Напоминание

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников


Автор: Литвинова Виктория Валентиновна
Должность: преподаватель раннего музыкального развития
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств "Этнос"
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальный фольклор как средство развития

музыкальных творческих способностей дошкольников

Литвинова В.В., преподаватель народного музыкального

творчества, раннего музыкального развития,

Почетный работник общего образования

О

сновной

целью

деятельности

муниципального

учреждения

дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств

«Этнос»

наряду

с

выявлением

и

развитием творческого потенциала у учащихся, является

развитие личностных качеств ребенка, его

духовности,

которое

невозможно

без

определения

себя

как

части

своего народа, своей культуры.

Р е а л и з а ц и я

з а д а ч

д у х о в н о г о

р а з в и т и я

подрастающего

поколения

предполагает

эстетическое

воспитание учащихся на материале национального музыкального творчества,

так

как

музыкальный

фольклор

является

непосредственным

отражением

жизни народа, его национального своеобразия, исторического опыта. Чем

раньше ребенок познакомится с красочным миром национального костюма,

праздника,

музыки,

песни,

танца,

тем

раньше

он

начнет

ощущать

себя

неотъемлемой

частью

родной

культуры

и

одновременно

с

уважением

и

интересом относиться к культуре других народов.

Традиционному культурному наследию принадлежит исключительная

роль

в

решении

задач

нравственного

воспитания

и

художественно-

эстетического развития подрастающего поколения.

Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,

органичная

традиционная

пластика,

характерные

детали,

цветовая

гамма

народной

одежды,

яркость

и

своеобразие

важнейших

атрибутов

традиционного быта – всё это способствует воспитанию чувства осознания

Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям,

как своего, так и других народов.

Литвиновой

В.В.

разработана

авторская

программа

по

учебному

предмету

«Фольклорная

азбука»

в

рамках

реализации

дополнительной

общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусств «Раннее

эстетическое воспитание».

Предмет «Фольклорная азбука» помогает ввести в многогранный мир

фольклора

детей

дошкольного

возраста,

дать

им

начальные

знания

о

традициях русского народа. Актуальность темы для ДШИ «Этнос» очевидна

в силу специфики образовательной области школы.

Тема,

заявленная

для

описания

опыта

работы

преподавателя

не

случайна, поскольку музыкальный фольклор является средством развития

творческих способностей дошкольников:

эмоциональной отзывчивости

воображения

эстетического чувства

нравственности

творческого интереса

артистичности

коммуникативных способностей

фантазии

самостоятельности

Впервые серьёзное внимание на детский фольклор обратил известный

педагог

К.Д.Ушинский.

В

60-х

годах XIX

века

в

журнале

«Учитель»

появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки

зрения

физиологии

и

психологии

ребёнка.

Тогда

же

начало сь

систематическое собирание народных произведений для детей. М.Горький

писал:

«Ребёнок

до

10-летнего

возраста

требует

забав

и

требование

его

биологически

законно.

Он

хочет

играть,

он

играет

всем,

он

познаёт

окружающий

его

мир,

прежде

всего

и

легче

в

игре,

с

игрой.

Этим

требованием забав предопределено игровое начало всех жанров фольклора»

1

.

В

процессе

освоения

фольклорного

материала

формируются

представления

детей

о

народном

музыкально-поэтическом

языке,

его

образно-смысловом

строе.

Деятельность,

строящаяся

на

принципах

фольклорного

творчества,

развивает

эмоционально-чувственную

сферу,

художественно-образное,

ассоциативное

мышление,

фантазию,

позволяет

активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом

в

эстетическом

воспитании

дошкольников.

Яркие

образы

добра

и

зла

в

песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Сказки и песни дети

не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру.

Традиционному культурному наследию принадлежит исключительная

роль

в

решении

задач

нравственного

воспитания

и

художественно-

эстетического развития подрастающего поколения.

Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,

органичная

традиционная

пластика,

характерные

детали,

цветовая

гамма

народной

одежды,

яркость

и

своеобразие

важнейших

атрибутов

традиционного быта – всё это способствует воспитанию чувства осознания

Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям

своего народов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе

театрализованной

деятельности.

Эта

деятельность

развивает

личность

ребёнка,

совершенствует

навык

воплощать

в

игре

определённые

переживания, побуждает к созданию образов. Театрализованная деятельность

является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Результатом

деятельности

преподавателя

Литвиновой

В.В.

является

проведение

календарных

и

фольклорных

праздников.

Наиболее

традиционные из них:

1



Горький А. М. Собрание сочинений в 30-ти томах. – М., 1978. – С. 132.

Колядование (Святки) – обряд обхода домов в Рождество и Новый

год с поздравлениями, песнями-колядками, со звездою, пожеланием блага и

достатка, с обязательным вознаграждением колядовщиков угощениями. При

освоении дополнительной основной общеразвивающей программы «Раннее

эстетическое

воспитание»

обряд

колядования

введен

как

традиционное

мероприятие

для

детей

6

лет,

обучающихся

в

классе

«Ручеек».

Театрализованное

представление

«Пришла

Коляда,

отворяй

ворота»

исполняется

по

месту

работы

родителей

учащихся.

Для

проведения

праздника

разрабатывается

сценарий,

подбирается

соответствующий

учебный

материал,

преподаватель

проводит

беседу

с

учащимися

о

колядовании, рассказывает о колядках, ряженых. Постепенно осваивается

святочный

репертуар

с

последующим

исполнением

обряда.

Это

такие

произведения

как:

колядки

«Овсень,

овсень»,

«Куры

рябые»,

«Заинька»,

«Тётенька добренька», «Ай, спасибо, хозяюшка»; игра «Снежная Баба» и

дразнилка «Уж ты, Коля, Николай», святочная песня «Ого-го, Коза». Образ

козы и козла является непременным атрибутом для

веселых святочных

сценок.

Весь

колядующий

«коллектив»

должен

быть

одет

подобающим

образом. Дети рядятся в сарафаны, бабушкины платки, разрисовывают щёки

румянами,

красят

губы.

Взяв

реквизиты

(звезду

символ

Вифлеемской

звезды и солнце – символ солнцестояния) и отправляются колядовать. Вся эта

подготовка

создаёт

праздничное

настроение,

эмоциональный

подъем,

эйфорию в ожидании одаривания колядовщиков подарками и угощением.

Праздник

Масленица

еще

один

яркий

фрагмент

в

работе

с

дошкольниками.

Проводится он на

улице. В праздник включаются такие

обряды как: взятие снежного городка,

к а т а н и е

с

г о р ,

н а

с а н к а х ,

традиционное

угощение

блинами

и

чаем. Перед проведением праздника

дети

знакомятся

с

информацией

о

Масленице.

Сколько

дней

длится

Масленица. О том, что каждый день

и м е е т

с в о ё

н а з в а н и е ,

с в о и

особенности.

У

каждой забавы на улице помимо развлекательной функции, есть еще

и ритуальное значение. К примеру, с горки на санях и в упряжках молодежь

каталась для того, чтобы разбудить землю после зимней спячки и помочь

весне растопить снега и проводить зиму, а снежную крепость разбивали,

символически уничтожая холод, прогоняя зиму.

Развлечение

готовится

по

такому

плану:

Создается

сценарий.

Выбирается площадка. Строится горка, снежный городок. Подготавливаются

реквизиты для игровой программы. Подбираются записи русских народных

песен, музыкальных пьес на тему Масленицы.

Программу ведут Скоморохи, которые встречают участников и гостей,

затевают игры и соревнования, организуют эстафеты.

Игровая программа включает следующие моменты:

Эстафета «на трех ногах». Веселое соревнование, в котором участвуют

несколько команд. Все участники разбиваются на пары, в которых

лентой

связывают

правую

ногу

одного

участника

с

левой

ногой

второго. Задача пары максимально быстро добежать до определенной

черты

и

вернуться

к

своей

команде,

чтобы

передать

эстафету

следующим

участникам.

Побеждает

та

команда,

участники

которой

быстрее всех пройдут дистанцию

.

Взятие снежного городка. Соревнуются две команды.

Метание мётел. Кто метнёт метлу дальше.

Перетягивание

каната.

Две

команды

соревнуются,

кто

перетянет

команду соперников.

Катание с горы, кто дальше прокатится.

Катание на карусели.

Заканчивается праздник традиционным угощением блинами и чаем.

Закликание

весны

обряд,

совершаемый

ранней

весной,

стал

обязательным для

сценического воплощения в классе «Родничок». Обряд

заключается в пении веснянок, закличек с призывами птиц и весны, участии

в игровой программе.

Для

проведения

этого

праздника

также

требуется

предварительная

работа.

На

занятиях

изучается

соответствующий

материал: дети

узнают о Дне равноденствия, когда

долгота дня равна долготе ночи (22

марта),

изготавливают

из

бумаги

ж а в о р о н ко в ,

з н а ко м я т с я

с

народными

играми,

такими,

как

«Две тетери», «Сорока», «Тетёра»,

«Заря,

заряница»,

чтобы

играть

в

них

на

празднике.

Заучивают

заклички:

«Нам

весну

гукать»,

«Жаворонушки». Разучивают веснянки: «Соловейка», «Мы сидели у окна»,

которая

сопровождается

игрой

на

ложках,

хороводно-игровую

песню

«Марома», исполняемую совместно с педагогом. Слушают в записи пение

птиц. Родители также участвуют в подготовке мероприятия, выпекая булочки

в виде жаворонков, которыми угостят детей в конце праздника.

Фольклорный праздник «Лукерья-Комарница».

Название

народного

праздника

«Комарница»

появилось

в

связи

с

множеством примет этого дня, которые связаны с комарами. В этот день

ждали появления комаров, которых по народному поверью, носил ветер.

Холодный ветер осенью увлекал комариные стаи за моря, а теплый весенний

возвращал. Потому и приговаривали: «Если на Лукерью много комаров —

готовь по ягоды коробов; если много мошек — готовь по грибы лукошек».

Сценарий

праздника

насыщен

песнями

и

играми,

связанными

с

комарами и мошками, даже ведущие этого праздника: Лукерья-Комарница и

Комар.

Программа

включает

в

себя

народные

песни

«Жил

на

свете

комарочек», хоровод «А я по лугу», хор из музыкальной сказки «Муха-

Цокотуха». Герои Комар и Лукерья-Комарница, играют с ребятами в игры

«Поймай комара», «Догони комарика». Дети с удовольствием готовятся к

выступлению, рисуют множество рисунков на тему фольклорного праздника,

на них Лукерья-Комарница, Комар, мошки, бабочки. Такая выставка рисунков

непременно украшает праздник.

Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту

почву,

на

которой

развиваются

человеческие

чувства:

любовь,

доброта,

взаимопомощь.

При

подготовке

и

проведении

праздников

происходит

преображение

робких

детей

в

эмоциональных,

инициативных.

Ребёнок

органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки,

развивает фантазию. Причём, развитие творческих способностей происходит

само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

Основываясь

на

опыте,

можно

сказать,

что

знакомство

с

детским

музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему

миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный

вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные

привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор

является ценным средством развития музыкальных творческих способностей

дошкольников.



В раздел образования