятность его безошибочного воспроизведения.

Мотивация — интерес к письменной речи. Если ученик понимает

значимость грамотного письма, он более внимательно относится к

орфограммам.

Систематичность

упражнений

регулярная

практика

в

написании слов с разными типами орфограмм.

Методы и приёмы развития орфографической зоркости

1. Работа с орфограммами

Основной способ формирования орфографической зоркости —

обучение

обнаружению

орфограмм.

Для

этого

используются

следующие приёмы:

Подчёркивание орфограмм — ученики выделяют в тексте буквы,

написание которых требует проверки.

Группировка слов по типам орфограмм — например, подбор слов

с безударными гласными, парными согласными и т. д.

Объяснение

выбора

написания

учащиеся

аргументируют,

почему в слове пишется та или иная буква.

2. Использование алгоритмов

Алгоритмизация

помогает

структурировать

процесс

проверки

орфограмм.

Например,

для

проверки

безударной

гласной

можно

предложить следующий порядок действий:

Определить ударный слог.

Найти безударную гласную.

Подобрать проверочное слово.

Записать слово правильно.

3. Диктанты с комментированием

Комментированное письмо — эффективный приём, при котором

ученик

проговаривает

вслух

свои

действия

при

написании

слова.

Например:

«В слове "вода" пишу "о", потому что проверочное слово "воды"».

Этот

метод

развивает

осознанность

и

снижает

количество

ошибок.

4. Работа над ошибками

Анализ ошибок помогает ученикам понять их причины и избежать

повторения. Рекомендуется:

выписывать слова с ошибками;

подбирать проверочные слова;

составлять предложения с этими словами.

5. Игровые технологии

Игры повышают мотивацию и делают процесс обучения более

увлекательным. Примеры упражнений:

«Найди ошибку» — ученики ищут и исправляют преднамеренно

допущенные ошибки в тексте.

«Орфографическое

лото»

сопоставление

слов

с

соответствующими правилами.

«Кодирование» — замена орфограмм символами с последующей

расшифровкой.

Роль чтения в развитии орфографической зоркости

Чтение способствует запоминанию правильного написания слов.

Чем больше ребёнок читают, тем лучше у них развивается зрительная

память. Рекомендуется:

чтение вслух с акцентом на правильное произношение;

списывание текстов с выделением орфограмм;

заучивание стихов и пословиц, богатых орфограммами.

Заключение

Развитие орфографической зоркости — сложный и многогранный

процесс,

требующий

систематической

работы.

Успех

зависит

от

сочетания различных методов: анализа орфограмм, алгоритмизации,

комментированного

письма,

работы

над

ошибками

и

игровых

технологий. Важную роль также играет чтение, которое формирует

зрительные образы слов.

Применение

данных

приёмов

в

учебном

процессе

позволит

младшим школьникам не только усвоить правила правописания, но и

научиться применять их на практике, что является основой грамотного

письма.



В раздел образования