Автор: Литвинова Виктория Валентиновна
Должность: преподаватель раннего музыкального развития
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств "Этнос"
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
Раздел: дополнительное образование
Музыкальный фольклор как средство развития
музыкальных творческих способностей дошкольников
Литвинова В.В., преподаватель народного музыкального
творчества, раннего музыкального развития,
Почетный работник общего образования
О
сновной
целью
деятельности
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Детская
школа
искусств
«Этнос»
наряду
с
выявлением
и
развитием творческого потенциала у учащихся, является
развитие личностных качеств ребенка, его
духовности,
которое
невозможно
без
определения
себя
как
части
своего народа, своей культуры.
Р е а л и з а ц и я
з а д а ч
д у х о в н о г о
р а з в и т и я
подрастающего
поколения
предполагает
эстетическое
воспитание учащихся на материале национального музыкального творчества,
так
как
музыкальный
фольклор
является
непосредственным
отражением
жизни народа, его национального своеобразия, исторического опыта. Чем
раньше ребенок познакомится с красочным миром национального костюма,
праздника,
музыки,
песни,
танца,
тем
раньше
он
начнет
ощущать
себя
неотъемлемой
частью
родной
культуры
и
одновременно
с
уважением
и
интересом относиться к культуре других народов.
Традиционному культурному наследию принадлежит исключительная
роль
в
решении
задач
нравственного
воспитания
и
художественно-
эстетического развития подрастающего поколения.
Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,
органичная
традиционная
пластика,
характерные
детали,
цветовая
гамма
народной
одежды,
яркость
и
своеобразие
важнейших
атрибутов
традиционного быта – всё это способствует воспитанию чувства осознания
Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям,
как своего, так и других народов.
Литвиновой
В.В.
разработана
авторская
программа
по
учебному
предмету
«Фольклорная
азбука»
в
рамках
реализации
дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусств «Раннее
эстетическое воспитание».
Предмет «Фольклорная азбука» помогает ввести в многогранный мир
фольклора
детей
дошкольного
возраста,
дать
им
начальные
знания
о
традициях русского народа. Актуальность темы для ДШИ «Этнос» очевидна
в силу специфики образовательной области школы.
Тема,
заявленная
для
описания
опыта
работы
преподавателя
не
случайна, поскольку музыкальный фольклор является средством развития
творческих способностей дошкольников:
эмоциональной отзывчивости
воображения
эстетического чувства
нравственности
творческого интереса
артистичности
коммуникативных способностей
фантазии
самостоятельности
Впервые серьёзное внимание на детский фольклор обратил известный
педагог
К.Д.Ушинский.
В
60-х
годах XIX
века
в
журнале
«Учитель»
появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки
зрения
физиологии
и
психологии
ребёнка.
Тогда
же
начало сь
систематическое собирание народных произведений для детей. М.Горький
писал:
«Ребёнок
до
10-летнего
возраста
требует
забав
и
требование
его
биологически
законно.
Он
хочет
играть,
он
играет
всем,
он
познаёт
окружающий
его
мир,
прежде
всего
и
легче
в
игре,
с
игрой.
Этим
требованием забав предопределено игровое начало всех жанров фольклора»
1
.
В
процессе
освоения
фольклорного
материала
формируются
представления
детей
о
народном
музыкально-поэтическом
языке,
его
образно-смысловом
строе.
Деятельность,
строящаяся
на
принципах
фольклорного
творчества,
развивает
эмоционально-чувственную
сферу,
художественно-образное,
ассоциативное
мышление,
фантазию,
позволяет
активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом
в
эстетическом
воспитании
дошкольников.
Яркие
образы
добра
и
зла
в
песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Сказки и песни дети
не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру.
Традиционному культурному наследию принадлежит исключительная
роль
в
решении
задач
нравственного
воспитания
и
художественно-
эстетического развития подрастающего поколения.
Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,
органичная
традиционная
пластика,
характерные
детали,
цветовая
гамма
народной
одежды,
яркость
и
своеобразие
важнейших
атрибутов
традиционного быта – всё это способствует воспитанию чувства осознания
Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям
своего народов.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе
театрализованной
деятельности.
Эта
деятельность
развивает
личность
ребёнка,
совершенствует
навык
воплощать
в
игре
определённые
переживания, побуждает к созданию образов. Театрализованная деятельность
является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Результатом
деятельности
преподавателя
Литвиновой
В.В.
является
проведение
календарных
и
фольклорных
праздников.
Наиболее
традиционные из них:
1
Горький А. М. Собрание сочинений в 30-ти томах. – М., 1978. – С. 132.
Колядование (Святки) – обряд обхода домов в Рождество и Новый
год с поздравлениями, песнями-колядками, со звездою, пожеланием блага и
достатка, с обязательным вознаграждением колядовщиков угощениями. При
освоении дополнительной основной общеразвивающей программы «Раннее
эстетическое
воспитание»
обряд
колядования
введен
как
традиционное
мероприятие
для
детей
6
лет,
обучающихся
в
классе
«Ручеек».
Театрализованное
представление
«Пришла
Коляда,
отворяй
ворота»
исполняется
по
месту
работы
родителей
учащихся.
Для
проведения
праздника
разрабатывается
сценарий,
подбирается
соответствующий
учебный
материал,
преподаватель
проводит
беседу
с
учащимися
о
колядовании, рассказывает о колядках, ряженых. Постепенно осваивается
святочный
репертуар
с
последующим
исполнением
обряда.
Это
такие
произведения
как:
колядки
«Овсень,
овсень»,
«Куры
рябые»,
«Заинька»,
«Тётенька добренька», «Ай, спасибо, хозяюшка»; игра «Снежная Баба» и
дразнилка «Уж ты, Коля, Николай», святочная песня «Ого-го, Коза». Образ
козы и козла является непременным атрибутом для
веселых святочных
сценок.
Весь
колядующий
«коллектив»
должен
быть
одет
подобающим
образом. Дети рядятся в сарафаны, бабушкины платки, разрисовывают щёки
румянами,
красят
губы.
Взяв
реквизиты
(звезду
–
символ
Вифлеемской
звезды и солнце – символ солнцестояния) и отправляются колядовать. Вся эта
подготовка
создаёт
праздничное
настроение,
эмоциональный
подъем,
эйфорию в ожидании одаривания колядовщиков подарками и угощением.
Праздник
Масленица
–
еще
один
яркий
фрагмент
в
работе
с
дошкольниками.
Проводится он на
улице. В праздник включаются такие
обряды как: взятие снежного городка,
к а т а н и е
с
г о р ,
н а
с а н к а х ,
традиционное
угощение
блинами
и
чаем. Перед проведением праздника
дети
знакомятся
с
информацией
о
Масленице.
Сколько
дней
длится
Масленица. О том, что каждый день
и м е е т
с в о ё
н а з в а н и е ,
с в о и
особенности.
У
каждой забавы на улице помимо развлекательной функции, есть еще
и ритуальное значение. К примеру, с горки на санях и в упряжках молодежь
каталась для того, чтобы разбудить землю после зимней спячки и помочь
весне растопить снега и проводить зиму, а снежную крепость разбивали,
символически уничтожая холод, прогоняя зиму.
Развлечение
готовится
по
такому
плану:
Создается
сценарий.
Выбирается площадка. Строится горка, снежный городок. Подготавливаются
реквизиты для игровой программы. Подбираются записи русских народных
песен, музыкальных пьес на тему Масленицы.
Программу ведут Скоморохи, которые встречают участников и гостей,
затевают игры и соревнования, организуют эстафеты.
Игровая программа включает следующие моменты:
Эстафета «на трех ногах». Веселое соревнование, в котором участвуют
несколько команд. Все участники разбиваются на пары, в которых
лентой
связывают
правую
ногу
одного
участника
с
левой
ногой
второго. Задача пары максимально быстро добежать до определенной
черты
и
вернуться
к
своей
команде,
чтобы
передать
эстафету
следующим
участникам.
Побеждает
та
команда,
участники
которой
быстрее всех пройдут дистанцию
.
Взятие снежного городка. Соревнуются две команды.
Метание мётел. Кто метнёт метлу дальше.
Перетягивание
каната.
Две
команды
соревнуются,
кто
перетянет
команду соперников.
Катание с горы, кто дальше прокатится.
Катание на карусели.
Заканчивается праздник традиционным угощением блинами и чаем.
Закликание
весны
–
обряд,
совершаемый
ранней
весной,
стал
обязательным для
сценического воплощения в классе «Родничок». Обряд
заключается в пении веснянок, закличек с призывами птиц и весны, участии
в игровой программе.
Для
проведения
этого
праздника
также
требуется
предварительная
работа.
На
занятиях
изучается
соответствующий
материал: дети
узнают о Дне равноденствия, когда
долгота дня равна долготе ночи (22
марта),
изготавливают
из
бумаги
ж а в о р о н ко в ,
з н а ко м я т с я
с
народными
играми,
такими,
как
«Две тетери», «Сорока», «Тетёра»,
«Заря,
заряница»,
чтобы
играть
в
них
на
празднике.
Заучивают
заклички:
«Нам
весну
гукать»,
«Жаворонушки». Разучивают веснянки: «Соловейка», «Мы сидели у окна»,
которая
сопровождается
игрой
на
ложках,
хороводно-игровую
песню
«Марома», исполняемую совместно с педагогом. Слушают в записи пение
птиц. Родители также участвуют в подготовке мероприятия, выпекая булочки
в виде жаворонков, которыми угостят детей в конце праздника.
Фольклорный праздник «Лукерья-Комарница».
Название
народного
праздника
«Комарница»
появилось
в
связи
с
множеством примет этого дня, которые связаны с комарами. В этот день
ждали появления комаров, которых по народному поверью, носил ветер.
Холодный ветер осенью увлекал комариные стаи за моря, а теплый весенний
возвращал. Потому и приговаривали: «Если на Лукерью много комаров —
готовь по ягоды коробов; если много мошек — готовь по грибы лукошек».
Сценарий
праздника
насыщен
песнями
и
играми,
связанными
с
комарами и мошками, даже ведущие этого праздника: Лукерья-Комарница и
Комар.
Программа
включает
в
себя
народные
песни
«Жил
на
свете
комарочек», хоровод «А я по лугу», хор из музыкальной сказки «Муха-
Цокотуха». Герои Комар и Лукерья-Комарница, играют с ребятами в игры
«Поймай комара», «Догони комарика». Дети с удовольствием готовятся к
выступлению, рисуют множество рисунков на тему фольклорного праздника,
на них Лукерья-Комарница, Комар, мошки, бабочки. Такая выставка рисунков
непременно украшает праздник.
Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту
почву,
на
которой
развиваются
человеческие
чувства:
любовь,
доброта,
взаимопомощь.
При
подготовке
и
проведении
праздников
происходит
преображение
робких
детей
в
эмоциональных,
инициативных.
Ребёнок
органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки,
развивает фантазию. Причём, развитие творческих способностей происходит
само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Основываясь
на
опыте,
можно
сказать,
что
знакомство
с
детским
музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему
миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный
вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные
привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор
является ценным средством развития музыкальных творческих способностей
дошкольников.