Автор: Дергачева Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "ГИМНАЗИЯ № 48"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Урок математики 2 класс
Раздел: начальное образование
Урок математики во 2 классе
УМК «Перспектива»
Учитель : Дергачева Наталья Михайловна
Тема: Письменное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Цель урока: закрепить письменный прием сложения и вычитания двузначных чисел вида 23+15,69-24, показать место расположения
десятков и единиц при решении выражений в столбик
Задачи урока: сформировать навык сложения двузначных чисел с помощью записи выражений в столбик, с учетом места расположения
десятков и единиц.
Форма организации учебной деятельности: частично-поисковая; индивидуальная, фронтальная, парная.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать двузначные
числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; находить
периметр прямоугольника.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):познавательные: способны понимать учебную задачу,
отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои
достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать
мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Оборудование:
Учебник Дорофеев Г.В. «Математика» для 2 класса
Компьютер
Презентация
Карточки
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А
Этапы
урока
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации
взаимо-
действия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
1 этап
Орг.
момент
Приветствие учащихся, проверка
готовности к уроку
-Сегодня урок у нас не совсем
обычный. У нас гости,
поздоровайтесь. Когда гости в доме,
то это всегда волнительно. Чтобы
волнение ушло, давайте возьмемся
за руки, улыбнемся друг другу и
скажем: «Мы вместе! У нас всё
получится!»
Демонстрируют
готовность
к уроку
Ф
Регулятивные: контролируют свои
действия
2 этап
Каллигра-
фическая
минутка
Прописывает образец на доске:
2 5 9 12 16 …
– Что вы заметили? Продолжите
закономерность.
– Пропишите строчки чисел у себя в
тетрадях
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
записывают числа в
тетради
Ф
Регулятивные: контролируют свою
деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют
необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно
выражать свои мысли.
Личностные: принимают и
осваивают социальную роль
обучающегося
3 этап
Устный
счет
«Цепочка».
90,70,10,50,40,56,30,80
Дети слушают
учителя; отвечают.
Обосновывают своё
Ф
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей
– Найдите лишнее число.
-Расположите оставшиеся числа в
порядке возрастания и запишите их.
-Найдите сумму наименьшего и
наибольшего из этих чисел.
-Найдите число, которое получим,
если 40 увеличим в 2 раза.
-Найдите числа, которые делятся на
3
-Составьте из чисел 30,50,80 пример
на вычитание
-Какие арифметические действия
мы выполняли?
- Кому же будет посвящен наш урок
математики? Давайте узнаем.
Решение выражений.
20*2+30 открываем пазл
10*5+5 открываем пазл
2*9:6 открываем пазл
4*2:8 открываем пазл
-Какие знания нам понадобились,
чтобы выполнить это задание?
Составляем картинку – изображен
белый медведь.
-Оказывается, сегодня 27 февраля
–Международный день белого
медведя. Что мы о нём знаем и что
ещё нового узнаем об этом
животном?
Белый медведь занесён в Красную
решение.
Выходят к доске
учащиеся.
После решения
примеров
составляется из
пазлов целая
картинка .
деятельности и деятельности
партнеров; при необходимости
корректируют собственную
деятельность и деятельность
одноклассников
книгу. Чтобы обратить внимание
людей на то, что нужно сохранить
белых медведей -и был учрежден
такой день :День белого медведя.
4 этап
Актуализа-
ция знаний
Выполним задания на льдинке.
«Исправить ошибки» (1 ученик)
84+2-40=46 75-5+30=90
14:7=3 4*4+10=24
10*6=50 3*2*2=13
(2 ученик) ( 3 ученик )
38
Х+5=13 /_____/_____/______/
12 6 ?
19-х= 6 Составить задачу
Пока учащиеся выполняют задания
у доски, все остальные дети
выполняют математический
диктант в тетрадях.
1.Из 18 вычесть частное чисел 8и 2
2.Разность чисел 46 и 42 умножить
на 5
3.К произведению чисел 40 и 2
прибавить 20
4.60 разделить на разность чисел 12
и 9
В результате индивидуальных
решений у доски снимаем
«льдинку» и читаем о медведях.
№1 Обитает на Северном полюсе,
1 ученик
исправляет ошибки
в выражениях;
2 ученик решает
уравнения;
3 ученик составляет
задачу и
записывает
решение задачи
1 учащийся
работает у доски
Учащиеся читают
познавательный
материал о белом
медведе на
И
Познавательные: владеют
математическими терминами:
уменьшить, увеличить, прибавить,
вычесть; знают таблицу сложения и
вычитания ,таблицу умножения и
деления
в Арктике. Живёт белый медведь
25-30 лет.
«льдинке»
5 этап
Закрепление
изученного
материала.
Сообщение
темы
и целей
Предлагает найти значение суммы
34 + 51
(с подробным объяснением).
О б ъ я с н е н и е: представим число
34 в виде суммы разрядных
слагаемых 30 и 4. Удобно к первому
слагаемому тридцать четыре
прибавить пятьдесят, а затем к
полученному результату прибавить
один.
34 + 51 = 34 + (50 + 1) = (34 + 50) +
1 =
= 84+1=85
– До сих пор мы с вами
пользовались различными устными
приемами сложения двузначных
чисел.
Познавательная:
слушают учителя.
Коммуникативная:
вступают
в диалог с учителем
и одноклассниками.
Регулятивная:
выделяют и
осознают то, что
знают и что предстоит
усвоить
Ф
Регулятивные: под руководством
учителя формулируют учебную
задачу урока.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель;
осознанно строят речевое
высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют
слушать, слышать и понимать
партнера по диалогу, доносить свои
мысли до всех участников
образовательного процесса.
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают
его; имеют желание учиться;
проявляют интерес к изучаемому
предмету
Предлагает рассмотреть запись на
доске:
24 38 97
+ 3 + 10 -92
54 39 05
Наблюдают,
логически
рассуждают,
обобщают, делают
выводы
Ф
Регулятивные: контролируют свою
деятельность и деятельность
одноклассников, при необходимости
вносят корректировки.
Познавательные: анализируют
– Рассмотрите внимательно запись.
– Что вы заметили?
– Расскажите.
– Как расположены единицы
слагаемых? (Единицы расположены
под единицами.)
– Как расположены десятки?
и сравнивают объекты, делают вы-
воды.
Коммуникативные: знают правила
ведения диалога; уважают в
общении как партнеров, так и самих
себя.
Личностные: принимают и
(Десятки расположены под
десятками.)
– Где стоит знак действия? (Слева
от слагаемых.)
– Что в записи заменяет знак
равенства? (Черта.)
– Как располагается значение
суммы? (Под чертой; единицы
записаны под единицами, десятки
под десятками.)
Далее поясняет, что при сложении в
столбик вычисления начинают
делать с единиц
-Сформулируйте тему сегодняшнего
урока.
-Какие цели мы поставим перед
собой?
-Давайте исправим ошибки и
запишем правильно примеры.
-Выполнили задание ,открываем
«льдинку» и читаем о медведе.
№2 Масса белого медведя 700 кг
и длина тела 3 м. Выдерживает
температуру -45.У него 2 слоя
меха и толстый слой подкожного
жира.
осваивают социальную роль
обучающегося
6 этап
Первичное
закрепле-
ние знаний
С целью отработки приема
сложения двузначных чисел в
столбик предлагает выполнить
задание 2. стр.42 учебник
По вариантам: 1 вариант -первая
строка,
2 вариант -вторая строка.
Выполняют
необходимые
действия,
логически
рассуждают.
Ф
И
Познавательные: создают алгоритм
деятельности; структурируют
знания.
Личностные: понимают важность
приобретаемых знаний и умений.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
Взаимопроверка.
-Выполнили задание ,открываем
«льдинку» и читаем о медведе.
№3 Белый медведь способен
проплыть 687 км без отдыха. На
подошвах лап у него- шерсть. Это
помогает ему не скользить по
льду и не мерзнуть.
осуществляют контроль,
корректировку и оценивание своей
деятельности и деятельности
партнера
7 этап
Работа над
задачей
Работа в паре
На парте карточка
В Арктике на 1 льдине было 43
маленьких медвежонка, а на 2
льдине на 12 медвежат меньше.
Сколько медвежат на 2-ой
льдине?
Предлагает обучающимся
усложнить условие задачи
с последующей взаимопроверкой
– Прочитайте текст задачи .
– Что в задаче известно?
– О чем спрашивается?
– Какая это задача: простая или
составная?
– Назовите данные и искомое числа.
– Запишите задачу кратко.
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы,
доказывают,
почему данный
текст является
задачей;
выполняют
краткую запись;
Ф-И
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей
деятельности и деятельности
партнеров по образовательному
процессу, при необходимости
корректируют собственную
деятельность и деятельность
одноклассников; способны к
саморегуляции.
Познавательные: создают
алгоритмы деятельности;
устанавливают причинно-
следственные связи,
– Решите задачу по действиям, с
пояснениями.
Р е ш е н и е :
1) 43 – 12 =31 (м) – на 2 льдине;
2) 43 + 31 = 74 (м) – всего.
объясняют, каким
образом следует
выполнить
решение,
обосновывают
строят логическую цепочку
рассуждений.
Коммуникативные: умеют
слушать, слышать и понимать
партнера по речевому
– Запишите решение задачи
выражением.
(43-12)+43
– Сформулируйте и запишите ответ
задачи
-Выполнили задание ,открываем
«льдинку» и читаем о медведе.
№4 У медведя хорошее обоняние,
нюх. Может обнаружить добычу
на расстоянии 1км 500м
выбор
арифметических
действий для
решения задачи;
записывают
решение, дают
ответ на
поставленный
вопрос
высказыванию, обосновывать свою
точку зрения; при возникновении
спорных ситуаций не создают
конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; осознают
важность получаемых знаний и
приобретаемых умений
8 этап
Работа
с интер-
активной
доской
Игра «Сложение и вычитание
чисел»
– Решите пример, найдите
правильный ответ среди чисел.
Упражнение способствует развитию
навыков счета, закреплению
изученных школьниками приемов
сложения и вычитания.
Учащиеся находят
правильный ответ;
самостоятельно
находят значение
выражения.
Ф-И
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей
деятельности и деятельности
партнера; при необходимости
корректируют деятельность,
выделяют то, что уже усвоено, и то,
что необходимо усвоить.
Познавательные: анализируют
объекты, выделяя их существенные
признаки; моделируют.
Коммуникативные: владеют
диалогической речью; уважают в
сотрудничестве как партнера, так и
самого себя; не создают конфликтов.
Личностные: принимают и
осваивают социальную роль
обучающегося; стремятся развивать
самостоятельность, внимание.
Регулятивные: прогнозируют
результаты собственной
деятельности, контролируют и
оценивают себя;
Личностные: осознают важность
полученных знаний; приобретают
мотивацию к учебной деятельности;
9 этап
Рефлексия
– Чему научил вас сегодняшний
урок?
– Все ли вам было понятно?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
На доске у нас арктический остров,
где должны жить белые медведи.
Если всё понятно было на уроке –
« заселяем» белого медведя на
остров.
Если ещё остались вопросы- ставим
«льдинку» на остров.
Если было непонятно на уроке -
ставим «тучку» на остров.
-И скажем друг другу: «Мы вместе!
У нас всё получилось!»
Отвечают на
вопросы, делают
выводы,
обобщения.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке
Ф